12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Быева Ирина Анатольевна149
В школе работаю 34 год . Учителем хотела стать с того времени, как исполнилось 10 лет. Поэтому при выборе института для поступления без колебания подала документы в Уссурийский педагогический институт, который и окончила в 1983 году.
Россия, Приморский край, с. Хороль
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 имени В.М. Пучковой»

с. Хороль, Хорольского муниципального района, Приморского края

Согласовано Утверждено

зам. директора по УВР: приказом по школе

Проневич С.Ю. от « » августа 2016 г. №

« » августа 2016г

                                            Пояснительная записка к программе 

по математике

1 класс

УМК «Школа России»

 

Составитель: Быева И. А.

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

Рассмотрено

на заседании МО учителей начальных классов

Руководитель МО Рузаева О. Д.

« » августа 2016г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета математики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы М.И. Моро, планируемых результатов начального общего образования.

Актуальность изучения предмета .

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также

пригодятся в жизни.

Целями изучения предмета « математика» являются:

- развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи;

– формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

– освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры.

- воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.

Для достижения поставленных целей на уроках необходимо решать следующие задачи:

Учебные:

— формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;

— формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;

— формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применения этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).

Развивающие:

— развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления пространственного воображения, мышления, в том числе математических способностей школьников;

— развитие логического мышления — основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;

— формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.

Общеучебные:

— знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;

— формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);

— формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;

— формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.

Реализация данной программы предусмотрена на основе системы учебников УМК « Школа России»

Учебник «Математика» 1 класс, М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова, Москва «Просвещение», 2013 г.. Учебник имеет гриф (рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации)

На изучение предмета « математика» в 1 классе выделяется 132 часа (4 часа в неделю). 33 учебные недели.

При изучении курса используются следующие методы и приемы: стимулирования и мотивации, частично-поисковый, исследовательский, словесный, наглядный, аудиовизуальный, практический, логический, проблемно-поисковый, проблемно-сообщающий, индуктивный, дедуктивный, самостоятельной работы, устного и письменного контроля.

В 1 классе контроль за достижением планируемых результатов предполагается через арифметические диктанты, математические диктанты, тесты, проверочные, самостоятельные, контрольные работы.

Начальный курс математики – интегрированный. В нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы.

Для формирования ключевых образовательных компетенций применяются технологии индивидуального, индивидуально-группового, группового, коллективного способа обучения, технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

- методами организации и осуществления учебно–познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
- методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр.
методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;

- степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового  (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения

Используются следующие средства обучения: учебно – наглядные пособия (таблицы, модели и др.), ЭОРы, организационно – педагогические средства (карточки,  раздаточный материал).

Виды контрольных измерений.

Дата

Тема

1

 

Итоговая контрольная работа № 1 по теме «Таблица сложения и вычитания с числами 1, 2, 3»

2

 

Контрольное тестирование

3

 

Итоговая контрольная работа № 2 «Десятичный состав чисел от 1 до 20»

Критерии оценивания в соответствии с Положением о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся на уровне начального общего образования.

В 1 классе даётся качественная оценка знаний.

Структура курса

Модуль

Количество часов

1.

Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления.

8 ч

2.

Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация.

25 ч

3.

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.

55 ч

4.

Числа от 1 до 20. Нумерация.

12 ч

5.

Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание.

23 ч

6.

Повторение.

9 ч

 

Всего

132 ч

 

Содержание тем учебного курса

Введение в математику: сравнение предметов,

формирование пространственных отношений

(в течение первой учебной четверти)

Выделение различных признаков сравнения объектов (цвет, размер, форма, ориентация на плоскости или в пространстве и т.д.).

Преобразование заданных объектов по одному или нескольким признакам.

Рассмотрение различных параметров сравнения объектов(высокий‑низкий, выше‑ниже, широкий‑узкий, шире‑уже, далекий‑близкий, дальше‑ближе, тяжелый‑легкий, тяжелее‑ легче и т.д.).Относительность проводимых сравнений.

Числа

Однозначные числа

Сравнение количества предметов в группах.

Рассмотрение параметров абсолютного (много‑мало) и относительного (больше‑меньше) сравнения.

Число как инвариантная характеристика количества элементов группы. Счет предметов. Цифры как знаки, используемые для записи чисел.

Установление отношений «больше», «меньше», «равно» между числами. Знаки, используемые для обозначения этих отношений (>, <, =).

Упорядочивание и его многовариантность. Знакомство с простейшими способами упорядочивания в математике: расположение в порядке возрастания или в порядке убывания.

Знакомство с натуральным рядом чисел в пределах однозначных чисел. Основные свойства натурального ряда.

Число «нуль», его запись и место среди других однозначных чисел.

