Рабочая программа по математике (1 класс, УМК «Школа России»)
МБОУ Городецкая средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» Руководитель МО _____ / И.А. Камозина / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 2018г. |
«Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ Городецкой СОШ _____ / Л.А.Коновалова / ФИО «___» _________ 2018г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ Городецкой СОШ _____ / П.Н.Гордеев / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике в 1классе
на 2018-2019 учебный год
Домасевой Елены Витальевны
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 1 класса разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебным предметам, курсам, модулям в соответствии с ФГОС НОО МБОУ Городецкой СОШ и на основании Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Городецкой СОШ.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Целью рабочей программы является достижение планируемых результатов.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
- начальные представления о математических способах познания мира;
- начальные представления о целостности окружающего мира;
- понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого;
- проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика;
- освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
- понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
- приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- основ внутренней позиции школьника с положительным отношением к школе, к учебной деятельности (проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
- учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;
- способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
- понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
- осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки;
- определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;
- выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина, геометрическая фигура;
- находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио и видео материалы и др.);
- выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
- находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
- устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;
- применять полученные знания в измененных условиях;
- объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
- выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;
- систематизировать собранную в результате расширенного поиска информацию и представлять ее в предложенной форме.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
- воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
- уважительно вести диалог с товарищами;
- принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
- понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Обучающийся получит возможность научиться:
- применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- аргументировано выражать свое мнение;
- совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
- оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счета;
- читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «>», «<», «=», термины «равенство» и «неравенство») и упорядочивать числа в пределах 20;
- объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, и что обозначает каждая цифра в их записи;
- выполнять действия нумерационного характера: 15 + 1, 18 – 1, 10 + 6, 12 – 10, 14 – 4;
- распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу; устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20) и продолжать ее;
выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр) и соотношение между ними: 1 дм = 10 см.
Обучающийся получит возможность научиться:
- вести счет десятками;
- обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие двадцати.
Для достижения планируемых результатов освоения учебного предмета используется УМК «Школа России»: «Математика 1 класс» М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой и др.
Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию стандарта НОО, рекомендованной Минобрнауки России и авторской программы учебно-методической системы «Школа России». Авторы программы: С.В.Анащенкова, М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова и др..
На изучение предмета отводится 4 часа в неделю (132 ч. в год, 33 учебные недели).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 ч)
Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). Сравнение групп предметов. Отношения «столько же», «больше», «меньше»; «больше (меньше) на …».
Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: выше — ниже, слева — справа, сверху — снизу, между, за. Направления движения: вверх, вниз, налево, направо. Временные представления: раньше, позже, сначала, потом.
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (28 ч).
Названия, обозначение, последовательность чисел. Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки «+», «–», «=». Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия . Знаки «>», «<», «=». Понятия «равенство», «неравенство».
Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых. Многоугольник
Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых. Названия, обозначение, последовательность чисел. Чтение, запись и сравнение чисел. Наш проект: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины . Понятия «увеличить на…, уменьшить на …».
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (48 ч).
Сложение и вычитание вида: ± 1, ± 2.
Конкретный смысл и названия действий сложение и вычитание.
Название чисел при сложении (слагаемые, сумма). Использование этих терминов при чтении записей. Сложение и вычитание вида: + 1, — 1, + 2, — 2. Присчитывание и отсчитывание по 1, по 2. Задача (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи. Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание. Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Сложение и вычитание вида: ± 3.
Приемы вычислений. Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач. Текстовые задачи с сюжетом, способствующим формированию уважительного отношения к семейным ценностям. Использование логических связок «если, то …» Сложение и вычитание вида: ± 4. Решение задач на разностное сравнение чисел.
Переместительное свойство сложения. Применение переместительного свойства сложения для случаев вида: + 5, + 6, + 7, + 8, + 9.
Связь между суммой и слагаемыми. Название чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). Использование этих терминов при чтении записей.
Вычитание вида в случаях: 6 — , 7 — , 8 — , 9 — , 10 — . Состав чисел 6, 7, 8, 9, 10. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания — обобщение изученного. Подготовка к решению задач в 2 действия — решение цепочки задач.
Единица массы килограмм. Определение массы предметов с помощью весов, взвешиванием.
Вместимость и ее измерение с помощью литра.
Числа от 1 до 20. Нумерация (16 ч).
Числа от 1 до 20. Названия и последовательность чисел. Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Запись и чтение чисел второго десятка. Дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром.
Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10.
