Практическая работа по химии на тему «Свойства веществ»
Практическая работа по теме: Свойства веществ
Ученик пришел из школы, бабушка его
спрашивает:
-Ну, чем вы, Петенька, сегодня зани-
мались в школе?
-Ах, бабушка, мы на уроке химии де-
лали опыты со взрывчатыми вещества-
ми.
- А что же у вас завтра будет в
школе?
-В какой школе, бабушка?
Анекдот Ю.Никулина
Цели практической работы:
- Научить определять и описывать свойства веществ, находить существенные признаки.
- Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, обобщение, систематизация).
- Развитие познавательного интереса к предмету.
- Развитие самостоятельности.
- Развитие коммуникативных качеств личности обучающегося.
- Развивать умение различать вещества.
- Воспитывать культуру умственного труда.
Ход практической работы
Практически любое вещество в химической лаборатории ядовито. При этом оно может действовать, не только попав внутрь организма через рот или нос, но и через кожу. Некоторые вещества, например, кислоты, щелочи настолько агрессивны что разрушают одежду.
Химические реакции могут сопровождаться большим выделением энергии, вплоть до взрыва. Могут выделяться ядовитые газы. Все это предъявляет особые требования к соблюдению техники безопасности при выполнении химических опытов. Конечно, правилам техники безопасности мы следуем всегда, ведь нарушение их в химической лаборатории смертельно опасно.
Следуем точным указаниям инструкции!
Приступим к изучению свойств некоторых веществ, которые не только находятся в нашей лаборатории, но и окружают нас в быту. При этом каждый из вас исследует свойства двух-трех веществ, предложенных вам на выбор. Обратите внимание на доску, вашему вниманию представлена таблица, в которую вам необходимо занести данные ваших наблюдений:
Свойства |
Поваренная соль (хлорид натрия) |
… |
… |
Агрегатное состояние |
твердое |
|
|
Форма кристаллов (лупа) |
кубическая |
|
|
Цвет |
белый |
|
|
Растворяется ли в воде |
да |
|
|
Плавает или тонет в воде |
- |
|
|
Растворяется ли в кислоте |
да |
|
|
Цвет индикатора в водном растворе |
Лакмус фиолетовый |
|
|
Притягивается ли магнитом |
нет |
|
|
Один столбец для примера заполнен. Вещества на выбор: мел, сода, уксусная кислота, спирт, вода, бензин, алюминий, железо, сахар, сера, медь, марганцовка (перманганат калия), гипс, уголь, песок, малахит.
Вы конечно можете сами предложить дополнительные вещества, а также исследовать и другие свойства: отношение к нагреванию, выпаривание, запах и т.д., в общем подумайте, но не забывайте пробовать вещество на вкус – смертельно опасно!
После выполнения практической работы обучающимся предлагается определить по изученным свойствам какое вещество находится в трех предложенных учителем пронумерованных пробирках.
Разрешается воспользоваться заполненной таблицей.
Наборами веществ могут быть:
- Мел, поваренная соль, сода
- Водные растворы поваренной соли, уксусной кислоты, спирта
- Вода, бензин, спирт
- Алюминий, железо, медь
- Песок, мел, поваренная соль
При ответе преподавателю на вопрос что за вещество в трех пробирках необходимо при этом указать:
- какие действия, необходимые для различения веществ в следующих парах: поваренная соль и мел, железо и медь, вода и уксусная кислота, сахар и лимонная кислота, сода и мел, железо и алюминий, перманганат калия и уголь, спирт и вода, углекислый газ и кислород.
2. Приведите примеры трех веществ и укажите признаки, по которым их можно различить.