Двузначные числа

Десяток как новая единица счета. Счет десятками в пределах двузначных чисел.

Сравнение изученных чисел. Устная и письменная нумерация в пределах изученных чисел.

Арифметические действия

Представление о действии сложения. Знак сложения (+).

Термины: сумма, значение суммы, слагаемые.

Выполнение сложения различными способами: пересчитыванием, присчитыванием, движением по натуральному ряду.

Состав чисел первого и второго десятков (рассмотрение случаев получения чисел из двух и большего количества слагаемых). Составление таблицы сложения на основе получения чисел с помощью двух однозначных натуральных слагаемых.

Переместительное свойство сложения. Сокращение таблицы сложения на основе использования этого свойства. Сокращение таблицы сложения на основе расположения чисел в

натуральном ряду.

Сложение с нулем.

Представление о действии вычитания. Знак вычитания (–). Термины, связанные с вычитанием: разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое.

Выполнение вычитания различными способами: пересчитыванием остатка, отсчитыванием по единице, движением по натуральному ряду.

Связь между действиями сложения и вычитания. Использование таблицы сложения для выполнения вычитания на основе этой связи. Нахождение неизвестных компонентов сложения или вычитания. Вычитание нуля из натурального числа. Знакомство с сочетательным свойством сложения.

Сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах двух десятков. Рассмотрение различных способов выполнения этих операций. Использование таблицы сложения как

основного способа их выполнения.

Понятие выражения. Нахождение значения выражения.

Скобки. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.

Использование свойств арифметических действий для рационализации вычислений.

Числовые равенства и неравенства. Верные и неверные равенства и неравенства.

Работа с текстовыми задачами

(в течение учебного года)

Составление рассказов математического содержания по рисунку. Упорядочивание нескольких данных рисунков и создание по ним сюжета, включающего математические отношения.

Дополнение нескольких связанных между собой рисунков недостающим для завершения предложенного сюжета. Текстовая арифметическая задача как особый вид математического задания. Отличие задачи от математического рассказа. Решение простых задач на сложение и вычитание, в том числе задач, содержащих отношения «больше на …», «меньше на …». Запись задачи в виде схемы. Составление, дополнение, изменение текстов задач по рисункам, схемам, не‑

завершенным текстам, выполненным решениям.

Пространственные отношения.

Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «над», «под», «перед», «за», «посередине», «между», а также их сочетания (например, «вверху слева» и т.д.). Осознание относительности расположения предметов в зависимости от положения наблюдателя.

Линии и точки. Их взаимное расположение.

Прямая. Луч. Отрезок. Ломаная.

Сходство и различие между прямой, лучом и отрезком.

Построение прямых, лучей и отрезков с помощью чертежной линейки (без делений). Обозначение прямых, лучей и отрезков буквами латинского алфавита.

Взаимное расположение на плоскости прямых, лучей и отрезков. Пересекающиеся и непересекающиеся прямые, лучи и отрезки.

Первое представление об угле как о фигуре, образованной двумя лучами, выходящими из одной точки. Знак, обозначающий угол при письме.

Прямой, острый и тупой углы. Установление вида угла с помощью угольника.

Построение углов. Их обозначение буквами латинского алфавита.

Замкнутые и незамкнутые линии. Взаимное расположение различных линий с точками, прямыми, лучами и отрезками.

Первое представление о многоугольнике. Классификация многоугольников по числу углов. Простейший многоугольник ‑треугольник. Выделение среди четырехугольников прямоугольника, среди прямоугольников ‑квадрата.

Уточнение геометрической терминологии, знакомой из дошкольного периода.

Сравнение пространственных предметов по форме. Выделение предметов, похожих на куб, шар.

Геометрические величины

Длина отрезка. Сравнение длин отрезков или их моделей визуально или практически (приложением, наложением).

Понятие мерки. Сравнение длин отрезков с помощью произвольно выбранных мерок.

Числовое выражение длины отрезка в зависимости от выбранной мерки.

Знакомство с общепринятыми единицами измерения длины: сантиметром (см), дециметром (дм) и метром (м). Соотношения: 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м.

Знакомство с инструментами для измерения длины: измерительной линейкой, складным метром, рулеткой и др. Измерение длины отрезков с помощью одной или двух общепринятых единиц измерения длины (например, 16 см и 1 дм 6 см).

Построение отрезков заданной длины с помощью измерительной линейки.

Работа с информацией (в течение учебного года)

Упорядочивание по времени («раньше», «позже») на основе информации, полученной по рисункам.

Установление закономерности и продолжение ряда объектов в соответствии с установленной закономерностью.

Изменение объекта в соответствии с информацией, содержащейся в схеме.

Выполнение действий в указанной последовательности (простейшая инструкция).

