12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Попович Елена Анатольевна25


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

5 КЛАСС

Учитель: Попович Елена Анатольевна

Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное как часть речи»

Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное"

Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .

Планируемые образовательные результаты:

Предметные- знать основные понятия морфологии. Уметь находить нужную информацию, правильно использовать ее, склонять существительные, определять постоянные и непостоянные морфологические признаки существительного.

Метапредметные- умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни .

Личностные- уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом( для чего?) .

Методы обучения: метод сотрудничества, реализуемый через работу в парах, группах; системно- деятельностный, практический с применением ИКТ;

Формы обучения: фронтальная; индивидуальная, игра.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер.

Наглядно-демонстрационный материал : презентация по теме урока, раздаточный материал (карточки с заданиями), учебник.

Основные понятия : имя существительное, как часть речи; падежи, род, число, склонение, орфограммы по изученной теме, собственные и нарицательные существительные, одушевленные и неодушевленные .


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

1. Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
– Потому что наступила настоящая весна. Сегодня светит яркое солнце, на улице стало совсем тепло, и я рада нашей с вами встрече. А еще у меня такое приподнятое настроение от того, что мы изучили большую тему, и сегодня вы сможете показать все свои знания, умения, которые получили за этот период. А так как вы работали очень усердно, то сегодня, я думаю, вы заработаете только хорошие и отличные оценки!

Запись даты в тетради.

Слушают учителя, участвуют в диа­логе с учителем. Оформляют запись в тетради.

2. Актуализация знаний.


Словарно-орфографическая работа

Предлагаю начать наше занятие со словарной работы. Я буду загадывать загадки, а вы запишите отгадки в тетрадь.

Вопросы из области биологии:

Как называется часть растения, которая первой пробивается из земли? (Росток

Герань, фиалка, кактус - это домашние ..( растения)

Дополни словом поговорку: (записана на доске)

…......... большой, не будь лапшой ( расти)

Вопросы из области русского языка :

Как называется письменное упражнение, где необходимо передать на письме содержание текста, прослушав его дважды?,(Изложение)

Вопросы из области математики :

Как называется арифметическое действие , где происходит соединение двух или нескольких чисел в одно ( сложение).( Подсказка: скажите одним словом «прибавить одно к другому»)

Название числа, которое складывается с другим в (арифметическом) действии сложения ( слагаемое).( Подсказка: оно бывает первое и второе , в ответе получается сумма)

Выделите корни. Назовите орфограммы над которыми мы работали.

( Орфограммы :Буквы а-о в корне -раст--- -рос- , буквы а- о в корне -лаг- – -лож- )



Найдите лишнее слово, обоснуйте ответ ( лишнее слово- расти, т.к. это глагол, остальные существительные).

Как вы думаете, какова тема нашего урока ( имя существительное).




Учащиеся записывают отгадки в тетради. Один учащийся работает у доски.





Вспоминают, изученный ранее материал .

Отвечают на вопрос об орфограммах, формулируют правил ,выделяют корень.

Определяют лишнее слово( расти-т.к это глагол, а остальные слова-существительные). Формулируют возможную тему урока .

( имя существительное)


3. Целеполагание и планирование

Над темой « Имя существительное» мы работали не один урок. Мы много знаем. Но наша задача сегодня- конкретная. Вот вам еще одна подсказка. Я раздам вам карточки, на которых приведён пример морфологического разбора имени существительного нашим старым другом – Васей Ошибкиным.. Давайте попробуем выяснить: нет ли в разборе ошибок?

Работаем с карточками, исправляем ошибки. Приходим к выводу, что Вася Ошибкин не слишком хорошо подготовился к проверочной работе по теме « Имя существительное». Делаем вывод: чтобы не повторить ошибок Васи, мы должны хорошо подготовиться к проверочной работе, а значит тема нашего урока : Повторение изученного по теме « Имя существительное» Запись темы в тетрадь.

- О чем мы будем говорить на уроке? Какие цели мы можем перед собой поставить?

мы повторим и обобщим знания об имени существительном: что такое имя существительное, грамматические категории имени существительного, синтаксическая роль существительного в предложении.




Учитель предлагает отправиться в путешествие по стране Имя Существительное.

--Ребята, прежде чем отправиться в путешествие, мы должны заранее наметить путь следования, т.е. мы должны определить маршрут. У вас на парте у каждого есть маршрутный лист , в нём указан путь нашего путешествия. Давайте посмотрим, какие остановки нас ожидают ( учащиеся зачитывают остановки маршрута).

-Обратите внимание, слева написаны наши остановки и даны задания, а справа три колонки, где вы будете оценивать свою деятельность на уроке и заносить результаты в маршрутные листы . Отправляемся в путь!

Анализируют работу ученика. Исправляют ошибки. Ведут диалог с учителем.





Оформляют тетрадь к уроку.


Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Построение развернутых ответов на вопросы.




Получают маршрутные листы. Подписывают их. Изучают путь следования. Зачитывают остановки. Задают вопросы.



4.Работа по теме урока

1.Остановка « Теоретическая»

Работа с раздаточным материалом (карточка с пропущенными определениями):

Учащимся предлагается прочитать определение, вставить пропущенные слова и словосочетания

Взаимопроверка, выяснение ошибок, уточнение.

