Рабочая программа по математике для 1 класса (УМК «Школа России»)
1.Планируемые результаты и содержание образовательной области «Математика и информатика» на уровне начального общего образования
Математика
В результате изучения курса математики обучающиеся на уровне начального общего образования:
научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
получат представление о числе как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;
познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;
приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико‑ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
Числа и величины
Выпускник научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять действия с величинами;
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
решать задачи в 3—4 действия;
находить разные способы решения задачи.
Пространственныеотношения
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Выпускник научится:
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближенно (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
Работа с информацией
Выпускник научится:
читать несложные готовые таблицы;
заполнять несложные готовые таблицы;
читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
читать несложные готовые круговые диаграммы;
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
2. Содержание учебного предмета
Математика
1 класс
Числа и величины
Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до двадцати. Образование сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Знаки сравнения. Единицы массы (килограмм). Единицы вместимости (литр). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Арифметические действия
Сложение, вычитание. Названия компонентов и результата арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Связь между сложением, вычитанием. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме).
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…». Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица).
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Временные представления (раньше, позже, сначала, потом). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная. Использование чертежных инструментов для выполнения построений.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (см, дм, м).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин; систематизация знаний.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.
№ |
Наименования разделов |
Количество часов по программе |
1 |
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления |
8 |
2 |
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация |
28 |
3 |
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание |
56 |
4 |
Числа от 1 до 20. Нумерация |
12 |
5 |
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание |
22 |
6 |
Итог.«Что узнали, чему научились в 1 классе» |
6 |
ИТОГО |
132 |
Календарно-тематическое планирование уроков математики в 1 классе
по учебнику Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. и др.
«Математика»
(4 часа в неделю, всего 132 часа)
№ урока |
Тема урока |
Дата |
|
план |
факт |
||
1. |
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 часов) Счет предметов. Экскурсия. |
||
2. |
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости(выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между |
||
3. |
Сравнение величин: временные представления (раньше, позже, сначала, потом). |
||
4. |
Сравнение и упорядочение чисел. Отношения «больше», «меньше, «столько же» |
||
5. |
Сравнение и упорядочение чисел . На сколько больше (меньше)? |
||
6. |
Сравнение и упорядочение чисел. На сколько меньше (больше)? |
||
7. |
Сравнение и упорядочение чисел. Странички для любознательных. Урок-игра. |
||
8. |
Проверочная работа по теме «Пространственные и временные представления» |
||
9. |
Числа от 1 до 10.Число 0.Нумерация (28 часов) Чтение и запись чисел. Много, один. Письмо цифры 1. |
||
10. |
Чтение и запись чисел. Числа1,2. Письмо цифры 2. |
||
11. |
Чтение и запись чисел. Число 3. Письмо цифры 3. |
||
12. |
Сложение, вычитание. Знаки действий. |
||
13. |
Чтение и запись чисел. Число 4. Письмо цифры 4. |
||
14. |
Взаимное расположение предметов на плоскости. Длиннее, короче, одинаковые по длине. |
||
15. |
Чтение и запись чисел. Число 5. Письмо цифры 5. |
||
16. |
Чтение и запись чисел. Числа от 1 до 5.Состав числа 5 из двух слагаемых. Урок-игра. |
