Урок русского языка «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе»
Цели урока:
Образовательная: повторить, обобщить, систематизировать знания об имени прилагательном, изученные в начальной школе.
Развивающая: развивать навыки продуктивного типа мышления через разнообразные формы организации учебной деятельности; культуру речи учащихся.
Воспитательная: воспитывать коммуникативную культуру учащихся через групповые формы работы; прививать любовь к природе, прекрасному, интерес к русскому языку.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: фишбоун ( скелет рыбы), карточки, мультимедийный проектор, презентация, аудиозаписи Моцарта «Лунная соната» и П.И. Чайковского «Времена года» «Декабрь», тест «Волна», зимние пейзажи
Ход урока
Организационный момент
Мотивация учебной деятельности
Учитель: Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (Слайд№1)
-Ребята, посмотрите, перед вами зимний пейзаж, попробуйте описать его так же красиво, как это сделал замечательный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в своём стихотворении «Зимнее утро». (Описание пейзажа учащимися) (2мин) (Слайд №2)
Учитель: Скажите, какие слова помогли вам при описании зимнего пейзажа.
Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать материал по теме «Имя прилагательное»
Систематизация знаний
Учитель: Ребята, перед вами фишбоун. Кто знает, что обозначает слово «фиш» в переводе с английского языка? А означает оно рыба, «боун» – кость – «рыбная кость». Вам нужно вспомнить всё, что вы знаете об имени прилагательном и наполнить скелет ключевыми словами и фразами. Голова, как видите, будет тема нашего урока.
__________
(Это часть речи, которая обозначает признак предмета) ( заполнение фишбоуна)
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи?) ( Заполнение фишбоуна)
- Назовите начальную форму имени прилагательного. (Именительный падеж единственного числа мужского рода) Молодцы! (Заполнение фишбоуна)
- Мы заполнили с вами лишь третью часть фишбоуна. А можете ли вы с ходу заполнить всё остальное
1 группа ГПИВ (уровень): ребята первой группы согласуют стоящие в скобках прилагательные с существительными.
Спишите, согласуя стоящие в скобках прилагательные с существительными. Обозначьте графически окончания прилагательных.
Вспоминается мне (ранний, погожий) осень. Помню (ранний, свежий, тихий) утро. Помню (большая, весь золотая ) сад, помню (кленовая) аллея (И.Бунин)
Вывод: имена прилагательные согласуются в роде, числе, падеже) (Оформление фишбоуна)
Ключ: Вспоминается ранняя, погожая осень. Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой сад, помню кленовые аллеи.
2 группа ОГУ: вторая группа произведёт синтаксический разбор предложения для определения синтаксической роли прилагательного.
Морозный воздух тонок и жгуч. (Повеств,, невоскл, простое, двусост, распр)
Вывод: имена прилагательные в предложении могут являться определением или сказуемым, если это краткая форма прилагательного. (Фишбоун)
3 группа ГУО (уровень): учащиеся третьей группы выпишут из упр. 340 на стр. уч. 128 словосочетания «прилаг.+ сущ.», укажут род, число, падеж.
Вывод: имена прилагательные изменяются по числам, родам (в ед. ч), падежам. (Оформление фишбоуна)
«Пятый лишний». Найти лишнее слово, объяснить почему.
1. Хорош 2. Неуклюж 3. Горяч. 4. Тощ 5. Беречь (Н.ф. глагола)
Правило: у кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак на конце не пишется. Имена прилагательные могут иметь краткую форму. «Лови ошибку!»
Чужёй свечой, песцовый воротник, глянцовая бумага, большёго дома.
Правило: в суффиксах и окончаниях имён прилагательных после шипящих под ударением пишется буква О, без ударения буква – Е. т. Заполнение фишбоуна.
(Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «Декабрь») Слайд №5
Учитель: А сейчас отдохните, закройте глаза и представьте, что вы в зимнем сказочном лесу. Белые пушистые снежинки кружатся в воздухе и тихо - тихо опускаются на стеклянные деревья, на землю. На земле видны причудливые следы зайца, волка, лисицы. Откройте глаза и продолжите рассказ своими впечатлениями. Каждая группа должна добавить по два предложения, чтобы у нас получился законченный текст.
Учащиеся каждой группы добавляют по 2 предложения в описание зимнего леса. (3 минуты)
Учитель: Прекрасно! Какая часть речи помогла вам нарисовать яркую, выразительную картину? (Ответы детей). Какой делают нашу речь прилагательные? ( Они делают нашу речь выразительной, яркой, богатой, эмоциональной, помогают создать образы, передавать чувства, переживания, характеризовать героев).
- А это просто прилагательные или выразительные средства языка? Как они называются? (Эпитеты).
Учитель: Ребята, посмотрите, какая рыбка у нас получилась. Но почему она не совсем заполнена. Рефлексия
Молодцы! Хорошо поработали. А хотите проверить свои знания? Я предлагаю вам тест, который называется «Волна».
Я буду зачитывать вам определения по теме, если вы считаете, что ответ верный рисуете волну вверх, если неверный – вниз.
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета ? (+)
Имя прилагательное отвечает на вопрос что делать? что сделать?(-)
Имена прилагательные изменяются по родам (только в ед. числе), числам, падежам. (+)
В предложении имена прилагательные бывают обстоятельствами. (-)
В кратких формах имён прилагательных после шипящих мягкий знак не пишется.(+)
6.Имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе, падеже. (+) ( Слайд №6)
Учитель: Ребята, поменяйтесь тетрадями и оцените работу соседа по парте. Сравните волну в тетради и ту, по которой плывёт наша золотая рыбка знаний. V.Домашнее задание: 1 группа: учебник с. 129, упр. 342. 2 группа: учебник упр. 344. 3 группа - написать сочинение – эссе «Моя мечта о Новом годе» (состояние природы)