Оценивание своей работы в маршрутном листе.

2. Остановка « Морфологическая постоянная»

-Назовите постоянные морфологические признаки существительного:

(Бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.

Относятся к трем родам: мужскому, женскому, среднему, и трем склонениям: 1, 2, 3.)

( после обсуждения включаем слайд презентации)

Задание 1 (индивидуальная работа)

-Выпишите из карточки- текста одушевленные существительные. Укажите количество неодушевленных. (Повторить признаки одушевленности, неодушевленности.)


Задание 2 .( фронтальная работа)

-Ответьте на вопросы и приведите примеры:

1. Как определить род имён существительных?

2. Как определить склонение имён существительных?


Игра « Четвертый лишний»

Ученикам предлагается объединиться в группы по 3-4 человека. Выполнить задания, представленные на слайде: найти лишнее слово в каждом ряду, подобрать проверочные слова, поставить ударения. Оформить записи в тетради.

Весна, оттепель, проталина, вода ( оттепель- тк 3 склонение) орфографическая работа: подобрать проверочные слова к словам с пропущенными буквами)

ЦемЕнт, щавЕль, досУг, свЕкла ( свЕкла- тк она 1 скл, или тк она ж.р.) орфоэпическая работа- расставь правильно ударение

Девочка, мама, яблоня, неряха ( неряха- слово общего рода, остальные слова- женского)

Оценивают свою работу в маршрутном листе.



3. Остановка « Морфологическая непостоянная»


-Назовите непостоянные морфологические признаки имен существительных

(число и падеж.)

Задание 1.

Образуйте множественное число, поставьте ударение( слайд )

инженер-инженЕры, офицер-офицЕры, доктор- докторА, мастер- мастЕра, торт- тОрты.


Задание 2 Физкультминутка.

-Ребята, наша физкультминутка будет связана с темой «Имя существительное». Вспомните, всегда ли число является непостоянным признаком? (Ребята вспоминают новый материал, изученный в 5 классе о том , что есть существительные , которые имеют форму только множ. ч. или форму только ед. числа)

-А теперь я попрошу вас встать и выполнить следующее задание:

Если я называю имена существительные, которые употребляются только во множественном числе, вы хлопаете в ладоши.

Если я называю имена существительные, которые употребляются только в единственном числе, вы начинаете топать.

Если я называю имена существительные, которые употребляются и в единственном числе и во множественном, то вы приседаете..

( только множественное число: ножницы, прятки, грабли, санки, брюки, вилы;

только единственное число: молоко, доставка, свекла, цемент, белила, мел;

и единственное и множественное число: парта, книга, указка, учитель)

Задание 3 Падеж

Как определить падеж у существительного. Назовите падежи и вопросы к ним. Для чего нам надо знать падежи имен существительных? ( чтобы правильно писать окончания существительных)

Вернемся к карточке – тексту. Определите падежи существительных, выделите окончания. ( Индивидуальная работа. .Проверка в классе)



Оценивают свою работу в маршрутных листах



Остановка 4 « Синтаксическая»

Ещё раз поработаем с карточкой – текстом.

Выписать из текста предложение, обозначенное цифрой 4. Определить какими членами предложения могут быть имена существительные.

Оценивают свою работу в маршрутном листе.





Индивидуальная работа

с раздаточным материалом.


Работа в парах.


Отвечают на вопросы учителя.


Работают с карточкой- текстом..

Оценивают свои работу в маршрутном листе.





Отвечают на вопросы учителя.





Работают группами











Оценивают свою работу в маршрутном листе.





Работают в группах Обсуждают ответы.



Выполняют задание.





Делают физкультминутку.





















Участвуют в диалоге с учителем.





Индивидуальная работав тетрадях. Проверка с учителем.





Выполняют задание в тетрадях и на доске.





Оценивают свою работу в маршрутном листе.


5 Рефлексия

Остановка 5 « Финальная»

Подводятся итоги урока, оценивается работа учащихся.


Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные….

Я вспомнил(а) о том, что существительные…

Мне необходимо повторить материал о…

Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…

Свою работу на уроке я оцениваю на …........


- Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

- Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).

- Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка).

6 Домашнее задание

Тест, содержащий задания по разделу «Имя существительное»

Получают домашнее задание. Задают вопросы.



Маршрутный лист .Ф.И______________________________________________класс______


Остановки

Справился

с заданием

Выполнил частично

Не справился

1. Остановка « Теоретическая»


Работа с раздаточным материалом (карточка с пропущенными определениями Приложение №1)





2. Остановка « Морфологическая. Постоянная»

Работа с карточкой – текстом Приложение №2. Выписать одушевлённые имена существительные, указать количество неодушевлённых имён существительных)

Игра « Четвертый лишний»

1.В_сна, отт_пель,проталина, в_да

(орфографическая работа: подобрать проверочные слова к словам с пропущенными буквами)

2.Цемент, щавель, досуг, свекла

(орфоэпическая работа- расставь правильно ударение)

3.Девочка, мама, яблоня, неряха





3.Остановка « Морфологическая. Непостоянная»

Карточка- текст: определить падеж имён существительных.




4.Остановка « Синтаксическая».

Карточка – текст: определить синтаксическую роль существительных в предложении .




5.Остановка «Финальная»


Свою работу на уроке я оцениваю на ____________








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.