Материал к уроку чтения: П.П. Бажов «Серебряное копытце». Обобщение
Тема: «П.П. Бажов «Серебряное копытце» Обобщение»
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по произведению П.П. Бажова «Серебряное копытце»
Задачи: - коррекционно-образовательная – совершенствовать умение анализировать поступки героев
- коррекционно-развивающая – развивать умение ориентироваться в тексте, высказывать свое мнение
- коррекционно-воспитывающая – воспитывать интерес к урокам чтения, чувства коллективизма и взаимопомощи
- специальная – соблюдать охранительный режим по зрению
Класс: 4 а
Программа: Школа России
Учебник: Литературное чтение: 4-й класс, М.И. Моро, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Форма урока: традиционная
Технологии и методики, примененные на уроке:
- технология личностно-ориентированного образования;
- технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение);
- технология игрового обучения;
- технология критического мышления;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационно-коммуникационные технологии
Ход урока:
1. Организационный этап
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
- С произведением какого автора мы познакомились на предыдущих уроках?
На доске появляется портрет Бажова П.П.
- Давайте вспомним, что вам о нем известно?
- «Колдун уральский бородатый», - сказал о Павле Петровиче Бажове поэт Демьян Бедный. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от слова «бажить» - то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье было Колдунков, и один из литературных псевдонимов – Колдунков Егорша.
3. Актуализация знаний
- Обратите внимание на доску, прочитайте слова. Составьте из них пары.
дедушка Даренка
кошка Серебряное копытце
девочка Кокованя
козел Муренка
- Это герои какого произведения Павла Бажова?
- Кто может назвать тему нашего урока?
- Какие цели мы поставим к уроку?
4) Обобщение и систематизация знаний
- Назовите жанр этого произведения
- Давайте вспомним, чем сказ отличается от сказки?
Сказка Сказ
есть традиционный зачин нет зачина
все герои или добрые или злые нет четкого деления на злых и
добрых
не имеет реальной основы имеет реальную основу
- Характерная черта сказа – наличие рассказчика, не совпадающего с автором, стилистика речи которого не совпадает с современной литературной нормой.
ПАЛЬМИНГ
- Мы с вами сказали, что Кокованя, Даренка, Серебряное копытце и Муренка это герои произведения Павла Бажова «Серебряное копытце». Давайте вспомним, что нам о них известно.
- Найдите характеристику этих героев в тексте произведения
- Предлагаю вам поработать в парах
Дети получают листочки с именем героя, характеристику которого будут искать в тексте
Кокованя
(Старик. Большой, бородатый. Семьи не осталось. Охотник. Летом пески промывал, золото добывал, а зимой за козлом бегал. Веселый, ласковый. Мастер рассказывать сказки)
Даренка
(Дарья Григорьевна Потопаева. 6 лет. Носишко пуговкой. Сирота. Маленькая, любопытная. В избе Коковани прибирала, похлебку да кашу варила. Любила слушать сказки)
Муренка
(Питомица Даренки. Бурая, облезлая, худая да ободранная. Звонко мурлычет)
Серебряное копытце
(Особенный. На правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем, там и появится драгоценный камень. Раз топнет – 1 камень, два топнет – 2 камня, а где ножкой бить станет – там груда дорогих камней.
Рожки по 5 веточек.
Травой да листиками кормится, сено зимой в стожках подъедает.
Лесом пахнет)
- Как вы думаете, что Коковане могло понравиться в Даренке?
(он увидел в ней черты, близкие его душе, - доброту, любовь к природе)
- В чем нуждались Кокованя и Даренка? (в любви, внимании)
- Получили они это друг от друга?
- Кокованя заменил девочке умерших родителей, а Даренка стала для охотника внучкой, вернула ему семью.
ФИЗМИНУТКА (музыкальная)
- Какую роль в произведении сыграла кошка? (утешала хозяйку, пела ей песенки, пошла в лес за Даренкой и Кокованей, хотя ее и не хотели брать. Муренка – проводник между реальным и сказочным в этом произведении. Именно она приманила к избушке Серебряное копытце, который сторонился людей. А потом исчезла вместе с ним)
- Как вы думаете, почему? (выполнила свое предназначение)
- Скажите, пожалуйста, отсутствие какого героя значительно изменило бы сюжет произведения? Почему?
- Серебряное копытце – это фантастический образ. По уральской легенде действительно ходил по Уралу такой «серебряный олень» - хранитель богатства, и его разновидности – «лось – золотые рога», «козел - серебряное копытце»
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
Просмотр отрывка из мультфильма «Серебряное копытце», нахождение этого момента в тексте произведения
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
- С чем связаны цвета в сказке?
Серый (шерсть у козла зимой)
Бурый (шерсть у Муренки)
Серебряный (копытце)
Зеленый (хризолиты)
- Угадайте, что в сказке обозначают эти числа
5 (число веточек на рожках)
2 (людей в балагане)
Больше 10 (человек в семье, где жила Даренка)
4 (день, когда вернулся Кокованя)
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
- Какие цели мы ставили на урок?
- Достигли мы их?
- Чему учит сказка?
8) Домашнее задание
Проиллюстрировать понравившийся момент сказки