||
17. |
Чтение и запись чисел. Странички для любознательных. Урок-игра. |
||
18. |
Распознавание и изображение геометрических фигур. Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок. |
||
19. |
Распознавание и изображение геометрических фигур. Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины. |
||
20. |
Чтение и запись чисел от 1 до 5. |
||
21. |
Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения: «больше», «меньше», «равно». |
||
22. |
Сравнение и упорядочение чисел. Равенство. Неравенство. |
||
23. |
Распознавание и изображение геометрических фигур. Многоугольники. |
||
24. |
Чтение и запись чисел. Числа 6, 7. Письмо цифры 6. |
||
25. |
Чтение и запись чисел. Письмо цифры 7. Урок-игра. |
||
26. |
Чтение и запись чисел. Числа 8, 9. Письмо цифры 8. |
||
27. |
Чтение и запись чисел. Письмо цифры 9. |
||
28. |
Чтение и запись чисел. Число 10. Запись числа 10. |
||
29. |
Чтение и запись чисел. Числа от 1 до 10. Урок-игра. |
||
30. |
Чтение и запись чисел. Числа от 1 до 10. Знакомство с проектом «Числа в загадках, пословицах и поговорках». |
24.10 |
|
31. |
Единицы длины. Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. |
25.10 |
|
32. |
Сложение, вычитание. Увеличить на. Уменьшить на. |
26.10 |
|
33. |
Чтение и запись чисел. Число и цифра 0.Арифметические действия с числом « нуль» |
7.11 |
|
34. |
Чтение и запись чисел. |
8.11 |
|
35. |
Чтение и запись чисел. Странички для любознательных. |
9.11 |
|
36. |
Чтение и запись чисел. Проверочная работа по теме «Нумерация чисел от 1 до 10». |
12.11 |
|
37. |
Числа от 1 до 10.Сложение и вычитание 56 (часов) Сложение, вычитание. +1, - 1. Знаки +, –, =. |
14.11 |
|
38. |
Сложение, вычитание. -1-1, +1+1 |
15.11 |
|
39. |
Сложение, вычитание.+2, - 2. |
16.11 |
|
40. |
Названия компонентов арифметических действий. Слагаемые. Сумма. |
19.11 |
|
41. |
Решение текстовых задач. Структура задачи (условие, вопрос). |
21.11 |
|
42. |
Решение текстовых задач. Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку. |
22.11 |
|
43. |
Таблица сложения и вычитания. ± 2. Составление таблиц. |
23.11 |
|
44. |
Сложение, вычитание. Присчитывание и отсчитывание по 2. |
26.11 |
|
45. |
Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…». |
28.11 |
|
46. |
Сложение, вычитание. Странички для любознательных. |
29.11 |
|
47. |
Сложение, вычитание. «Что узнали. Чему научились». |
30.11 |
|
48. |
Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание вида ± 1, 2». |
3.12 |
|
49. |
Сложение, вычитание.Странички для любознательных. |
5.12 |
|
50. |
Сложение, вычитание. +3, -3. Приёмы вычислений. |
6.12 |
|
51. |
Сложение, вычитание. Приёмы вычислений вида ±3». Решение текстовых задач. |
7.12 |
|
52. |
Решение текстовых задач. |
10.12 |
|
53. |
Сложение, вычитание. ± 3.Составление таблиц. |
12.12 |
|
54. |
Сложение, вычитание.Сложение и соответствующие случаи состава чисел. |
13.12 |
|
55. |
Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…». |
14.12 |
|
56. |
Решение текстовых задач. |
17.12 |
|
57. |
Сложение, вычитание .Странички для любознательных. |
19.12 |
|
58. |
Сложение, вычитание. Что узнали. Чему научились». |
20.12 |
|
59. |
Сложение, вычитание. Сложение и вычитание вида ± 1, 2, 3.. |
21.12 |
|
60. |
Решение текстовых задач. Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание». |
24.12 |
|
61 |
Проверочная работа за 1 полугодие |
26.12 |
|
62 |
Задачи, содержащие отношения «больше на…». |
27.12 |
|
63 |
Задачи, содержащие отношения «больше на…» (с двумя множествами предметов) |
28.12 |
|
64 |
Задачи, содержащие отношения «меньше на…».(с двумя множествами предметов) |
10.01 |
|
65. |
Сложение, вычитание. ± 4. Приемы вычислений. |
11.01 |
|
66. |
Сложение, вычитание.Приёмы вычислений ± 4. |
14.01 |
|
67. |
Решение текстовых задач. Задачи на разностное сравнение чисел. |
16.01 |
|
68. |
Решение текстовых задач. Задачи на разностное сравнение чисел. |
17.01 |
|
69. |
Сложение, вычитание. ± 4. Составление и заучивание таблиц. |
18.01 |
|
70. |
Сложение, вычитание. ± 4. Решение текстовых задач. |
21.01 |
|
71. |
Использование свойств арифметических действий в вычислениях - перестановка слагаемых в сумме. |
23.01 |
|
72. |
Использование свойств арифметических действий в вычислениях-перестановка слагаемых в сумме для случаев вида +5,6,7,8,9. |
24.01 |
|
73. |
Сложение, вычитание.Составление таблицы +5,6,7,8,9. (с.16) |
