СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Ольга60
Россия, Тульская обл., Новомосковск

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

 

Проект урока химии по теме: «Свойства простых веществ кислот»

(УМК авторского коллектива под руководством Н.Е Кузнецовой, «Химия: 8 класс», издательство «Вентана-Граф», 2010г.)

 

Разработала: учитель химии

Маничева Ольга Владимировна

 

Новомосковск, 2016

 

Класс 8 класс

Тема урока- Свойства простых веществ кислот (третий урок в теме).

Вид урока - изучение нового материала.

Цель урока: научить отличать класс неорганических соединений кислот от других классов, уметь дать полную характеристику классу кислот.

Задачи урока:

-из имеющийся информации выделить главное;

-уметь читать текст и преобразовать в схему, таблицу и делать выводы;

-уметь ориентироваться в текстовой информации при написании диктанта.

Планируемые результаты:

Предметные: умеют отличать класс неорганических соединений кислот от других классов и дают полную характеристику кислотам.

Метапредметные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу; умеют читать текст и преобразовывать его, осуществляют контроль и выделяют информацию.

Критерии оценивания:

По химическому диктанту, состоящему из 6 утверждений.

Время выполнения диктанта: 6 минут.

Оценка «5»-6 правильных ответов, «4»-4, «3»-3, «2»-2.

Методы и методические приёмы: поисковый, решение проблемных ситуаций, взаимоконтроль, химический диктант.

Оборудование: учебник, информационный листок, памятка.

Литература для учителя:

1. Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара и др.; под ред. Н. Е. Кузнецовой. – М. : Вентана-Граф, 2010.

2. О.С.Зайцев. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 г.

3.М.А.Шаталов. Уроки химии 8-9 класс. Методическое пособие. М. «Вентана – Граф», 2007.

Литература для учащихся:

1.Химия : 8 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н. Гара под ред. проф. Н.Е Кузнецовой. -3-е изд.,

перераб.- :. М., «Вентана –Граф», 2010 г.

2.Задачник по химии : 8 класс : для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Е.Кузнецова, А.Н.Левкин М.: «Вентана –Граф», 2009 г.


Стадия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

В качестве эпиграфа к занятию я взяла слова В.А.Сухомлинского

« Кто не умеет читать, тот не умеет

мыслить»

   

Вызов

Введение в тему урока. Формулировка темы, целей урока.

Для повторения предлагаю выполнить задание: из данных формул выбрать оксиды и основания.

В оставшихся формулах сравните, что у них общего?

Это следующий класс соединений, предположите его название.

С водорода всегда начинается, с основанием в соль превращается….

Какие кислоты Вам знакомы из жизненного опыта?

Они все содержат атомы водорода

 

Кислоты.

- уксусная (в кулинарии)

лимонная (для мытья кранов),

молочная (мышцах после нагрузок).

познавательные УУД: умение формулировать тему и цели урока.

регулятивные УУД: планирование, прогнозирование.

Актуализация опорных знаний

Зачем нам необходимо изучать кислоты?

Какова цель нашего занятия?

Как вы думаете, что мы должны узнать про класс неорганических соединений «Кислоты»?

Это и будет планом нашего урока.

Дайте определение «Кислотам» из чего состоят?

Задание. Чем отличаются приведённые пары кислот? Найдите признаки классификации, на какие группы разделите.

Чтобы уметь ими пользоваться, знать, как применять.

Изучить кислоты

их свойства, состав, классификацию, применение.

Кислоты - это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка.

-по наличию кислорода

-по количеству водорода

познавательные УУД: аналогия структурирование знаний использование знаково-символических средств, построение логической цепи рассуждений

Осмысление.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа с информацией по плану, найдите в таблице раздел физические свойства на основе информации необходимо составить правила работы с кислотами.

Как распознать кислоты? (видеоопыт)

Следующий раздел химические свойства §35 стр131 первый абзац сверху на основе схемы объясните, с какими классами соединений могут взаимодействовать кислоты.

Как называется реакция с основаниями, какое практическое применение имеет.

Третий раздел в информационном листе применение, на основе текста преобразуйте информацию в схему.

Читают текст, делают пометки по каждому разделу и отвечают на вопросы.

-с кислотами работать надо осторожно, можно получить ожог

-сначала вода потом кислота.

-р-я нейтрализации с щёлочью (р-р соды).

