12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Домнина Валентина Владимировна1284
учитель начальных классов МКОУ "Павлохуторская СШ№12" ,образование средне-специальное,1 категория
Россия, Тульская обл., Ефремовский район,с.Павло-Хутор
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
10

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Части речи: имя существительное, имя прилагательное (повторение)»



Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Павлохуторская СШ №12» Ефремовского района Тульской области


 

4 класс


 

Учитель начальных классов

Домнина Валентина Владимировна


 

2017 г.

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Части речи: имя существительное, имя прилагательное (повторение)»

Учитель: Домнина Валентина Владимировна

Тема урока: «Части речи: имя существительное, имя прилагательное(повторение).

Тип урока: повторение, закрепление умений и навыков

Цель урока: актуализировать знания об одушевлённых и неодушев­лённых, собственных и нарицательных именах существительных; развивать умения распознавать части речи и определять их при­знаки.

развивать мыслительные операции: умение рассуждать и обосновывать свой рассуждения.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

-Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

-Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

(Регулятивные УУД).

-Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию.

(Коммуникативные УУД).

-Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя и самостоятельно; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой опыт и информацию.

Предметные:

-Уметь распознавать части речи по грамматическим признакам.

-Уметь правильно использовать их в речи.

Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа.

Основные понятия : Части речи: самостоятельные и служебные; существительное, прилагательное, глагол, местоимение, числительное, союз, предлог, частица; признаки частей речи: род, число, падеж, время, лицо.

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Русский язык. Учебник для 4-го класса. Часть 1.

- тетрадь

- проектор, экран, компьютер.

Технологии: КСО (коллективный способ обучения), критическое мышление, ИКТ, игровые, здоровьесберегающие технологии.

Ход урока

 

Этапы урока и его цели

Деятельность учителя (Виды работы)

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- организовать планирование учебной деятельности на уроке.

Приветствие.( Слайд 2)

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
И на парте все в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
Ножки – вместе,
Спинки – ровно
И к уроку все готово!

(Слайд 2)

Мы сегодня отправимся в путешествие в город «Частьречинск», слайд 3

а чтобы мы не заблудились нам нужен маршрутный лист. (Слайд 4)

Чтобы путешествие было успешным, также нам пригодится карта успешности, где вы будете отражать свои успехи на каждой остановке. Слайд 5

1 остановка «Повторяй-ка» (слайд 6-7)

Игра «Рассели части речи»

На какие две большие группы можно разделить все слова русского языка?

- Какую роль играют в языке служебные части речи?"

-Приведите примеры самостоятельных частей речи и назо­вите их грамматические признаки.


 

Дети проговаривают приветствие


 


 


 


 


 


 

Формулируют ответы, приводят примеры.


 


 


 


 


 

на доске выполняет одна ученица


 

Оформлять свои мысли в устной форме

(Коммуникативные УУД)

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цели:

- организовать актуализацию умений;

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.

Самоопределение к деятельности.

Применение сконструированного понятия для разграничения частей речи.

Цели:

- выявить и зафиксировать в речи затруднение в учебной деятельности;

- организовать применение нового знания.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

2. Остановка «Словознай - ка» (слайд 8-9)

1. Распределительный диктант

— Запишите имена существительные в три столбика: мужско­го рода, женского рода, среднего рода.

Глушь, солнце, плащ, молодёжь, окно, ночь, борщ, молоко, товарищ, здоровье, мелочь, помощь.

- Подчеркните орфограммы в словах.

— Какие орфограммы вы подчеркнули в именах существи­тельных женского и мужского рода?

— Придумайте ещё по одному слову с такими же орфограммами.

Следующая 3.остановка «Вспоминай- ка» ( слайд 10)

Рассмотрите таблицу на с. 69 учебника.

— Прочитайте грамматический признак в первой строке. К какой части речи он относится?

— Прочитайте грамматический признак в следующей строке. Какие части речи могут быть одушевлёнными или неоду­шевлёнными?

— Какие части речи могут изменяться по числам?

— Какие части речи могут изменяться по падежам?

— Какие части речи изменяются по родам?

— Изменяются ли по родам имена существительные?

— Изменяются ли по родам имена прилагательные?

— В какой форме изменяются по родам глаголы?

— Какие местоимения изменяются по родам?

— Сформулируйте задачи урока. (Повторить грамматические признаки изученных частей речи, научиться их определять.)


 


 


 

Дети записывают слова.

Выделяют орфограммы.