25.01 |
|
74. |
Сложение, вычитание.Сложение и соответствующие случаи состава чисел». |
28.01 |
|
75. |
Сложение, вычитание.Состав чисел в пределах 10. |
30.01 |
|
76. |
Решение текстовых задач. Подготовка к решению задач в два действия. |
31.01 |
|
77. |
Сложение, вычитание. «Что узнали. Чему научились». |
1.02 |
|
78. |
Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 10». |
4.02 |
|
79. |
Связь между сложением и вычитанием.(.22-25)ие. елах 10. и соох 10.а |
6.02 |
|
80. |
Связь между сложением и вычитанием.Использование терминов (слагаемые и сумма) при чтении записей. |
7.02 |
|
81. |
Решение текстовых задач. |
8.02 |
|
82 |
Названия компонентов арифметических действий. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. |
18.02 |
|
83 |
Сложение, вычитание.Вычитание вида 6-, 7- . Состав чисел 6 и 7. |
20.02 |
|
84 |
Сложение, вычитание. Приёмы вычислений 6 -□, 7 - □. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…». |
21.02 |
|
85 |
Сложение, вычитание. Вычитание вида 8-, 9- . Состав чисел 8, 9. |
22.02 |
|
86 |
Сложение, вычитание.Вычитание вида 8-, 9- . Состав чисел 8, 9. Подготовка к введению задач в два действия. |
25.02 |
|
87 |
Сложение, вычитание.Вычитание вида 10-. |
27.02 |
|
88 |
Связь между сложением и вычитанием. |
28.02 |
|
89 |
Единица массы - килограмм. |
1.03 |
|
90 |
Единица вместимости - литр. |
4.03 |
|
91 |
Числа и величины. «Что узнали. Чему научились». |
6.03 |
|
92 |
Проверочная работа по теме «Проверим себя и оценим свои достижения» |
7.03 |
|
93 |
Числа от 1 до 20. Нумерация (12 часов) Чтение и запись чисел от 1 до 20. Названия и последовательность чисел от 11 до 20. |
11.03 |
|
94 |
Чтение и запись чисел от 1 до 20. Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. |
13.03 |
|
95 |
Запись и чтение чисел. |
14.03 |
|
96 |
Единица длины - дециметр. |
15.03 |
|
97 |
Сложение, вычитание. Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации чисел. |
18.03 |
|
98 |
Сложение, вычитание. Странички для любознательных |
20.03 |
|
99 |
Сложение, вычитание. «Что узнали. Чему научились» |
21.03 |
|
100 |
Проверочная работа по теме «Нумерация» |
22.03 |
|
101 |
Решение текстовых задач.Подготовка к введению задач в два действия. |
1.04 |
|
102 |
Решение текстовых задач. Подготовка к введению задач в два действия. |
3.04 |
|
103 |
Решение текстовых задач. Ознакомление с задачей в два действия. |
4.04 |
|
104 |
Решение текстовых задач в два действия. |
5.04 |
|
105 |
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание с переходом через десяток (22 часа) Сложение, вычитание.Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. |
8.04 |
|
106 |
Сложение, вычитание.Сложение вида + 2, + 3. |
10.04 |
|
107 |
Сложение, вычитание.Сложение вида + 4. |
11.04 |
|
108 |
Сложение, вычитание.Сложение вида + 5. |
12.04 |
|
109 |
Сложение, вычитание.Сложение вида + 6. |
15.04 |
|
110 |
Сложение, вычитание.Сложение вида + 7. |
17.04 |
|
111 |
Сложение, вычитание.Сложение вида + 8, + 9. |
18.04 |
|
112 |
Сложение, вычитание.Таблица сложения. |
19.04 |
|
113 |
Сложение, вычитание.Табличное сложение. |
22.04 |
|
114 |
Сложение, вычитание. Странички для любознательных. |
24.04 |
|
115 |
Сложение, вычитание.«Что узнали. Чему научились». |
25.04 |
|
116 |
Сложение, вычитание.Общие приемы вычитания с переходом через десяток. |
26.04 |
|
117 |
Сложение, вычитание.Вычитание вида 11 - . |
29.04 |
|
118 |
Сложение, вычитание.Вычитание вида 12 - . |
6.05 |
|
119 |
Сложение, вычитание.Сложение, вычитание.Вычитание вида 13 - . |
8.05 |
|
120 |
Сложение, вычитание.Вычитание вида 14 - . |
13.05 |
|
121 |
Сложение, вычитание.Вычитание вида 15 - . |
15.05 |
|
122 |
Сложение, вычитание.Вычитание вида 16 - . |
16.05 |
|
123 |
Сложение, вычитание.Вычитание вида 17 - ,18 - . |
17.05 |
|
124 |
Сложение, вычитание.Табличное вычитание. Странички для любознательных. |
20.05 |
|
125 |
Сложение, вычитание.«Что узнали. Чему научились». |
22.05 |
|
126 |
Проверочная работа по теме «Табличное сложение и вычитание» |
23.05 |
|
Итог. (6 часов) |
|||
127 |
Сложение, вычитание.Нумерация чисел. |
24.05 |
|
128 |
Сложение и вычитание. |
27.05 |
|
129 |
Итоговая контрольная работа |
28.05 |
|
130 |
Решение текстовых задач |
29.05 |
|
131 |
Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты» |
30.05 |
|
132 |
Геометрические фигуры. |
31.05 |
|
Контрольная работа-1 |
|||
Проверочная работа-8 |