Заполнить таблицу, определить в какой пробирке кислота.

С металлами, основаниями, солями более слабых кислот.

Нейтрализации, чтобы избежать ожогов.

коммуникативные УУД: аргументация своего мнения, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

познавательные УУД: смысловое чтение, самостоятельная оценка правильности выполнения задания.

регулятивные УУД: планирование, прогнозирование.

Включение в систему знаний

Рефлексия.

Домашнее задание.

Химический диктант

Критерии оценки на экране.

Самопроверка ключ на доске.

Вспомните наш план все мы пункты плана выполнили?

Сделать вывод о кислотах, я предлагаю составить

Синквейн.

§32 стр123 таблица 18 выучить.

Дополнительно: найти исторические факты применение реакции нейтрализации.

Выполняют химический диктант.

Озвучивают, что получилось.

Кислота

кислородсодержащая, кислая, едкая

разбрызгивается, жжёт

лакмус в кислой среде красный

Содержит водород и кислотный остаток

познавательные УУД: анализ, сравнение, рефлексия способов и условий действия. регулятивные УУД: познавательная инициатива, осуществление самоконтроля по результату и способу действия.

Приложение 1. Химический диктант.

1. Кислоты – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, одним из которых является водород

2. Кислота Н23 - относится к бескислородным кислотам

3. При разбавлении кислоты с водой необходимо воду наливать в кислоту

4. Купоросное масло- это серная кислота

5. Лакмус в кислой среде изменяет свой цвет на красный

6. Кислоты реагируют с основаниями
 

Ключ

1

2

3

4

5

6

+

-

-

+

+

+


Приложение 2.

Информационный листок по теме: «Кислоты».

   

Пометки

Кислоты - это вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка

HCl H2SO4 H3PO4

   

кислоты бывают

Одноосновные HCl , HBr, HNO3

Двухосновные H2SO4 ; H2S, H2Si03

Трехосновные H3PO4

   

Кислоты бывают

жидкие HNO3, H2SO4

твёрдые (борная- H3BO3, фосфорная-H3PO4, кремниевая-H2SiO3).

кислоты, которые разлагаются: 

H2CO3 H2O + CO2

H2SO3 H2O + SO2

   

Кислоты бывают

сильные HCl , HNO3 H2SO4

слабые H2S, H2Si03 H2CO3

   

Кислоты бывают

кислородсодержащие HNO3 H2SO4 H2Si03

бескислородные HCl H2S,

   

Составить правила ТБ при работе с кислотами.

физические свойства кислот

кислые на вкус

Однако, не все кислоты кислые на вкус. Среди них встречаются сладкие (салициловая) и горькие (никотиновая), но большинство все-таки кислые.

разъедают кожу и ткани

   

Качественная реакция

изменяют окраску индикатора

 Вещество

Лакмус

   
   

Химические свойства §35 стр131 первый абзац сверху

   

Составить схему на основе текста:

Применение кислот

физиологическое значение: желудочный сок, это раствор соляной кислоты

промышленное значение:

уксусная кислота СН3СООН

Ее способность растворять жемчуг и известняк послужила основой легенды о том, что А.Македонский во время своих походов устранял скалы с пути войск, разрушая их уксусом. В чистом виде была выделена в 1700г. Уксусная кислота широко используется в промышленности: для изготовления синтетического (ацетатного) волокна, для производства гербицидов, синтеза душистых веществ, в кожевенной и текстильной промышленности.

Алхимикам удалось получить серную кислоту еще в X веке при прокаливании некоторых сульфатов (купоросов). Отсюда произошло и историческое название – купоросное масло- H2SO4 важнейший продукт химической промышленности. Используется для получения фосфорных и азотных удобрений, для производства искусственных волокон, моющих средств, взрывчатых веществ, лекарственных препаратов. Используется в аккумуляторах, для очистки нефтепродуктов HNO3 азотная кислота – Применяется для изготовления взрывчатых веществ, красителей, лаков, лекарств, фотопленки, целлулоида, полимеров, удобрений.

В сварочном производстве кислоты применяются при подготовке металла под сварку, однако кислоты, в виде кислотных дождей приносят огромный вред металлическим строительным конструкциям, ускоряя скорость протекания химической коррозии

Домашнее задание: §32 стр123 таблица 18 выучить. Найти в исторических сведениях применение реакции нейтрализации.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.