Ответы детей


 


 

Ответы детей


 


 


 


 

Нет, имя существительное имеет постоянную форму рода

Да

В форме прошедшего времени.

Личные место­имения 3-го лица.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)

Проектирование и фиксация новых знаний.Включение в систему знаний и повторение.

Цель: упражнять в различении частей речи и определении их признаков

4.Остановка «Выполняй- ка» (слайд 11)

Работа с учебником – с. 70

2.Выполнение упражнения упр. 117 (с. 70).

Прочитайте.

— Составьте пословицы. Объясните их смысл.

— Приведите примеры изученных частей речи в этих предло­жениях.

— Назовите в каждой пословице словосочетания, в которых имя существительное является главным словом.

— От чего зависят род, число, падеж имён прилагательных?

— Какой грамматический признак можно определить у имён числительных? Как его определить?—

Выполните письменные задания к упражнению.


 


 


 


 

Дети работают устно со словами, отвечают на вопросы учителя

Дети работают с упражнением учебника.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)

Развивать мыслительные операции: анализ, обобщение (Познавательные УУД)

Физкультминутка

5.Остановка «Отдыхай- ка» (слайд 12)

Предлагает детям физминутку

Выполняют движения под музыку


 

Контроль , коррекция. (Регулятивные УУД)

Включение в систему знаний и повторение.

6.Остановка «Думай - ка»

( слайд 13)

3.Образуйте от существительного глагол и прилагательное.

(Слайд 14)

Мороз –

труд–

работа –

холод –

боль –

Проверка. Слайд 15

7. Остановка «Проверяй - ка» (слайд 16)

4.Фонетический разбор слова бьёт

 

5.Выполнение упражнения упр. 119 (с. 71)

— Прочитайте.

— Найдите в предложении имена прилагательные.

— С какой частью речи они связаны в предложений?

— От чего зависят род, число и падеж имён прилагательных?

Выполните письменные задания к упражнению.


 

Дети образуют от существительных глаголы и прилагательные.

Пишут самостоятельно, затем проверяем.

Морозный, морозить;

Трудовой, трудиться;

Рабочий; работать;

Холодный; холодать;

Больной; болеть.

Выполняют фонетический разбор

Дети выбирают уровень сложности и выполняют упражнения

Проверяют

 

Работа по карточкам.

Цели:

- зафиксировать содержание урока;

Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной ученой деятельности;

- соотнести её цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности.

Домашнее задание (слайд 21)

8.Остановка «Подбирай - ка»

(слайд 17)

(слайд 18)

Подберите к каждому имени прилагательному подходящее существительное, составьте словосочетания и запишите их. Укажите число и род имён прилагательных, выделите в них окончания.

Крупный, огромный (зёрна, озеро); старый, пожилой (возраст, газе­та); ценный, дорогой (совет, вещь); дружеский, дружный (совет, команда).

(слайд 19)

Какие грамматические признаки можно определить у имён существительных и прилагательных?

— Что надо знать о написании родовых окончаний имён при­лагательных?

Оцените свою работу на уроке.

(слайд 20)

1. Довольна собой. Красная карточка

2. Не совсем довольна своей работой. Жёлтая карточка

3. Не довольна своей работой. Зелёная карточка

Оценки детям за работу на уроке.

Упр. 114 (с. 68). Краткий инструктаж домашнего задания

- Спасибо всем за урок! Молодцы, работали активно, повторили самое главное. На следующих уроках продолжим эту работу.

Выполняют задание


 


 


 


 


 

Ответы детей


 


 


 

Дети помогают оценивать свою работу и работу товарищей


 

Учились анализировать свою работу, выражать свое отношение к изученному материалу.


 

Сигналы

 


 


 

Оценивать правильность выполнения действия

(Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

(Личностные УУД)

       
 

 


 


 


 


 


презентация к уроку русского языка
PPTX / 294.36 Кб

приложение
DOCX / 1021.79 Кб
Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (2)

Алина Яковлевна Корогод, 04.11.17 в 20:20 1 Ответить Пожаловаться
Уважаемая Валентина Владимировна! В уроке нет ни одного вопроса по второй цели урока!

Домнина Валентина Владимировна, 07.11.17 в 10:34 0 Ответить Пожаловаться
Алина Яковлевна, спасибо, что внимательно посмотрели мою работу, я, к сожалению, допустила погрешность, "заигралась" что называется. Ещё раз спасибо, что указали на мои ошибки, буду стараться в будущем не допускать подобные промахи. Вам творческих успехов!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.