Установление истинности утверждений. Понимание текстов с использованием логических связок и слов «и», «или», «не», «каждый», «все», «некоторые».

Знакомство с простейшими столбчатыми диаграммами, таблицами, схемами. Их чтение. Заполнение готовой таблицы (запись недостающих данных в ячейки).

Планируемые результаты

 ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

положительное отношение к урокам математики;

могут быть сформированы:

умение признавать собственные ошибки.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Общие свойства предметов и групп предметов

Учащиеся научатся:

различать предметы (форма, цвет, размер);

сравнивать предметы по размеру: больше - меньше, длиннее - короче, выше – ниже, шире;

сравнивать положения предметов в пространстве: перед, между, за; ближе – дальше, слева;

сравнивать последовательность событий: раньше – позже;

сравнивать количество групп предметов: столько же, больше, меньше, больше на…, меньше на…

Учащиеся получат возможность научиться:

использовать приобретенные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;

сравнивать значения числовых выражений.

Числа и величины

Учащиеся научатся:

читать, записывать и сравнивать числа от 0 до 100;

представлять двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

выполнять арифметические действия с числами 0 и 1;

различать единицы массы (килограмм), единицы вместимости (литр).

Учащиеся получат возможность научиться:

различать четные и нечетные числа;

составлять числовые последовательности.

Арифметические действия

Учащиеся научатся:

выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток (сложение и вычитание однозначных чисел, сложение и вычитание десятков, сложение двузначного числа с однозначным, вычитание однозначного числа из двузначного);

выполнять сложение и вычитание с числом 0;

находить значения выражения без скобок.

Учащиеся получат возможность научиться:

употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность);

находить неизвестные компоненты арифметических действий;

проверять результаты арифметических действий разными способами;

использовать изученные свойства арифметических действий при вычислении значений выражений;

использовать рациональные приёмы вычислений (перестановка и группировка слагаемых);

вычислять значение числового выражения в 2-3 действия рациональными способами (с помощью группировки слагаемых или вычитаемых, дополнения чисел до ближайшего круглого числа).

Тестовые задачи

Учащиеся научатся:

понимать текст, содержащий числовые данные;

понимать структуру и элементы текстовой задачи (условие, вопрос, числовые данные, неизвестное);

решать текстовые задачи в 1 действие на сложение и вычитание (нахождение суммы, остатка, увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение слагаемого).

Учащиеся получат возможность научиться:

записывать краткую запись условия, восстанавливать условие задачи по краткой записи;

осуществлять анализ условия текстовой задачи и устанавливать зависимости между компонентами числового выражения, данными текстовой задачи;

представлять текст задачи в виде рисунка, схематического чертежа, схематического рисунка, краткой записи;

решать задачи в 2 действия по сформулированным вопросам.

Геометрические фигуры и величины

Учащиеся научатся:

измерять длину заданного отрезка (в сантиметрах);

чертить с помощью линейки отрезок заданной длины;

распознавать изученные геометрические фигуры (отрезок, ломаная; многоугольник, треугольник, квадрат, прямоугольник) и изображать их с помощью линейки на бумаге с разлиновкой в клетку.

Учащиеся получат возможность научиться:

различать прямой, тупой и острый углы;

чертить углы разных видов на клетчатой бумаге;

находить длину ломаной и периметр многоугольника.

Работа с данными

Учащиеся научатся:

различать текст, рисунок, схему, символьную запись;

Учащиеся получат возможность научиться:

читать и заполнять таблицы;

сопоставлять информацию, представленную в разных видах.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

отслеживать цель учебной деятельности (с опорой на маршрутные листы) и внеучебной (с опорой на развороты проектной деятельности);

учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;

проверять результаты вычислений;

адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.

Учащиеся получат возможность научиться:

оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности;

планировать шаги по устранению пробелов (знание состава чисел).

Познавательные

Учащиеся научатся:

анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель — что известно, что требуется найти);

сопоставлять схемы и условия текстовых задач;

устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице);

осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);

сравнивать и классифицировать изображенные предметы и геометрические фигуры по заданным критериям;

понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными.

Учащиеся получат возможность научиться:

видеть аналогии и использовать их при освоении приемов вычислений;

конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части;

сопоставлять информацию, представленную в разных видах;

выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках;

задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Учащиеся получат возможность научиться:

организовывать взаимопроверку выполненной работы;

высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Перечень учебно - методического обеспечения.

1. Моро, М. И. Математика. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М. Просвещение, 2013.

2. Моро, М. И. Тетрадь по математике. 1 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова. – М. Просвещение, 2014.

3. Моро, М. И. Математика / М. И. Моро [и др.] // Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М.Просвещение, 2011.

4. Математика: электронное приложение к учебнику М. И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой.

 

 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.