Урок русского языка в 3 классе по теме «Повторение изученного материала»
Урок русского языка
Тема : Повторение изученного материала.
Цель: продолжать формировать навык осознанного правописания слов с безударными гласными, правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными, правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне, правописание слов с удвоенными согласными в корне.
Задачи урока.
Предметные.
-
-
-
Обучать учащихся находить способы проверки слов с изучаемыми орфограммами, формировать умения применять полученные знания по теме.
-
-
Метапредметные.
Познавательные
-
-
-
Развивать познавательную активность, речь, словесно – логическое мышление, память, внимание учащихся, эмоции.
Совершенствовать мыслительные операции: сравнения, сопоставления.
Учить обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план (алгоритм) и действовать по плану (алгоритму).
-
-
Регулятивные
Учить детей ставить перед собой цели, способствующие поиску решений поставленной проблемы,
Определять степень успешности своей деятельности, контролировать свою деятельность, рассуждать, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные
Формировать умение учитывать разные мнения и интересы;
Учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Учить строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.
Личностные
Воспитывать любовь к русскому языку, воспитывать любовь к творчеству Лии Гераскиной.
Воспитывать активную личность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность в процессе учения.
Формировать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, умение оценивать свой труд, учить доверять партнёру, уважать его мнение.
Оборудование: учебник В.П. Канакиной , В. Г. Горецкого. Русский язык. 3 класс. Ч.1., тетрадь, презентация « В стране невыученных уроков», карточки с заданиями для работы в группах, слова с орфограммами, жетоны, медальки.
Методы и формы обучения:
Методы: словесный, наглядный, практический
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная;
- групповая;
- работа в парах;
- индивидуальная;
- самостоятельная.
Форма: Нестандартный метапредметный урок. Урок-путешествие.
Тип урока:. Урок отработки умений и рефлексии.
Ход урока
1.Организационный момент:
- Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
- Что гостям сказать нам надо?
- Видеть Вас мы очень рады!
Видеть рада вас и я
Здравствуйте, присаживайтесь, друзья.
2. Эмоциональный настрой, чистописание
Давайте пожелаем друг другу удачи. Дети поворачиваются друг к другу касаются ладошками друг друга и произносят заклинание : Желаю успеха большого всегда и во всём. Удачи»
3. Актуализация знаний.
Итак, начинаем урок. Тема нашего урока …
А вот тему урока отгадайте сами:
Посмотрите на экран и будьте очень внимательны.
(Слайд 2 – начало сказки)
-Что вы увидели…….? (буквы)
- Кто запомнил, какие это были буквы, назовите их в той же последовательности.
(кзааск )
- На какие две группы можно разделить звуки, которыми передаются эти буквы ? (гласные и согласные)
- Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки?
-А назовите те буквы, которые обозначают согласны звуки?
- Какая подсказка была на экране? (буквы красного и синего цвета)
-Составьте из этих букв слово. (сказка)
На экране появляется слово сказка.
- Почему все согласные синего цвета? (они обозначают твёрдый звук)
- Куда мы отправимся путешествовать? (путешествовать будем по сказке)
- А кто знает, что такое сказка?
Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Сказки бывают литературные, народные.
А когда вы слышите слова сказка, какое настроение у вас становится?
(радостное, сказочное) У всех такое настроение?
-И только это настроение мы возьмём с собой в путешествие.
-Чтобы запомнить день нашего путешествия мы записали число, классная работа.
4. Мотивация учебной деятельности
- Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказку в необычную страну – страну невыученных уроков с героем книги Лии Гераскиной. Лия Борисовна Гераскина родилась в 1910 году в городе Новороссийске. Много раз переезжала со своей семьей из города в город. С детства писала стихи, работала корреспондентом в газете и на радио. Книгу «В стране невыученных уроков» написала в 1931 году. Страна Невыученных уроков— созданная страна Лией Гераскиной, ее территория расположена на материке Знаний.Страна Невыученных уроков — прекрасное место для путешествий. Будучи страной разнообразной как в географическом, так и в культурном отношении. Страна Невыученных уроков может быть удивительно интересной для тех, кто знаком с ней лишь по книге или мультфильму. Здесь есть все: от густых лугов, заснеженных гор и жарких гор и до пустынь. И работать сегодня мы с вами будем под девизом : « Не стыдно не знать, стыдно не учиться. »
- Как вы понимаете девиз нашего урока ? Слайды 3-4
А как зовут героя, вы узнаете, если разгадаете ребус. Слайд 5
- А давайте вспомним каким учеником был Виктор Перестукин ?
В школе Витя учился плохо. Учебники решили отправить его в страну невыученных уроков, где его поджидали трудности и опасности. И Виктор Перестукин обратился к нам за помощью.
