Урок русского языка «Повторение изученного о глаголе в 5 классе»
Тема : ,,Повторение изученного о глаголе в 5 классе”
Цель : повторить и систематизировать знания о глаголе , полученные в 5 классе,
Развитие речи учащихся
Воспитание бережного и внимательного отношения к природе
Результаты обучения:
Личностные : выразительное чтение стихотворных текстов, стремление к речевому самосовершенствованию;
Метапредметные : извлекать информацию из текстов, соблюдать орфографические правила;
Предметные : знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли ; знать правила написания окончаний глаголов , -тся и –ться в глаголах: првильно писать слова с изученными орфограммами; правильно употреблять глаголы в речи.
Оборудование : мультимедийный проектор, карточки.
Х о д урока.
1.Повторение ранее изученных тем ( местоимение )
Орфографическая разминка. ( слайд 1)
Расставить запятые, объяснить орфограммы, указать разряд местоимений.
Блистают звёзды
Цвет меняют горы
Сн_га сп_ лзают
Розы оп_дают.
Мне очень жалко
Тех людей ,
Которых на свете
Н_чего не уд_вляет.
2. Работа по развитию речи ( слайд 2,3)
Какова главная мысль стихотворения?
Всё в тающей дымке :
Холмы , перелески.
Здесь краски не ярки,
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озёра,
И всё ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть ,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать ,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
И чтоб отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть
Застенчивой русской природы.
3. Определить у глаголов вид и время ( слайд 4 )
Иду по тропинке .
У самой сосны
Синеет подснежник-
Фонарик весны.
Сигналит, что скоро
В зелёный наряд
Оденется лес
И поля зашумят
Беседа ,, Первые весенние цветы’’
4.Роль глаголов . Работа с текстом ,,Звуки весны ”. ( слайд 5)
Прослушивание звуков весеннего леса. ( фонограмма )
5. Задания в группах ( ромашка )- слайды 7-16
*Дайте определение глагола.
Найдите в предложении глагол и докажите.
Первые цветы ра_двинули св_ими л_сточ?ками сухую траву.
Объясните орфограммы.
*Чем отличается неопределённая форма от других форм глагола?
Примеры: Н. Ф. (вопрос……)……………
?........- подарил
?........- дарит
Будущее время – подарю
Когда в глаголах пишется –тся, а когда – ться?
На б_резе разворачивают?ся изумрудные л_сточ?ки.
Объясните орфограммы. Разбор предложения
*Для чего нужна неопределенная форма глагола?
Как по ней определить спряжение?
Какие окончания у глаголов II спряжения?
Выпишите глаголы II спряжения.
Пускать, бросить, ответить, исполнять,
доверять, дышать, решать, решить, проверить, смотреть, пустить.
Что называют спряжением глаголов?
Какие окончания у глаголов I спряжения?
Образуйте от данных слов глаголы, укажите спряжение.
Дар, свет, крик, свист
*Какие три времени есть у глагола?
Как изменяется глагол в прошедшем времени?
Выглянул подснежник в полутьме лесной. Выгл_нуло солнышко блещ_т на лугу.
В окошко выгл_нул_ кошка.
Из гн_зда выгл_нул_ птенцы.
Объясните орфограммы.
*Как пишутся глаголы с частицей НЕ ?
Где (не)было начала , ( не ) будет и к_нца.
Дело лени ( не ) любит.
Какую роль играют глаголы в предложении?
Разбор предложения:
Нежный цв_ток пот_нулся ( к ) весеннему
солнышку.
*Определить морфологические признаки глагола.
Земля нам дарит щедро ч_деса
И ждёт взамен труда и уд_вленья
Определить морфологические
признаки глагола.
Текут ручьи, звенят их голоса,
Я слышу моря гул и птичье пенье.
Определить морфологические
признаки глагола.
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом,
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Определить морфологические
признаки глагола.
После мартовских метелей
Свежи , прозрачны и легки,
В апреле – вдруг порозовели
По – вербному березняки.
6. Работа по учебнику .Упр.
7. Домашнее задание . Упр.
8. Подведение итогов урока.
Евдакименко Ольга Юрьевна