Пояснительная записка к адаптированной рабочей программе по изобразительному искусству для учащегося 6 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для учащегося 6 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающего по программе с задержкой психического развития (ЗПР)(вариант 7.1) - это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки от 19.12 2014 г., №1598);
- Рекомендаций, изложенных в Письме Минобрнауки РФ «О введении ФГОС ОВЗ» от 11.03.2016 г. (№ВК-452/07);
АООП НОО учащихся с ЗПР школы.
- Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С.Савинов] (Стандарты второго поколения), Авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство 5-8 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2015. с использованием учебника «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека.» : учебник для общеобразовательных учереждений / Л.А. Неменская;под ред. Б.М. Неменского. – М. : Просвещение,2015г.
Адаптированная рабочая программа обучающихся с ОВЗ предполагает, что учащийся с задержкой психического развития (ЗПР) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Срок реализации программы 1 год.
Определение варианта адаптированной программы обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого- медико-педагогической комиссией (ТПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого- медико-педагогического обследования, с учетом ИПР в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего государственным стандартам и позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения, включая детей с задержкой психического развитии.
Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
- формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
- создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
- предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.
В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение, как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
-прочное усвоение учащимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной программы обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников и др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей учащихся;
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
• принцип преемственности, предполагающий при проектировании адаптированной программы начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования учащихся с задержкой психического развития;
• принцип целостности содержания образования;
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения учащимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность учащегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Адаптивность (изменения, внесенные в учебную программу и их обоснование):
На каждом занятии даются индивидуальные домашние задания с обязательным контролем их выполнения;
Создаются условия для адаптации и социализации учащегося, формирования у него коммуникативных навыков;
Понижается рейтинг оценивания проверочных, практических и контрольных работ;
Проводится психолого- педагогическая поддержка и индивидуальная помощь при выполнении работ на уроке;
Вводятся индивидуальные коррекционные занятия по предмету учебного плана по мере необходимости, по согласованию с родителями, с целью восполнения пробелов предшествующего обучения, а также ликвидацией отставаний в программном материале, связанных с длительными пропусками учащимся по болезни, подготовки к восприятию тем учебной программы, коррекции особенностей памяти, внимания, мыслительной деятельности;
Анализируется выполнение заданий с целью повышения самооценки учащегося;
Обучение проводится с учётом зоны ближайшего развития:
На уроках создаётся ситуация успеха для учащегося;
Включается развитие моторных функций;
Адаптация программы предполагает коррекцию программы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающейся с ЗПР и психолого-педагогическую поддержку в освоении содержания изучаемого предмета «Изобразительное искусство».
Психолого-педагогическая характеристика учащегося с ОВЗ
Учащиеся с ЗПР - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ТПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников.
У учащейся наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы, нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и координированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Сенсомоторное развитие идет с запозданием. Познавательная деятельность характеризуется средним уровнем активности и замедлением переработки информации. Беден и узок кругозор представлений об окружающих предметах и явлениях. Внимание характеризуется неустойчивостью, частой отвлекаемостью. Память ограниченна в объеме и непрочна. Наглядно – образное мышление в стадии формирования. Эмоционально – волевая сфера в стадии формирования. незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
Нарушено внимание: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
Нарушено восприятие, которое выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть, сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Особенности памяти: значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
Задержка психического развития сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
Наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время самостоятельных и тестовых работ.
Исходя из этого в процессе обучения применяется дифференцированный, индивидуальный подход к детям, учитывая их индивидуальные особенности, их работоспособность и уровень подготовленности.
Содержание программы носит обучающий, развивающий и коррекционный характер.
Основные виды деятельности обучающихся:
ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;
изобразительная деятельность (основы художественного изображения);
декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства);
художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры);
художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, информационно- коммуникационные, здоровье сбережения и т. д.
Особенности реализации рабочей программы при обучении детей с ОВЗ:
Имея одинаковое содержание и задачи обучения, рабочая программа по «ИЗО» для детей с ОВЗ практически не отличается от программы массовой школы. Эти отличия заключаются в
- коррекционной направленности каждого урока;
- оказании индивидуальной помощи обучающимся;
- отборе материала для урока и домашних заданий: уменьшение объёма аналогичных заданий и подбор разноплановых заданий.
- очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
- взаимообучение, диалогические методики;
- оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
Для достижения планируемых результатов при обучении учащихся с ЗПР содержание программы скорректировано по разделам: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка», «Связь времен в народном искусстве» «Декор – человек, общество, время», «Декоративное искусство в современном мире».
Критерии и Система оценки достижения обучающейся с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП НОО в иных формах.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
увеличение времени на выполнение заданий;
возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Система оценки достижений учащихся
Критерии оценки знаний учащихся разработаны с учётом психофизического развития и возможностей учащихся с ОВЗ. Оценивание обучающихся носит индивидуальный характер, при оценочном суждении учитываются следующие показатели:
-правильность приемов работы,
-степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, правильное построение рисунка, аккуратность выполненной работы),
-соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда.
Контрольные работы по предмету изобразительное искусство программой не предусмотрены. Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Оценочная деятельность состоит из фронтального и индивидуального устного опроса. Предусмотрено проведение выставок лучших работ.
Инструментарий для оценивания результатов освоения программы
Умения учащихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий:
Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.
Оценка «4» - выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы.
Оценка «3» - выставляется ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующей корректировки со стороны учителя.
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков учащихся.
При оценке устных ответов по изобразительному искусству принимаются во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если: учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
Оценка «4» ставится, если: учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера.
Оценка «3» ставится, если: учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.
Виды контроля |
Содержание |
Методы |
Сроки контроля |
Вводный |
Области интересов и склонностей. Уровень знаний, умений, навыков по изобразительному искусству. |
Беседы, наблюдение, кроссворды Викторины Тестирование |
Сентябрь |
Текущий |
Освоение учебного материала по темам, разделам |
Творческие и практические задания, выполнение образцов, упражнения |
По каждой теме |
Творческий потенциал учащихся |
Наблюдение, игры, упражнения. Участие в выставках и конкурсах |
В течение года |
|
Итоговый |
Контроль выполнения поставленных задач. Уровень творческого роста |
Зачетные, творческие работы. |
Апрель Май |
Описание места учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
Учебный план примерной адаптационной общеобразовательной программой обучающихся ЗПР (Вариант 7.1) отводится 34 часов (34 учебные недели), для обязательного изучения предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общеобразовательного общего образования в 6 классе в объеме 34 часов в год. С учетом региональных особенностей рабочая программа составлена 1 час в неделю.
Внесенные изменения в примерную программу
Тему «Выразительные возможности изобразительного искусства.» удалить, за счет освободившегося часа провести внеурочную деятельность в форме игры «Цвет в цвете» провести 1 часом, тему «выразительные возможности изобразительного искусства обьединить с одной темой «Пейзаж – настроения. Природа и художник» и провести одним часом
Через формы внеурочной деятельности в 6а классе, реализовать уроки № 32 (1 час):
№ |
Дата проведения |
Тема |
Внеурочной деятельности |
32 |
10.05 |
Выразительные возможности изобразительного искусства. |
В форме игры «Цвет в цвете» |
Тему «Пейзаж – настроение. Природа и художник» удалить за счет освободившегося часа провести внеурочную деятельность в форме экскурсии провести одним часом, тему «Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства» объединить с одной темой « Пейзаж – настроения. Природа и художник».
Через формы внеурочной деятельности в 6в классе реализовать урок № 31 (1 час):
№ |
Дата проведения |
Тема |
Внеурочной деятельности |
31 |
02.05 |
Пейзаж – настроения. Природа и художник |
В форме экскурсии «Пейзаж на свежем воздухе |
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные УУД:
У учащихся будут сформированы:
Эстетические потребности. Уважительное отношение к народной культуре, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Учащиеся получат возможность для формирования:
Творческих способностей личности
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся: целеполаганию, уметь самостоятельно распределять свое время; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; оценивать правильность выполненных действий и планировать пути достижения целей.
Учащиеся получат возможность научиться: самостоятельно ставить новые учебные цели, задачи, строить планы на будущее; оценивать свои возможности, степень трудности и умения их преодолеть; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся: работать в группах; формулировать свое мнение, аргументируя его в сотрудничестве с партнерами; осуществлять контроль и оказывать необходимую взаимопомощь; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции, способы взаимодействия участников; планировать общий ход работы.