Слайд 6
Дорогие ребята! Обращается к вам Витя Перестукин. Я попал в беду, мне нужна помощь. От меня ушли учебники, потому что я их обижал. Они обиделись на меня и не хотят ко мне возвращаться. А я далеко от дома. Только вы, ребята, можете помочь мне. Вас ожидают трудности, но я уверен, что вы справитесь.
Поможем ему, ребята вернуться назад ? Выполняя разные задания, мы поможем Вите вернуться домой.
- Итак мы отправляемся в путешествие за Витей Перестукиным.
-А начнём мы свой путь с «Тропинки чистописания»
4. Чистописание Слайд 7
- Какая первая буква в имени главного героя сказки Лии Гераскиной. Посмотрите как она пишется и пропишите её.
- Молодцы. А что вы можете рассказать об этой букве?
5. Повторени изученного материала
-Итак двигаемся дальше. И вот перед нами море Словарных слов.
Задание: Я вам прочитаю текст, а вы внимательно его послушаете , найдёте и запишите в тетрадь те словарные слова, которые встретились в этом тексте. Представьте такую картину.
Вокруг расстилалось синее море. По волнам плыл красивый парусник. Весело плескалась вода за кормой. Вдруг налетел резкий ветер. Моряки – отважный народ. Всем вместе им нестрашен шторм.
- Кто записал 6 слов, 5 слов, 4 слова. Прочитайте, какие слова вы записали? (Вокруг, весело, вдруг, ветер, народ, вместе). Посмотрите на слайд и проверьте правильность написания словарных слов. (Взаимопроверка и взаимооценка работ .) Слайд 8
- Вот мы удачно преодолели море «Словарных слов» И мы попали с вами в сказочный лес. Слайд 9
- А что же в нём необычного? (в нём растут необычные деревья)
- Посмотрите, какие необычные плоды у этих деревьев. А что же это за плоды? ( это части слова )
Блиц-опрос
-
Изменяемая часть слова, служащая для связи слов в словосочетании и предложении называется ………..
Чтобы найти окончание, надо изменить ………..
Изменяемая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов называется ……
Часть слова без окончания называется ……
Значимая часть слова , которая стоит после корня и служит для образования слов называется ….
- Для того чтобы нам удачно преодолеть этот лес мы сейчас с вами должны поработать в группах. ( Слайд 10)
Физминутка для глаз ( Слайд 11)
- Молодцы мы преодолели сказочный лес. Представьте себе, что мы идем по лесной тропинке, которая привела нас к замку.( Слайд 12 ) На воротах замка висят большие замки. В моей речи сейчас встретилось слово, значение которого изменилось с помощью ударения. Кто услышал это слово?
-Что вы можете сказать о роли ударения в словах?
-На этих замках какие-то странные буквы А И О Е Я . Что вы можете сказать об этих буквах. Как вы думаете какое задание сейчас нас ожидает? Правильно. Они не хотят пускать нас в замок. Надо открыть замок. Чтобы его открыть, надо выполнить задания, которые предлагают эти буквы.
Работа в паре ( Слайд 13)
К…рмушка (корм), тр…ва ( травы) , см…льчак (смелый), п…сьмо ( письма), сн…жок ( снег).
- Мы приближаемся к замку Маленьких всезнаек. В этом замке живут только те, кто всё знает. Жители замка решили проверить ваши знания и приготовили вам задание. Если вы посмотрите вокруг себя, то увидите картинки, на которых записаны слова.
- По какому признаку можно объединить все эти слова?
Работа в группах ( Слайд 14 )
Каждая группа получает конверт с заданием.
1группа: Найти слова с орфограммой «Правописание слов с безударными гласными в корне». Объяснить их написание.
2группа: Найти слова с орфограммой «Правописание слов с парными согласными в корне». Объяснить их написание.
3 группа: Найти слова с орфограммой «Правописание слов с удвоенными согласными в». Объяснить их написание.
4 группа: Найти слова с орфограммой «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне». Объяснить их написание.
5группа: эксперты Повторить правила написания орфограмм
1. Правописание слов с безударными гласными в корне.
2. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
3. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
4. Правописание слов с удвоенными согласными.
5. Какие суффиксы надо написать в словах ключ…к и замоч…к. ( Слайд 14)
- Молодцы. И с этим заданием вы справились. И вот мы в замке. Входим в зал и видим старика с белыми волосами и белой бородой, сидящим на высоком стуле. Этот старик хочет наказать Витю Перестукина за невежество. Что такое невежество? (недостаток знаний, необразованность, отсталость)
Невежество – отсутствие знаний, необразованность, неосведомлённость в чём-либо.
Ему надо выполнить следующие задания. Давайте ему поможем.
Самостоятельная работа ( Слайд 15)
Спишите предложение, обозначая звукосочетания буквосочетаниями. Подчеркните в словах букву, обозначающую непроизносимый согласный звук.
