Повторительно-обобщающий урок-игра «Что? Где? Когда?» в 7 классе на тему «Семейный бюджет и расходы семьи»
Актуальность. Наиболее важной функцией семьи является формирование и использование семейного бюджета.
Бюджет семьи – это финансовый план семьи, представляющий собой роспись её доходов и расходов за определенный промежуток времени.
В настоящее время проблема расходования семейного бюджета стала очень актуальной, так как она является ещё и неотъемлемой частью государственного бюджета.
В семейной экономике необходимо грамотно соотносить доходы и расходы. А чтобы грамотно использовать свои доходы семья должна правильно составить свой бюджет, продумать все затраты и покупки.
Цель проекта. Способствовать формированию представлений о семейном бюджете, расходах и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.
Задачи проекта.
1. Закрепить понятие «семейный бюджет», его структуру (формы доходов и расходов) и динамику.
2. Научить ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи.
3. Сформировать представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи.
Ожидаемые результаты.
Реализация проекта будет способствовать формированию представления о семейном бюджете и значимость финансовой грамотности в семейной экономике. Позволит расширить возможности обучающегося о понятии «семейного бюджета». Сформирует представление о расходах семьи и способов их удовлетворения. Поможет воспитать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, умение планировать дела.
Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
Развить умение самостоятельно мыслить, делать выводы при планировании семейного бюджета.
Повторительно — обобщающий урок-игра: «Что? Где? Когда?» в 7-м классе на тему
«Семейный бюджет и расходы семьи»
Цель урока: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Семейный бюджет и расходы семьи».
Задачи:
1. Формировать целостность взглядов на семью, её роль в обществе и в экономике.
2. Способствовать воспитанию бережливости, предприимчивости, воспитанию чувства ответственности за общие семейные интересы.
3. Развивать навыки познавательного интереса, мыслительных процессов, анализировать, сравнивать, участвовать в дискуссии.
4. Создать каждому ученику условия для проявления своих способностей, интеллектуальных умений.
5. Выполнять проблемные задания.
6. Развивать такие качества, как умение слушать другого человека, работать в группе.
Оборудование урока:
Стол, компьютер, проектор, юла,12 конвертов с вопросами, бейджики с названием команд, монеты-баллы для поощрения команд за правильный ответ.
Презентация «Семейный бюджет и расход семьи». Карточки для заполнения доходов и расходов.
Карточки с заданиями «выход из нестандартной ситуации».
План проведения урока:
Организационный момент.
Представление команд, объявляются правила игры. Разыгрывается право первого хода.
Ход игры.
Подведение итогов.
Ход урока- игры
Организационный момент
Вступительное слово учителя:
Вводный инструктаж (объяснение условий игры):
Учитель: Здравствуйте уважаемые знатоки! Садитесь, пожалуйста. На сегодняшнем уроке мы подводим итоги изучения темы «Семейный бюджет и расходы семьи».
И наш урок будет проходить в форме игры «Что? Где? Когда?».
Учитель: Как вы думаете, почему же я провожу данную игру? Давайте сформулируем цели нашего урока?
Ученики: Цель – повторить и систематизировать знания и умения, которые мы получили в процессе изучения темы «Семейный бюджет и расходы семьи».
Учитель: У вас было домашнее задание, разделится на команды, придумать название, девиз, эмблему и выбрать капитана команды. Я вижу, что вы подготовились. Начнем представление.
2. Представление команд, объявляются правила игры. Учитель: Молодцы!
Правила игры:
Учитель: Итак, я напомню, вам о правилах игры. Игра проходит в 5 раундов.
1.раунд «Ответы на вопросы в конвертах».
2.раунд « Решение нестандартных ситуаций».
3.раунд «Семейный бюджет и деньги в пословицах».
4.раунд « Блиц опрос».
5.раунд «Конкурс капитанов».
Побеждает та команда, сумевшая ответить на большее количество вопросов и набрать большее количество баллов.
3. Разыгрывается право первого хода с помощью жребия.
Учитель: Приглашаю к себе капитанов команды, разыграем право первого хода, с помощью жребия.
4. Ход игры «Что? Где? Когда?»
1. раунд «Ответы на вопросы в конвертах».
Учитель: Каждый участник из команд по очереди крутит юлу. Затем они отвечают на тот вопрос, на которую, указала стрелка. Я вам буду давать 1 минуту на размышление, а затем один из знатоков озвучит ответ. Если команда затрудняется с ответом или дает неправильный ответ, право ответа переходит другой команде.
Вопросы в конвертах:
1. Что такое бюджет семьи? (Бюджет семьи – это деньги, которые семья зарабатывает и расходует).
2. Что такое доход? ( Доход - это деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за выполненную работу, услугу или другую деятельность.)
3. Что такое расход? ( Расход – это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт и обслуживание каких-либо изделий, услуг).
4. Приведите примеры расходов. (Все расходы можно разделить на несколько групп: Постоянные, переменные (сезонные, циклические), непредвиденные, единовременные.
