Урок русского языка «Повторение изученного о глаголе», 9 класс
Тема: «Повторение изученного о глаголе».
Тип урока: урок повторения знаний.
Цель: Повторить, закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе.
Задачи:
Образовательная: Совершенствование ЗУН школьников о грамматических признаках глагола; повторить правило правописания не с глаголами, расширять словарный запас учащихся;
Коррекционно-развивающая: Продолжить развивать и корригировать орфографическую зоркость учащихся, память, мышление, внимание, самостоятельность, устную и письменную речь; развивать мелкую моторику пальцев;
Воспитательная: Воспитывать интерес к учёбе, к родному языку, усердие и усидчивость, трудолюбие.
I. Орг. момент, эмоциональный настрой
-Здравствуйте, ребята! Надеюсь, этот урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.
-Откройте тетради и запишите сегодняшнее число; классная работа.
II. Сообщение темы и целей урока
-Чтобы узнать, чем сегодня мы будем заниматься на уроке нужно, отгадать загадку и назвать волшебное слово.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … (глагол).
-Правильно. Сегодня на уроке мы повторим изученное о глаголе.
-Запишите тему урока «Повторение изученного о глаголе»
III. Минутка каллиграфии и развития мелкой моторики пальцев:
А) записать в тетради
Гг, Дд, Рр;
Б) Гимнастика с учебным предметом (дети проговаривают слова и выполняют действия с карандашом или ручкой с «ребристым» корпусом – зажимают концы карандаша большими и указательными пальцами обеих рук и начинают крутить его в одну и другую стороны; затем упражнение выполняют для больших и средних пальцев, для больших и безымянных, для больших и мизинцев).
-Крутим мы с тобой давно
Это толстое бревно.
-Вы ошиблись, это наш
Тонкий, лёгкий карандаш.
IV. Актуализация знаний:
-Скажите, для чего нам нужны глаголы?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает?
- Дайте определение глаголу.
- А сейчас давайте поиграем. Игра « Лазутчик», нужно будет определить другую часть речи, спрятавшуюся между глаголами:
Летит, дробить, легкий, чистил.
Пуск, пускает, запустит, выпустил.
Гладил, загладить, глажка, рубил.
V. Основная тема:
А) - А теперь давайте вспомним о роли глаголов в предложении. Перед вами карточки. Каждому нужно будет выполнить свое задание:
1гр. В ст..р..не от д..роги ст..ит одинокая мельница.
Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть главные члены предложения.
2гр. Тихие волны качают у берега лодку.
Подчеркнуть главные члены предложения.
3 гр. (Кто?) Папа осенью (что делал?) ходил на охоту.
Подчеркнуть главные члены предложения.
- Сделаем вывод, чем является глагол в предложении?
Б) Физминутка. Снятие зрительного и мышечного утомления:
1.Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
2.Сцепите кисти «в замок» и выверните «замок» вперед, затем вниз, вбок и вверх. Повторите 10 раз.
В). Сейчас мы вспомним о непостоянных признаках глагола:
- Поставь глаголы в том времени, числе и лице, которые указаны в скобках.
Ловить – (ловит) (н.в., 3л., ед.ч.),
прибежать – (прибежала) (п.в., ед.ч., ж.р.),
кричать – (кричите) (н.в., 2л., мн.ч.),
командовать - (командую) (н.в., 1л., ед.ч.),
крошить – (покрошат) (б.в., 3л., мн.ч.).
- Записываем в тетрадь получившиеся глаголы через запятую. Проверка по цепочке.
-Какие признаки относятся к непостоянным? (время, лицо, число, род).
- Что еще мы можем определить у глагола и какой признак еще не назвали? (спряжение). Спряжение относится к непостоянным признакам.
Г) -Вспомним, как определить спряжение глаголов.
Алгоритм определения спряжения
1.Ставлю глагол в (неопределённую форму) что делать? что сделать? 2.Если глагол оканчивается на -ить ( II) спряжение (окончание –ишь, -ит, -им, - ите, -ат(ят). 3.Если глагол оканчивается на –еть ( I ) спряжение (окончание –ешь, -ет, -ам, - ете, -ут(ют). |
Определите спряжение данных глаголов и заполните таблицу. Подберите к этим глаголам противоположные по значению глаголы.
Разговарива..м, спор..те, пойма..шь, стро..м, хвал..т, хихика..т.
Глаголы |
|
I спр. |
II спр. |
Работа у доски с комментированием.
Д) Физминутка
Необходим отдых. Но и расслабиться нужно с пользой. Попробуем выполнить всю трудную работу, которую успевает сделать глагол всего в 20 словах.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поморгайте, улыбнитесь,
Глубоко теперь вздохните.
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
Вновь трудиться вы начните.
Е). Дифференцированные задания.
1 гр. Найдите и исправьте речевые ошибки.
А)Записать правильно предложения в тетради и расставить знаки препинания.
Дул сильный ветер деревья гнулось и трещал. Выглянуло солнышко и ветер кончилась.
2 гр. Записать правильно предложения в тетради.
Был весна. Радостно светила солнышко, пел воробьи, журчал ручьи.
3 гр.Подбери к каждому существительному подходящий по смыслу глагол. Соедини их стрелками.
Капуста Картофель Морковь Огурцы урожай |
Выкапывают Срезают Копают Выдергивают собирают. |
Проверка.
Ж) Вспомним правописание НЕ с глаголами
Самостоятельная работа по карточкам. Помогите пословицам, некоторые из них потеряли частицу НЕ. Сделайте столько предложений- сколько успеете.
Под лежачий камень вода течет. Будет хлеба, будет и обеда.
Умелые руки знают скуки. Лень человека красит.
Откладывай доброе дело на завтра. Под лежачий камень вода течет.
Любишь калачи – сиди на печи. После дела за советом ходят.
Без труда выловишь рыбку из пруда. Если понимаешь, спроси у старшего.
Надо трудиться, а лениться. Лежа пищу добудешь.
Проверка: Как написали не с глаголами. На какую тему пословицы?
Вывод: труд – основа всего.
VI. Итог урока
Вы справились со всеми заданиями и показали, что умеете учиться, добывать знания, применять их в жизни.
Выставление отметок за урок.
Д/з. I группа – с. 187, упр. 266. Выполнить задание полностью.
II группа – с. 187, упр. 266(вставить только пропущенные окончания глаголов)
III группа – с. 187, упр. 266 . Выполнить три первых предложения. (вставить только пропущенные окончания глаголов)
Спасибо за работу на уроке.