Моро зн ая звё зн ая ночь пра зꞌ нꞌ ично украсила землю.
Проверка: Морозная звёздная ночь празднично украсила землю.
- Молодцы. Выбравшись из замка, Вите захотелось пить. А газированная вода продается не за деньги, а за знания. Давайте ему поможем .
- Найдите в этом предложении грамматическую основу. Дайте характеристику предложения.
Из слов составить предложения
-Что у вас получилось?
-Какую фразу произносил наш знакомый Виктор Перестукин в начале книги? (Завтра поучусь, а сегодня погуляю)
- А каким девизом будет пользоваться теперь? (Завтра погуляю, а сегодня поучусь)
Рефлексия (Подведение итога урока)
Вот и закончилось наше путешествие в страну невыученных уроков. Молодцы, вы помогли спасти Витю Перестукина. Помогли Вите справиться с заданиями.
- Против двоек есть одно спасенье. Какое , ребята? (ЗНАНИЯ)
Как вы думаете, удалось ли Вите развить волю и приобрести характер с нашей помошью?
- Чему учит произведение Гераскиной?
Понравилось ли вам наше путешествие?
-Что понравилось выполнять больше всего?
Подумаем, для чего мы начинаем каждый наш урок? ( Чтобы учиться и получать новые знания)
- Существует ли в жизни такая страна?
-Кто может попасть в эту страну и как?
-Какой бы вы совет дали Виктору Перестукину.-
- А я бы вам дала такой совет « Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять.» Как вы понимаете мои слова? ( Слайд 16)
-Закончите предложение: ( Слайд 17)
• Я похвалил бы себя за ...
• Особенно мне понравилось ...
• Сегодня мне удалось ...
• Я понял, что ...
• Теперь я могу ...
- А я советую обязательно прочитать книгу Лии Гераскиной.
ОБЗОР КНИГ ( Слайд 18)
«В Стране невыученных уроков» — это не единственная книга о приключениях Виктора Перестукина.
1.Гераскина, Лия Борисовна. В Стране невыученных уроков — 2,
или Возвращение в страну невыученных уроков: сказочная повесть/ Лия Гераскина; худож. А. Шахгелдян. — М.: Мир искателя, 2000.- ПО с: ил.
Исправившись сам, Витя берёт с собой в удивительную страну своих друзей: Люсю Карандашкину и Женчика. Они встречаются с динозаврами, знакомятся с Одиссеем и циклопом Полифемом, «гостят» у «милой старушки», живущей в избушке на курьих ножках...
2. Гераскина, Лия Борисовна. В стране невыученных уроков — 3: сказочная повесть/Лия Гераскина; худож. А. Шахгелдян. — М: Мир искателя, 2004. — 95 с: ил.
Сегодня мне хотелось бы отметить активных ребят, кто верно отвечал.( оценки)
- Надеюсь, что каждый из вас извлек что-то нужное и важное для себя из урока – путешествия по сказке. Так как вы все сегодня хорошо поработали , то вас ждут вот такие сказочные медальки за работу на уроке. Выберите себе любую.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Поднимите руку кто выбрал себе медальку с изображением ежика. Вот ваше домашнее задание.
Подбери проверочное слово на пропущенную букву, вставь пропущенную букву, рядом в скобках напиши проверочное слово.
Нел_ гко сн_ мать зв_рей!
Заяц просит: «Поск_рей!»
Мышь п_щит: «Б_юсь немно_ко,
Что увидит снимо_ ко_ка!»
«Ук_лю, - гр_зится ё_, -
Если снимка не пришлешь!»
-
Поднимите руку кто выбрал себе медальку с изображением львёнка. Вот ваше домашнее задание.
Исправь ошибки в тексте. Запиши текст без ошибок.
На дваре морос. Выпал пушистый снек. Саша надел теплую шупку и миховую шабку. Он бежит на прут. Там много ребяд. Зина и Яша играют в снижки. Весило и радосно зимой.
-
Поднимите руку кто выбрал себе медальку с изображением пингвинёнка. Вот ваше домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру «Зачем надо учиться»
- А теперь проанализируйте свою работу на уроке и оцените еѐ. Достигли ли вы цели?
- Если вы полностью довольны своей работой, считаете, что хорошо всё выполняли, то поднимите квадратик зелёного цвета.
- Если вы не совсем довольны своей работой на уроке, т к можете работать активнее, поднимите треугольник жёлтого цвета.
- Если вы не совсем довольны своей работой на уроке, то поднимите кружочек красного цвета.
Алина Яковлевна Корогод
Кожевникова Елена Владимировна
Карине Рафаеловна
Мельникова Светлана Федоровна
Бабынина Людмила Витальевна
Кожевникова Елена Владимировна