5. Что лежит в основе семейной экономики? (семейный бюджет).
6. Из чего состоит семейный бюджет? (Он состоит из статьи доходов и статьи расходов).
7. Какие есть виды доходов (фиксированные и переменные).
8. Каким бывает бюджет? (дефицитный, профицитный, равноценный).
9. Дайте определение, что такое семья. (Семья – это коллектив родственников, которые живут в одном доме и ведут общее хозяйство.)
10. Назовите правила поведения в семье. (Ведение общего хозяйства, общий бюджет, выполнение обязанностей по дому, решение всех проблем, доверие и уважение, забота друг о друге, поддержание и укрепление семейных традиций и т. д.)
11. Что необходимо для содержания семьи? (Деньги, работа.)
12. Зачем надо составлять бюджет семьи? (Становится понятно, хватит ли средств для удовлетворения потребностей семьи. Чтобы суметь уложиться в имеющиеся средства, распланировать затраты, накопить деньги на покупку чего-нибудь существенного).
2. раунд « Решение нестандартных ситуаций».
Учитель: В жизни распланировать все невозможно, случается такое, что возникает непредвиденная ситуация. Каждой команде предоставляется одна из предложенных ситуаций, вам необходимо найти средства и выйти из нее.
К вам в гости приехала двоюродная тётя из Вологды. Ваше гостеприимство ей очень понравилось, и она решила погостить еще две недели и встретить Новый год вместе с Вами. Как вы будете изыскивать дополнительные средства её содержания?
Ваш брат, придя из школы, сообщил, что он случайно сломал новогоднюю гирлянду в кабинете биологии и администрация просит родителей возместить ущерб. Изыщите такую возможность в семье.
Ваш папа сломал руку. Больничный лист в этом месяце не оплатили. Как вы будете изыскивать оплату новогодних подарков и другие новогодние затраты?
3 раунд «Семейный бюджет и деньги в пословицах».
Учитель: Перед вами пословицы, связанные с темой семейного бюджета, но, распавшиеся на две части. Вам надо соотнесите эти части по смыслу и восстановите пословицы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1.Кoпейка к копейке — а) богатство.
2. Деньги – как вода: б) проживёт и семейка.
3. Всякая копейка кладётся на счёт: в) убыль стерегись
4. Согласье в семье — г) в семье клад.
5. Доход не живет д) бережёная копейка рубль бережёт
6. Прибылью хвались, е) без хлопот
7. Согласие да лад в семье клад. ж) плывут неизвестно куда.
(Ответ: 1-б,2-ж,3-д,4-а,5-е, 6-в,7-г)
4. « Блиц опрос».
Учитель: Обеим командам будут предложены различные ситуации. Ваша задача, решить проблему и озвучить ее. Мы даем вам 1 минуту на обсуждение каждой проблемы. Для своего ответа, поднимайте руку. За каждый правильный ответ вы получаете баллы - монеты.
А). Проблема. Родители планируют расходы на месяц, а сын – подросток просит купить ему на Новый год, коньки.
Решение: Постепенно откладывать деньги на эту покупку.
Б.) Проблема. Две студентки живут в одной комнате общежития и распределяют определенную сумму на неделю. Что они должны учесть для своего проживания? Решение: Необходимо учесть деньги на питание, учебные принадлежности, проезд. Второстепенные расходы – приобретение подарков на Новый год, покупка предметов не первой необходимости.
В.) Проблема. В семье из 4 человек появилась большая сумма денег (выигрыш в Новогодней лотереи). Как правильно ей распорядиться?
Решение: Часть денег отложить в банк, часть потратить на неотложные нужды. Или купить недвижимость и сдавать ее в аренду. И получать дополнительный доход.
5. раунд «Конкурс капитанов».
Учитель: Каждому капитану команды раздаются карточки с заданиями. Задача - выяснить, зачем составлять семейный бюджет, и как он формируется (записать доходы и расходы семьи на месяц). Сделайте вывод о том, какой получился у вас бюджет. Время для выполнения задания дается (5 минут)
Член
семьи. Вид доходов Сумма Расходы Сумма
1. 1.
2. 2.
3. 3.
Итого: Итого:
5.Подведение итогов
Учитель: На этом наша игра закончена, подведем итоги и наградим победителей. Все участники команды-победительницы получают оценку «5».
Рефлексия
Детям раздаются листочки-снежинки, на которых надо было ответить на вопрос: 1) Что вам понравилось на уроке? 2) Нравится ли вам работать в группах?
Потом снежинки крепятся на доску. Каждый ученик подходит по очереди.
Список литературы
1. Боголюбов. Л.Н., Иванова Л.Ф.Обществознание: учеб. для 7 класса. М.: Просвещение, 2018.
2. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс. М.: Просвещение, 2013.
3. Липсиц И.В. «Экономика»: учеб книга 1/ И.В. Липсиц- Вита - пресс М.-2010.
4. Липсиц И.В. «Экономика»: учеб книга 2/ И.В. Липсиц - Вита - пресс М.-2013
5. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.