12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лопатина Елена Анатольевна122



Тема: «П.П. Бажов «Серебряное копытце» Обобщение»

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по произведению П.П. Бажова «Серебряное копытце»

Задачи: - коррекционно-образовательная – совершенствовать умение анализировать поступки героев

- коррекционно-развивающая – развивать умение ориентироваться в тексте, высказывать свое мнение

- коррекционно-воспитывающая – воспитывать интерес к урокам чтения, чувства коллективизма и взаимопомощи

- специальная – соблюдать охранительный режим по зрению

Класс: 4 а

Программа: Школа России

Учебник: Литературное чтение: 4-й класс, М.И. Моро, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Форма урока: традиционная

Технологии и методики, примененные на уроке:

- технология личностно-ориентированного образования;

- технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение);

- технология игрового обучения;

- технология критического мышления;

- здоровьесберегающие технологии;

- информационно-коммуникационные технологии











Ход урока:

1. Организационный этап


2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся


- С произведением какого автора мы познакомились на предыдущих уроках?


На доске появляется портрет Бажова П.П.


- Давайте вспомним, что вам о нем известно?


- «Колдун уральский бородатый», - сказал о Павле Петровиче Бажове поэт Демьян Бедный. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от слова «бажить» - то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье было Колдунков, и один из литературных псевдонимов – Колдунков Егорша.


3. Актуализация знаний


- Обратите внимание на доску, прочитайте слова. Составьте из них пары.


дедушка Даренка


кошка Серебряное копытце


девочка Кокованя


козел Муренка


- Это герои какого произведения Павла Бажова?


- Кто может назвать тему нашего урока?


- Какие цели мы поставим к уроку?



4) Обобщение и систематизация знаний


- Назовите жанр этого произведения


- Давайте вспомним, чем сказ отличается от сказки?


Сказка Сказ


есть традиционный зачин нет зачина

все герои или добрые или злые нет четкого деления на злых и

добрых

не имеет реальной основы имеет реальную основу


- Характерная черта сказа – наличие рассказчика, не совпадающего с автором, стилистика речи которого не совпадает с современной литературной нормой.


ПАЛЬМИНГ


- Мы с вами сказали, что Кокованя, Даренка, Серебряное копытце и Муренка это герои произведения Павла Бажова «Серебряное копытце». Давайте вспомним, что нам о них известно.


- Найдите характеристику этих героев в тексте произведения


- Предлагаю вам поработать в парах


Дети получают листочки с именем героя, характеристику которого будут искать в тексте


Кокованя

(Старик. Большой, бородатый. Семьи не осталось. Охотник. Летом пески промывал, золото добывал, а зимой за козлом бегал. Веселый, ласковый. Мастер рассказывать сказки)


Даренка

(Дарья Григорьевна Потопаева. 6 лет. Носишко пуговкой. Сирота. Маленькая, любопытная. В избе Коковани прибирала, похлебку да кашу варила. Любила слушать сказки)


Муренка

(Питомица Даренки. Бурая, облезлая, худая да ободранная. Звонко мурлычет)


Серебряное копытце

(Особенный. На правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем, там и появится драгоценный камень. Раз топнет – 1 камень, два топнет – 2 камня, а где ножкой бить станет – там груда дорогих камней.

Рожки по 5 веточек.

Травой да листиками кормится, сено зимой в стожках подъедает.

Лесом пахнет)


- Как вы думаете, что Коковане могло понравиться в Даренке?

(он увидел в ней черты, близкие его душе, - доброту, любовь к природе)


- В чем нуждались Кокованя и Даренка? (в любви, внимании)


- Получили они это друг от друга?


- Кокованя заменил девочке умерших родителей, а Даренка стала для охотника внучкой, вернула ему семью.


ФИЗМИНУТКА (музыкальная)


- Какую роль в произведении сыграла кошка? (утешала хозяйку, пела ей песенки, пошла в лес за Даренкой и Кокованей, хотя ее и не хотели брать. Муренка – проводник между реальным и сказочным в этом произведении. Именно она приманила к избушке Серебряное копытце, который сторонился людей. А потом исчезла вместе с ним)


- Как вы думаете, почему? (выполнила свое предназначение)


- Скажите, пожалуйста, отсутствие какого героя значительно изменило бы сюжет произведения? Почему?


- Серебряное копытце – это фантастический образ. По уральской легенде действительно ходил по Уралу такой «серебряный олень» - хранитель богатства, и его разновидности – «лось – золотые рога», «козел - серебряное копытце»


5) Применение знаний и умений в новой ситуации


Просмотр отрывка из мультфильма «Серебряное копытце», нахождение этого момента в тексте произведения



6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция


- С чем связаны цвета в сказке?


Серый (шерсть у козла зимой)

Бурый (шерсть у Муренки)

Серебряный (копытце)

Зеленый (хризолиты)


- Угадайте, что в сказке обозначают эти числа


5 (число веточек на рожках)

2 (людей в балагане)

Больше 10 (человек в семье, где жила Даренка)

4 (день, когда вернулся Кокованя)



7) Рефлексия (подведение итогов занятия)



- Какие цели мы ставили на урок?


- Достигли мы их?


- Чему учит сказка?


8) Домашнее задание


Проиллюстрировать понравившийся момент сказки






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.