Учащиеся получат возможность научиться: учитывать интересы, разные мнения окружающих, обосновывать собственную позицию; оказывать поддержку и содействие в достижении цели в совместной деятельности; разрешать конфликты; участвовать в коллективном обсуждении проблем и осуществлять коммуникативную рефлексию;
Познавательные УУД
Учащиеся научатся: создавать и защищать проект, заниматься исследовательской деятельностью под руководством учителя; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать понятия и производить сравнения; строить логические рассуждения.
Учащиеся получат возможность научиться: ставить проблему, аргументировать её актуальность, самостоятельно проводить исследования на основе наблюдения и эксперимента и делать выводы
Личностные результаты
отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты
характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественной творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках и различных видах визуально- пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
3.Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование раздела |
Всего часов |
1 |
Виды изобразительного искусства и основы образного языка |
9 часов |
2 |
Связь времен в народном искусстве |
7 часов |
3 |
Декор – человек, общество, время |
10 часов |
4 |
Декоративное искусство в современном мире |
8 часов |
Всего: |
34 часов |
Количество часов, на которое рассчитана учебная программа на год и по четвертям:
Четверть |
Всего часов |
Практическая часть |
|
Практическая работа |
Контрольная работа |
||
1 четверть |
9 |
6 |
|
2 четверть |
7 |
6 |
|
3 четверть |
11 |
8 |
|
4 четверть |
9 |
4 |
1 |
Всего: |
34 |
24 |
1 |
Содержание программы
Раздел 1 Виды изобразительного искусства
Изобразительное искусство и семь пластических искусств, рисунок – основа изобразительного творчества, линия и её выразительные возможности, пятно как средство выражения, композиция как ритм пятен, цвет, основы цветоведения, цвет в произведениях живописи, объемные изображения в скульптуре, основы языка изображения.
Раздел 2 Мир наших вещей. Натюрморт.
Реальность и фантазия в творчестве художника, изображение предметного мира – натюрморт, понятие формы, многообразие форм окружающего мира, изображение объема на плоскости, линейная перспектива, освещение, свет и тень, натюрморт в графике, цвет в натюрморте, выразительные возможности натюрморта.
Раздел 3Вглядываясь в человека. Портрет.
Образ человека – главная тема искусства, конструкция головы человека и ее пропорции, изображение головы человека в пространстве, графический портретный рисунок и выразительный образ человека, портрет в скульптуре Сатирические образы человека, образные возможности освещения в портрете, портрет в живописи, роль цвета в портрете, великие портретисты.
Раздел 4 Человек и пространство в изобразительном искусстве.
Жанры в изобразительном искусстве, изображение пространства, правила линейной и воздушной перспективы, пейзаж - большой мир, организация изображаемого пространства, пейзаж настроение, природа и художник, городской пейзаж, выразительные возможности изобразительного искусства, язык и смысл изобразительного искусства.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (Приложение №1)
5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Учебник для 5-7 класса общеобразовательного учреждения/А.С. Питерская, Г.Е. Гуров; под редакцией Б.М. Неменского - Москва: Просвещение, 2014.
Давыдова М.А. «Поурочные разработки по технологии», Москва, «Вако», 2014г.
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. - М. : Просвещение, 2015г.
«Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. - М., 2011.
. Изобразительное искусство. Занимательные материалы. Терминологические диктанты, кроссворды. Тесты. Викторины 5-7 класса / авт.сост.О.В.Павлова. Волгоград: Учитель, 2011. – 77 с
Кузин В.С. «Методика преподавания изобразительного искусства». – М.: Просвещение, 2010.
Рау М. Ю. Изобразительное искусство. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / М. Ю. Рау, М. А. Зыкова. – М.: Просвещение, 2017
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Учебник. ФГОС. Горяева Н, Островская О.В., Неменский Б.М. - М.: Просвещение, 2014г.
интернет – ресурсы:
Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/
Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/
Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.ht
«Рабочая программа разработана ______________ Фаттыхова Л. Н.
(подпись) ФИО
«Рабочая программа с приложениями изучена и обсуждена на заседании ШМО
эстетического и физического воспитания протокол № ____ от « »_________2018 года
Руководитель ШМО _______________ Тарасенко С.В.
(подпись) ФИО