Познавательно-исследовательский проект «Первоцветы для Деда Мороза»
Руководитель: Фарион Екатерина Михайловна, воспитатель МБДОУ № 79, г. Миасс
Вид проекта: познавательно - исследовательский, совместный.
Продолжительность проекта: долгосрочный (ноябрь - январь)
Состав участников:
- воспитанники старшего дошкольного возраста,
- родители,
- воспитатель.
Актуальность проблемы: Дети дошкольного возраста практически не имеют представления о первоцветах и их особенностях. Не видят и не понимают красоту родного края. Мало развиты навыки правильного, бережного поведения в природе. Не сформировано экологическое сознание. В современном мире дети редко имеют возможность самостоятельного опыта в выращивании и уходе за растениями.
Цель проекта: Формирование у детей стойкого интереса к исследовательской деятельности и экспериментированию, через выращивание луковичных растений (первоцветов) в комнатных условиях. Воспитание активного гуманного отношения к природным ресурсам родного края.
Гипотеза: Воспитанники старшей группы под руководством воспитателя смогут самостоятельно в комнатных условиях вырастить из луковицы цветущий первоцвет к Новому году.
Основные задачи проекта:
1. Активизировать и дополнить имеющиеся у воспитанников знания о цветущих растениях, раскрыть понятие «первоцветы».
2. Научить детей высаживать, ухаживать и наблюдать за первоцветами в комнатных условиях, проводить простейшие опыты с используемыми материалами.
3. Познакомить ребят с художественными и литературными произведениями, фольклорным наследием о первоцветах.
4. Выявлять у воспитанников творческие способности и раскрывать их в театральной деятельности (инсценировка сказки в стихах «Первоцветы»).
5. Развивать у детей старшего дошкольного возраста познавательный интерес и исследовательский потенциал.
6. Привлекать родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности на базе детского дошкольного учреждения.
Предполагаемый результат:
1.Обогатились знания детей и активный словарь о растительном мире в целом и о первоцветах в частности.
2. Ребята активно взаимодействуют с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.
3. У воспитанников появилось желание заниматься исследовательской деятельностью.
4. Дети получили первый опыт публичных выступлений перед знакомой и «чужой» аудиторией.
4. Родители принимают активное участие в жизни детского коллектива и реализации проекта.
5. Выращены из луковиц здоровые (цветущие) растения первоцветы, готовые к пересадке в открытый грунт.
Продукт проектной деятельности:
Цветущие, жизнеспособные растения первоцветов, выращенные из луковиц в комнатных условиях, готовые к дальнейшему высаживанию в открытый грунт на клумбе детского сада.
Материально-техническое и информационное обеспечение:
1. Посадочный материал, грунт, аква-гель, цветочные горшки, оборудование для ухода за растениями.
2. Иллюстрационные материалы для образовательной деятельности и игровых ситуаций.
3. Сценические костюмы для театральной постановки.
4. Видеоматериалы и презентации о первоцветах.
5. Ноутбук, проектор и экран для демонстрации презентаций и видеоматериалов по теме «Первоцветы».
6. Фотоаппарат.
Этапы проекта:
1. Подготовительный:
- Предварительная работа с детьми и их родителями.
- Выбор темы проекта.
- Поставка цели и задач.
- Подбор и изучение художественной и методической литературы по теме «Первоцветы».
- Определение методов реализации проекта.
- Подбор художественной литературы (стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про цветы, экологические сказки) и иных необходимых материалов для работы с воспитанниками.
- Разработка консультаций для родителей.
2. Непосредственно реализация проекта:
- Экскурсия в магазин для покупки посадочного материала.
- Посадка, уход и наблюдение за ростом первоцветов. Проведение сопутствующих опытов с почвой и аква-гелем.
- Проведение образовательной деятельности, бесед и развлечений по теме «Разнообразие первоцветов»:
- познавательные беседы;
- отгадывание загадок о цветах;
- чтение художественных произведений и рассматривание картин по теме;
- экологические игры: «Узнай по описанию», «Доскажи словечко», «Скажи по-другому»;
- дидактические игры: «Что изменилось?», «Сложи цветок», «Выложи последовательность», «Найди лишнее», «Да – нет», «Кто больше назовет названий цветов»;
- рисование весенних цветов;
- пластилинография «Подснежники»;
- изготовление подарков к международному женскому дню «Ваза с тюльпанами».
- Пополнение методической базы в группе (книги, брошюры, распечатки, наглядный материал).
- Изготовление лепбука «Первоцветы – вестники весны».
- Проведение творческой встречи с родителями, с целью изготовления костюмов для театрализованной деятельности.
- Создание и показ презентации, как отчёта о проделанной работе.
3. Итоговый:
- Анализ проведения и результатов проекта.
- Показ театральной постановки «Первоцветы» (сказка в стихах) в гостях у подготовительной и старшей группах. Участие в фестивале детского творчества «Минута славы» (МБДОУ № 5, г. Миасс).
- Доклад о реализации проекта на педагогическом совете ДОУ.
Список литературы
1. Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников. Издательство «Учитель», 2007.
2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М., 1991.
4. Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.
5. Методика ознакомления с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение,1992. - 207 с.
6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2005. - 224 с.
7. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева - М.: Мозаика-Синтез, 2002. - 128 с.
8. Киреева Л.Г., Бережнова С.В. Формирование экологической культуры дошкольников. Издательство «Учитель» 2007г
Чулкова Надежда Алексеевна