Урок русского языка в 5 классе на тему «В чём секрет поэтических тропов?»

0
0
Материал опубликован 21 February 2019

В чём секрет поэтических тропов?

(5 класс, раздел «Лексика и фразеология»)

Цель урока - отрабатывать умение опознавать и различать слова в прямом и переносном значении, различать тропы и определять их роль в художественном тексте.


 

Повторение изученного ранее.

Списать стихотворение Б. Ручьёва «На озере»: 1 ряд – первое четверостишие, 2 ряд – второе четверостишие, 3 ряд – третье четверостишие. Объяснить написание пропущенных букв.

Определить падеж всех имён существительных в данном четверостишии.

Найти имя существительное, соответствующее морфемному составу: приставка+корень+окончание


 

Борис Ручьёв «На озере»


 

Пок(а,о)чнулася хата на взгор(ь,ъ)е

В камыш…вых ресницах озёр,

Утром яс…ным вишнёвые зори

Вышивают на окнах узор.


 

(Под)горою с(е,и)ребряной плав(ь,ъ)ю

Гладят волны озёрный покров –

Хорошо этим утром мне плавать

Под налётами лё(х,к,г)ких ветров.


 

Пляш(е,и)т солнце лучистым з(а,о)гаром,

Л(ь,ъ)ются степи узорным ковром,

Бьются волны ра(з,с)плавленной гарью

О борта отливным серебром.


 

Проверка задания: ребята по очереди от каждого ряда называют орфограммы, которые они объясняли.

На обратной стороне доски учитель заранее напишет ответы:

1 ряд: И.п, П.п, П.п, Р.п, Т.п, И.п, П.п, В.п. взгорье

2 ряд: Т.п, Т.п, И.п, В.п, Т.п, Т.п, Р.п. налётами

3 ряд: И.п, Т.п, И.п, Т.п, И.п, Т.п, В.п, Т.п. загаром


 

Работая в паре, попробуйте изобразить на листах картину, описанную в вашем четверостишии.

По очереди ребята каждого ряда показывают свои зарисовки, а другие описывают то, что видят на рисунках.

Цель этого этапа – выяснить, все ли слова, использованные в четверостишии, возможно изобразить на рисунке и почему.

Вывод: на рисунке – слова в прямом значении, а в стихотворении много слов в переносном значении.

- Зачем они нужны автору? Какую роль выполняют? Найдите все слова в переносном значении.

Слова в переносном значении образуют тропы, то есть специальные обороты речи, усиливающие её образность и выразительность.

- Вспомните тропы, с которыми вы не раз встречались на уроках литературы и русского языка.

Эпитет - поэтическое, образное определение, выраженное обычно прилагательным (бархатные глаза, звонкая тишина).

Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений (алмазная роса (сверкает, как алмаз), заря новой жизни (начало, пробуждение)).

Олицетворение – образное средство, заключающееся в приписывании неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ (О чём так воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно?)

Сравнение – образное сопоставление двух явлений (Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи).

Какие тропы встретились в вашем четверостишии? Зачем их использует автор? Как тропы помогли вам правильно передать на рисунке чувства автора, его настроение?

Прочитайте выразительно стихотворение Б. Ручьёва «На озере».


 

Спишите стихотворения, найдите слова в переносном значении, определите тропы. Составьте синонимичный текст, используя слова в прямом значении.

1) Снова Сел на скамейки

со всех дорожек дождик

ветер и никого не пускает…

лето сметает. (Эмма Мошковская)


 

2) Летний ливень

Гром стреляет, как из пушки.

Хлещет дождь по спинам луж.

Под дождём сидят лягушки –

Принимают тёплый душ. (Вадим Левин)


 

3) Осень

Повернула осень к стужам.

Морщит дождик лица лужам.

У окошка – дед и баба,

Перед ними – лужа-ряба. (Вадим Левин)


 

- Какой текст понравился больше, исходный или тот, который составили вы? Почему?


 

Секрет особой выразительности тропов заключается в использовании слов в переносном значении. Тропы нужны для создания художественного образа.

Д/З: выписать из художественного произведения, изучаемого на уроке литературы, 5 предложений, в которых есть тропы (не повторять один и тот же).

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.