Урок русского языка в 5 классе на тему «В чём секрет поэтических тропов?»
В чём секрет поэтических тропов?
(5 класс, раздел «Лексика и фразеология»)
Цель урока - отрабатывать умение опознавать и различать слова в прямом и переносном значении, различать тропы и определять их роль в художественном тексте.
Повторение изученного ранее.
Списать стихотворение Б. Ручьёва «На озере»: 1 ряд – первое четверостишие, 2 ряд – второе четверостишие, 3 ряд – третье четверостишие. Объяснить написание пропущенных букв.
Определить падеж всех имён существительных в данном четверостишии.
Найти имя существительное, соответствующее морфемному составу: приставка+корень+окончание
Борис Ручьёв «На озере»
Пок(а,о)чнулася хата на взгор(ь,ъ)е
В камыш…вых ресницах озёр,
Утром яс…ным вишнёвые зори
Вышивают на окнах узор.
(Под)горою с(е,и)ребряной плав(ь,ъ)ю
Гладят волны озёрный покров –
Хорошо этим утром мне плавать
Под налётами лё(х,к,г)ких ветров.
Пляш(е,и)т солнце лучистым з(а,о)гаром,
Л(ь,ъ)ются степи узорным ковром,
Бьются волны ра(з,с)плавленной гарью
О борта отливным серебром.
Проверка задания: ребята по очереди от каждого ряда называют орфограммы, которые они объясняли.
На обратной стороне доски учитель заранее напишет ответы:
1 ряд: И.п, П.п, П.п, Р.п, Т.п, И.п, П.п, В.п. взгорье
2 ряд: Т.п, Т.п, И.п, В.п, Т.п, Т.п, Р.п. налётами
3 ряд: И.п, Т.п, И.п, Т.п, И.п, Т.п, В.п, Т.п. загаром
Работая в паре, попробуйте изобразить на листах картину, описанную в вашем четверостишии.
По очереди ребята каждого ряда показывают свои зарисовки, а другие описывают то, что видят на рисунках.
Цель этого этапа – выяснить, все ли слова, использованные в четверостишии, возможно изобразить на рисунке и почему.
Вывод: на рисунке – слова в прямом значении, а в стихотворении много слов в переносном значении.
- Зачем они нужны автору? Какую роль выполняют? Найдите все слова в переносном значении.
Слова в переносном значении образуют тропы, то есть специальные обороты речи, усиливающие её образность и выразительность.
- Вспомните тропы, с которыми вы не раз встречались на уроках литературы и русского языка.
Эпитет - поэтическое, образное определение, выраженное обычно прилагательным (бархатные глаза, звонкая тишина).
Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений (алмазная роса (сверкает, как алмаз), заря новой жизни (начало, пробуждение)).
Олицетворение – образное средство, заключающееся в приписывании неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ (О чём так воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно?)
Сравнение – образное сопоставление двух явлений (Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи).
Какие тропы встретились в вашем четверостишии? Зачем их использует автор? Как тропы помогли вам правильно передать на рисунке чувства автора, его настроение?
Прочитайте выразительно стихотворение Б. Ручьёва «На озере».
Спишите стихотворения, найдите слова в переносном значении, определите тропы. Составьте синонимичный текст, используя слова в прямом значении.
1) Снова Сел на скамейки
со всех дорожек дождик
ветер и никого не пускает…
лето сметает. (Эмма Мошковская)
2) Летний ливень
Гром стреляет, как из пушки.
Хлещет дождь по спинам луж.
Под дождём сидят лягушки –
Принимают тёплый душ. (Вадим Левин)
3) Осень
Повернула осень к стужам.
Морщит дождик лица лужам.
У окошка – дед и баба,
Перед ними – лужа-ряба. (Вадим Левин)
- Какой текст понравился больше, исходный или тот, который составили вы? Почему?
Секрет особой выразительности тропов заключается в использовании слов в переносном значении. Тропы нужны для создания художественного образа.
Д/З: выписать из художественного произведения, изучаемого на уроке литературы, 5 предложений, в которых есть тропы (не повторять один и тот же).