Текстовые задачи в 2 действия. План решения задачи. Запись решения. Текстовые задачи с сюжетом, способствующим формированию желания заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (продолжение) (22 ч).
Табличное сложение. Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Рассмотрение каждого случая в порядке постепенного увеличения второго слагаемого ( + 2, + 3, + 4, + 5, + 6, + 7, + 8, + 9). Состав чисел второго десятка. Таблица сложения
Табличное вычитание. Общие приемы вычитания с переходом через десяток:
1) прием вычитания по частям (15 – 7 = 15 – 5 – 2);
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе». Проверка знаний (10 ч).
Нумерация от 1 до 20. Сложение и вычитание в пределах 10. Сложение и вычитание в пределах 20. Решение задач изученных видов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Название разделов, тем. |
Дата проведения |
|
по плану |
по факту |
||
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 ч) |
|||
1. |
Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). Сравнение групп предметов. |
||
2. |
Пространственные представления, взаимное расположение предметов: выше-ниже, слева - справа, сверху - снизу, между, за. |
||
3. |
Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже. |
||
4. |
Сравнение групп предметов. Отношения «столько же», «больше», «меньше». |
||
5. |
Сравнение групп предметов. «На сколько больше? На сколько меньше?». |
||
6. |
Сравнение групп предметов. «На сколько больше? На сколько меньше?». Пространственные представления. |
||
7. |
Закрепление материала по теме: «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления». |
||
8. |
Проверочная работа по теме: «Пространственные и временные представления». |
||
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. Нумерация (28ч) |
|||
9. |
Понятия «много», «один». Письмо цифры 1. |
||
10. |
Числа 1, 2. Письмо цифры 2. |
||
11. |
Число 3. Письмо цифры 3. |
||
12. |
Знаки +, - , =. «Прибавить», «вычесть», «получится». |
||
13. |
Число 4. Письмо цифры 4. |
||
14. |
Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». |
||
15. |
Число 5. Письмо цифры 5. |
||
16. |
Состав числа 5 из двух слагаемых. |
||
17. |
Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок. Луч. |
||
18. |
Ломаная линия. Звено ломаной, вершины. |
||
19. |
Закрепление изученного материала. Числа от1 до5:получение, запись, соотнесение числа и цифры. |
||
20. |
Знаки «больше», «меньше», «равно». |
||
21. |
Понятия «равенство», «неравенство». |
||
22. |
Многоугольник. |
||
23. |
Числа 6, 7. Письмо цифры 6. |
||
24. |
Числа 6,7.Письмо цифры 7. |
||
25. |
Числа 8, 9. Письмо цифры 8. |
||
26. |
Числа 8, 9.Письмо цифры 9. |
||
27. |
Число 10. Запись числа 10. |
||
28. |
«Числа от 1 до 10». Закрепление изученного материала. |
||
29. |
Сантиметр - единица измерения длины. |
||
30. |
Понятия «увеличить на…», «уменьшить на …». |
||
31. |
Число 0. |
||
32. |
Сложение с нулём. Вычитание нуля. |
||
33. |
Задания творческого и поискового характера: определение закономерностей построения таблиц. |
||
34. |
Закрепление изученного материала. |
||
35. |
Проверочная работа по теме: «Числа от 1 до 10». |
||
36. |
Работа над ошибками. Повторение пройденного материала. «Что узнали. Чему научились». |
||
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (48 ч). |
|||
37. |
Сложение и вычитание вида +1, - 1. Знаки +, -, =. |
||
38. |
Сложение и вычитание вида - 1 -1, +1+1. |
||
39. |
Сложение и вычитание вида + 2, -2. |
||
40. |
Слагаемые, сумма. |
||
41. |
Задача. Структура задачи (условие, вопрос). |
||
42. |
Сопоставление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку. |
||
43. |
Сложение и вычитание вида +2, -2. Составление таблиц. |
||
44. |
Присчитывание и отсчитывание по 2. |
||
45. |
Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц с одним множеством предметов. |
||
46. |
Закрепление изученного материала. Проверка знаний. |
||
47. |
+3, -3. Приёмы вычислений. |
||
48. |
Закрепление изученного материала. Решение текстовых задач. |
||
49. |
Закрепление по теме: +3, -3. Решение текстовых задач. |
||
50. |
Прибавить и вычесть 3. Составление и заучивание таблицы. |
||
51. |
