12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лариса Иршенко59
Россия, Кемеровская обл., Анжеро-Судженск

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №18 I - II видов»

Глагол.

Повторение знаний о глаголе

(конспект урока русского языка в 8 классе)

Составитель: Иршенко Л.Г., учитель русского языка и литературы

Повторение знаний о глаголе

Цель: повторить знания о глаголе

Задачи:

    Образовательная: повторить грамматические признаки глагола; уметь использовать в речи глаголы разных значений.

    Коррекционно - развивающая: продолжить работу по развитию и коррекции словесно - логического мышления и речи обучающихся, совершенствовать навык работы на компьютере.

    Воспитательная: воспитывать устойчивую, положительную мотивацию к учебной деятельности; любовь к Родине.

Средства обучения: данный урок проводится в компьютерном классе, оснащенном мультимедийной техникой. Урок сопровождается презентацией.

Ход урока:

Структура урока

Ход урока

Примечания

1.Орг.момент

Фонет.зарядка

- Доброе утро, ребята. Подарите друг другу улыбки. Пусть хорошее настроение сохранится до конца урока. Сейчас сядет тот, кто правильно ответит на мои вопросы:

    В какой стране мы живем?

    В каком регионе мы живем?

    В какой области мы живем?

    Как по-другому называется наша область?

    В каком городе находится наша школа?

Фонетическая зарядка

Познавательная страничка

- Знаете ли вы, что…

На земном шаре насчитывается более 2500 различных языков.

На пекинском диалекте говорят более 450 млн. человек.

На английском языке – более 250 млн. человек.

На русском языке более – 200 млн. человек.

На испанском языке– 140 млн. человек.



Александр Суворов знал 8 языков.

Лев Николаевич Толстой-17 языков.

А чтобы знать язык, необходимо его изучать.

Контроль произношения; закрепление словаря

На экране демонстрируется презентация.

Слайд №1

(вызывается мотивация к изучению русского языка)

2. Сообщение темы урока

На доске написаны анаграммы.

УАМСМ (сумма)

БАОСТЗРН (разность)

АОЛЛГГ (глагол)

ОЕАСТЧН (частное)

-Расшифруйте анаграммы, найдите «лишнее слово».

-Итак, тема нашего урока - «Глагол».

На слайде - карта сказочного государства

-В тридевятом царстве, в тридесятом государстве под названием «Части речи» есть несколько городов… Может вы, ребята, сами подскажите названия городов? (Называют части речи).

- В городе Глагол есть улицы. Какие? (Неопределенная форма, Возвратные глаголы, Совершенный вид глагола, Несовершенный вид глагола, Настоящее время, Прошедшее время, Будущее время).

Вы наверно догадались, что сегодня мы отправимся по городу Глагол и его улицам.

( На слайде план урока).

-Посмотрите на план и скажите, что мы будем делать сегодня на уроке?

Запись числа в тетрадях.

Слайд №2

Упражнение на логическое мышление

Слайд №3

Слайд №4

3.Теоретическое повторение. Беседа о глаголе.

Значение глагола как части речи

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду-

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет.

-Глагол - настоящий богач среди частей речи: имеет лицо, время, наклонение, вид и залог- ни у одной части речи нет столько форм. Глагол и работник хороший: всегда при деле, что-нибудь да делает и всегда с кем- то связан. Глагол – это самая живая часть речи. По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного. Самыми употребительными являются: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, взять, сделать, значить, понимать.

Слайд №5

(работа над произношением, словесным ударением)

Практическое повторение

Упражнение «Оживи картинку»

Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.

-Прочитайте текст. Вставьте в каждое предложение глаголы.

(Наступила ночь. Маленькая деревушка уснула. Погасли огни. Шумит ветер. Качаются одинокие деревья. Пошел снег. Белеет бесконечное поле.)

-Почему именно эти слова «оживили» картинку? (Эти слова обозначают действия)

На слайде - «Общее значение глагола как части речи»

Лингвистическое задание

Выразительно прочитайте стихотворение Н.М.Рубцова «Привет, Россия!». Найдите в тексте глаголы движения. Сколько их употреблено в этом стихотворении?

Слайд №6,7

Приложение №1

(межпредметная связь)

4. Теоретическое повторение. Неопределенная форма глагола

Практическое повторение

Прочитайте и послушайте стихотворение Н.Журавлева «Тебе, Родина!»

Я не могу тебя освоить:

ты для меня всегда нова,

И что-то есть в тебе такое,

Что вечно просится в слова,

Промытые грозой весенней,

В которых вечной жизни свет,

И в чистоту таких сравнений,

Что и не высказать, нет, нет!

- Прочитайте подчеркнутые глаголы. На какие вопросы они отвечают? Определите время и число. (Определить нельзя). Как называются глаголы, у которых нельзя определить время и число?

На слайде - «Неопределенная форма глагола»

«Основа инфинитива»

Работа с сигнальными карточками.

