12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Логвиненко Оксана Алексеевна69
Учитель русского языка и литературы, специальные(коррекционные) классы 8 вида, стаж 23 года
Россия, Новосибирская обл., г. Татарск

Тема: «Повторение изученного о глаголе».

Тип урока: урок повторения знаний.

Цель: Повторить, закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе.

Задачи:

Образовательная: Совершенствование ЗУН школьников о грамматических признаках глагола; повторить правило правописания не с глаголами, расширять словарный запас учащихся;

Коррекционно-развивающая: Продолжить развивать и корригировать орфографическую зоркость учащихся, память, мышление, внимание, самостоятельность, устную и письменную речь; развивать мелкую моторику пальцев;

Воспитательная: Воспитывать интерес к учёбе, к родному языку, усердие и усидчивость, трудолюбие.

I. Орг. момент, эмоциональный настрой

-Здравствуйте, ребята! Надеюсь, этот урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.

-Откройте тетради и запишите сегодняшнее число; классная работа.

II. Сообщение темы и целей урока

-Чтобы узнать, чем сегодня мы будем заниматься на уроке нужно, отгадать загадку и назвать волшебное слово.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет, иль поёт.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам … (глагол).

-Правильно. Сегодня на уроке мы повторим изученное о глаголе.

-Запишите тему урока «Повторение изученного о глаголе»

III. Минутка каллиграфии и развития мелкой моторики пальцев:

А) записать в тетради

Гг, Дд, Рр;

Б) Гимнастика с учебным предметом (дети проговаривают слова и выполняют действия с карандашом или ручкой с «ребристым» корпусом – зажимают концы карандаша большими и указательными пальцами обеих рук и начинают крутить его в одну и другую стороны; затем упражнение выполняют для больших и средних пальцев, для больших и безымянных, для больших и мизинцев).

-Крутим мы с тобой давно

Это толстое бревно.

-Вы ошиблись, это наш

Тонкий, лёгкий карандаш.

IV. Актуализация знаний:

-Скажите, для чего нам нужны глаголы?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает?

- Дайте определение глаголу.

- А сейчас давайте поиграем. Игра « Лазутчик», нужно будет определить другую часть речи, спрятавшуюся между глаголами:

Летит, дробить, легкий, чистил.

Пуск, пускает, запустит, выпустил.

Гладил, загладить, глажка, рубил.

V. Основная тема:

А) - А теперь давайте вспомним о роли глаголов в предложении. Перед вами карточки. Каждому нужно будет выполнить свое задание:

1гр. В ст..р..не от д..роги ст..ит одинокая мельница.

Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть главные члены предложения.

2гр. Тихие волны качают у берега лодку.

Подчеркнуть главные члены предложения.

3 гр. (Кто?) Папа осенью (что делал?) ходил на охоту.

Подчеркнуть главные члены предложения.

- Сделаем вывод, чем является глагол в предложении?

Б) Физминутка. Снятие зрительного и мышечного утомления:


1.Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, по­том против часовой стрелки.

2.Сцепите кисти «в замок» и выверните «замок» вперед, затем вниз, вбок и вверх. Повторите 10 раз.

В). Сейчас мы вспомним о непостоянных признаках глагола:

- Поставь глаголы в том времени, числе и лице, которые указаны в скобках.

Ловить – (ловит) (н.в., 3л., ед.ч.),

прибежать – (прибежала) (п.в., ед.ч., ж.р.),

кричать – (кричите) (н.в., 2л., мн.ч.),

командовать - (командую) (н.в., 1л., ед.ч.),

крошить – (покрошат) (б.в., 3л., мн.ч.).

- Записываем в тетрадь получившиеся глаголы через запятую. Проверка по цепочке.

-Какие признаки относятся к непостоянным? (время, лицо, число, род).

- Что еще мы можем определить у глагола и какой признак еще не назвали? (спряжение). Спряжение относится к непостоянным признакам.

Г) -Вспомним, как определить спряжение глаголов.

Алгоритм определения спряжения

1.Ставлю глагол в (неопределённую форму)

что делать? что сделать?

2.Если глагол оканчивается на -ить ( II) спряжение (окончание –ишь, -ит, -им, - ите, -ат(ят).

3.Если глагол оканчивается на –еть ( I ) спряжение (окончание –ешь, -ет, -ам, - ете, -ут(ют).


 

Определите спряжение данных глаголов и заполните таблицу. Подберите к этим глаголам противоположные по значению глаголы.

Разговарива..м, спор..те, пойма..шь, стро..м, хвал..т, хихика..т.


 

Глаголы

I спр.

II спр.

   


 

Работа у доски с комментированием.

Д) Физминутка

Необходим отдых. Но и расслабиться нужно с пользой. Попробуем выполнить всю трудную работу, которую успевает сделать глагол всего в 20 словах.

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте.

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поморгайте, улыбнитесь,

Глубоко теперь вздохните.

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

Вновь трудиться вы начните.

Е). Дифференцированные задания.

1 гр. Найдите и исправьте речевые ошибки.

А)Записать правильно предложения в тетради и расставить знаки препинания.

Дул сильный ветер деревья гнулось и трещал. Выглянуло солнышко и ветер кончилась.

2 гр. Записать правильно предложения в тетради.

Был весна. Радостно светила солнышко, пел воробьи, журчал ручьи.

3 гр.Подбери к каждому существительному подходящий по смыслу глагол. Соедини их стрелками.

Капуста

Картофель

Морковь

Огурцы

урожай

Выкапывают

Срезают

Копают

Выдергивают

собирают.

Проверка.

Ж) Вспомним правописание НЕ с глаголами

Самостоятельная работа по карточкам. Помогите пословицам, некоторые из них потеряли частицу НЕ. Сделайте столько предложений- сколько успеете.

Под лежачий камень вода течет. Будет хлеба, будет и обеда.

Умелые руки знают скуки. Лень человека красит.

Откладывай доброе дело на завтра. Под лежачий камень вода течет.

Любишь калачи – сиди на печи. После дела за советом ходят.

Без труда выловишь рыбку из пруда. Если понимаешь, спроси у старшего.

Надо трудиться, а лениться. Лежа пищу добудешь.

Проверка: Как написали не с глаголами. На какую тему пословицы?

Вывод: труд – основа всего.

VI. Итог урока

Вы справились со всеми заданиями и показали, что умеете учиться, добывать знания, применять их в жизни.

Выставление отметок за урок.

Д/з. I группа – с. 187, упр. 266. Выполнить задание полностью.

II группа – с. 187, упр. 266(вставить только пропущенные окончания глаголов)

III группа – с. 187, упр. 266 . Выполнить три первых предложения. (вставить только пропущенные окончания глаголов)

Спасибо за работу на уроке.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.