Сложение и соответствующие случаи состава чисел. |
||
52. |
Решение текстовых задач. |
||
53. |
Закрепление материала по теме: +3, -3. |
||
54. |
Закрепление изученного материала. |
||
55. |
Закрепление изученного материала. Проверка знаний. |
||
56. |
Работа над ошибками. Закрепление изученного материала. |
||
57. |
Закрепление изученного материала. Прибавить и вычесть 1, 2, 3. |
||
58. |
Решение задач на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). |
||
59. |
Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). |
||
60. |
Прибавить и вычесть 4. |
||
61. |
Сложение и вычитание вида: +4, - 4. Закрепление. |
||
62. |
Задачи на разностное сравнение чисел. |
||
63. |
Решение задач. |
||
64. |
+4, - 4. Составление и заучивание таблиц. |
||
65. |
Решение задач. Закрепление пройденного материала. |
||
66. |
Перестановка слагаемых. |
||
67. |
Перестановка слагаемых. Применение переместительного свойства сложения для случаев вида: +5, 6, 7, 8, 9. |
||
68. |
Составление таблицы +5. 6, 7, 8, 9. |
||
69. |
Закрепление пройденного материала. Состав чисел в пределах 10. |
||
70. |
Состав числа 10. Решение задач. |
||
71. |
Повторение изученного материала. Проверка знаний. |
||
72. |
Связь между суммой и слагаемыми. |
||
73. |
Связь между суммой и слагаемыми. |
||
74. |
Решение задач. |
||
75. |
Уменьшаемое, вычитаемое, разность. |
||
76. |
Вычитание вида: 6-,7-. Состав чисел 6,7. |
||
77. |
Вычитание из чисел 6,7. Связь сложения и вычитания. |
||
78. |
Вычитание вида: 8-,9-. Состав чисел 8,9. |
||
79. |
Вычитание вида: 8-,9-. Решение задач. |
||
80. |
Вычитание из числа 10. Состав числа 10. |
||
81. |
Закрепление изученного материала. |
||
82. |
Единица массы – килограмм. |
||
83. |
Литр. |
||
84. |
Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание чисел первого десятка». |
||
ЧИСЛА ОТ 1 до 20. Нумерация (16 ч). |
|||
85. |
Названия и последовательность чисел от 10 до 20. |
||
86. |
Названия и последовательность чисел от 10 до 20. |
||
87. |
Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. |
||
88. |
Единица длины - дециметр. |
||
89. |
Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. |
||
90. |
Чтение и запись чисел. |
||
91. |
Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации чисел. |
||
92. |
Подготовка к изучению таблицы сложения в пределах 20. |
||
93. |
Закрепление изученного материала по теме «Числа от 10 до 20». |
||
94. |
Контрольная работа по теме «Числа от 10 до 20». |
||
95. |
Работа над ошибками. |
||
96. |
Повторение подготовка к введению задач в два действия. |
||
97. |
Решение задач. |
||
98. |
Ознакомление с задачей в два действия. |
||
99. |
Решение задач в два действия. |
||
100. |
Решение задач в два действия. |
||
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (продолжение) (22 ч) |
|||
101. |
Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток . |
||
102. |
Случаи сложения вида +2, +3. |
||
103. |
Случаи сложения вида +4. |
||
104. |
Случаи сложения вида +5. |
||
105. |
Случаи сложения вида +6. |
||
106. |
Случаи сложения вида +7. |
||
107. |
Сложения вида +8, +9. |
||
108. |
Таблица сложения. |
||
109. |
Решение текстовых задач, числовых выражений. |
||
110. |
Закрепление изученного материала. |
||
111. |
Проверка знаний. |
||
112. |
Общие приемы вычитания с переходом через десяток. |
||
113. |
Вычитание вида 11 -. |
||
114. |
Вычитание вида 12 -. |
||
115. |
Вычитание вида 13 -. |
||
116. |
Вычитание вида 14 -. |
||
117. |
Вычитание вида 15 -. |
||
118. |
Вычитание вида 16 -. |
||
119. |
Вычитание вида 17 -, 18 -. |
||
120. |
Закрепление по теме «Табличное сложение и вычитание чисел». |
||
121. |
Итоговая контрольная работа. |
||
122. |
Работа над ошибками. |
||
Итоговое повторение (10 ч). |
|||
123. |
Нумерация от 1 до 20. |
||
124. |
Нумерация от 1 до 20. |
||
125. |
Сложение и вычитание в пределах 10. |
||
126. |
Сложение и вычитание в пределах 10. |
||
127. |
Сложение и вычитание в пределах 20. |
||
128. |
Сложение и вычитание в пределах 20. |
||
129. |
Решение задач изученных видов. |
||
130. |
Решение задач изученных видов. |
||
131. |
Решение задач изученных видов. |
||
132. |
Сложение и вычитание в пределах 20. |