(Если глагол в неопределенной форме- карточка зеленого цвета)

Слухо - зрительно

Слайд №8,

(межпредметная связь)

Слайд №9

Приложение №2

5. Теоретическое повторение. Возвратные глаголы

Практическое повторение

На слайде - «Возвратные глаголы»

- Что делает девочка?

Повторить правописание –ться, и –тся.

    Упражнение «Поверни действие на себя»

    «Нади возвратные глаголы»

Где моя Россия начиналась?

На лугу и в поле за страдой.

Чем моя Россия умывалась?

Ладожскою чистою водой.



Чем моя Россия красовалась?

Что цвело, брала она в полон.

От какого горя отбивалась?

От того, что шло со всех сторон!



Где моя Россия расселилась?

На холмах зеленых у воды.

Как моя Россия веселилась?

От веселья плакали лады!

А.Прокофьев

    Где кто родится, там и пригодится.

Слайд №10

Разноуровневые задания

Рабочая тетрадь «Глагол» стр.93 №229

Физ. пауза

А) Попишите, почитайте,

Поднимитесь, пошагайте,

Покричите, помолчите,

Попишите, постучите,

Помашите, потянитесь,

Поморгайте, улыбнитесь,

Посидите, пошепчите,

Успокойтесь, подремлите…

А теперь все поднимайтесь

И за дело принимайтесь.

(-назовите возвратные глаголы)

Б) массаж

Закрепить словарь

6. Теоретическое повторение.

Виды глагола

Практическое повторение

На слайде - «Виды глагола», «Совершенный вид. Несовершенный вид»

- Определите вид глагола

Родину, как и родителей, на чужбине не найдешь.

Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.

Кто где родился, там и пригодился.

Слайд №11

7. Теоретическое повторение.

Времена глагола. Прошедшее время

Практическое

повторение

На слайде - «Прошедшее время»

Чем моя Россия зацветал?

Прямо в сердце прянувшей грозой.

Чем моя Россия клокотал?

Гневом и соленою слезой.

-Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием? Чего не хватает?

Работа с компьютером (у каждого обучающегося свое задание)

Слайд №12

8. Теоретическое повторение.

Времена глагола. Настоящее время

На слайде - «Настоящее время»

бежит

прыгал

бросит

?

п

б

-Заполните пустые клетки таблицы и обоснуйте.

Кто Родиной торгует, того кара не минует.

Слайд № 14

Упражнение на развитие мышления

9. Теоретическое повторение.

Времена глагола. Будущее время

Практическое

Повторение.

На слайде - «Будущее время»

Перед нами открыты все дороги,

Как много от судьбы своей мы ждем.

Но помните у школьного порога:

Что мы посеем, то и пожнем!

От знаний наших зависит,

Чтобы могуча была и сильна,

День ото дня становилась все краше

Родина наша, наша страна!

-Найдите глаголы в будущем времени

Работа с компьютером (разноуровневые задания)

Слайд № 15

Физ. пауз

Гимнастика для глаз;

10. Итоговое задание

Работа с сигнальными карточками.

(Правда ли, что…)

Вставьте пропущенные слова

Глагол – это часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы …? …? Глаголы бывают … и … вида. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос …?, а совершенного - на вопрос …? Глаголы изменяются по … : бывают в форме …, … или … времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по … и …, а в прошедшем времени - по числам и родам (в единственном числе). В предложении глагол обычно бывает … .

Слайд № 16

Приложение №3

10. Итог урока

11.Оценочный момент

12.Творческое задание на дом

Давайте подведем итог нашего урока.

-Ребята, что мы сегодня делали?

На следующих уроках мы с вами узнаем много нового о глаголе.

Придумайте сказку о Глаголе

Слайд №17

Слайд № 18

(рефлексия)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Стихотворение Н.М.Рубцова «Привет, Россия!»

Привет, Россия - родина моя!

Как под твоей мне радостно листвою!

И пенья нет, но ясно слышу я

Незримых певчих пенье хоровое…

Как будто ветер гнал меня по ней,

По всей земле- по селам и столицам!

Я сильный был, но ветер был сильней,

И я нигде не мог остановиться.

Привет, Россия - родина моя!

Сильнее бурь, сильнее всякой воли

Любовь к твоим овинам у жнивья,

Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

За все хоромы я не отдаю

Свой низкий дом с крапивой под оконцем…

Как миротворно в горницу мою

По вечерам закатывалось солнце!

Как весь простор, небесный и земной,

Дышал в оконце счастьем и покоем,

И достославной веял стариной,

И ликовал под ливнями и зноем!..

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Неопределенная форма глагола

Катить, гулял, пилить, видит, кричать, засвистеть, бежал, светить, унести, набрать, чесать, обвести, действовать, петь, зовет, убирать, занята, прыгнуть, водить, зимует, трудиться, трудится, молвить, дремать, приручить.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Правда ли, что…

Глагол брить 1 спряжения

Глагол летать совершенного вида

Глагол снимет в будущем времени

Глагол работать 2 спряжения

Глагол положила в прошедшем времени

Глагол разбежаться несовершенного вида

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.