Практические рекомендации «Что нужно знать школьному учителю про девиантное поведение школьников»

14
4
Материал опубликован 13 May 2018 в группе

Аннотация.

Школьному учителю приходится работать с разными категориями учеников: с одарёнными, слабоуспевающими, с детьми девиантного поведения. Данные практические рекомендации помогут школьному учителю правильно построить образовательный маршрут при организации работы с детьми «группы риска», создать ситуацию успеха на уроке.

Практические рекомендации

«Что нужно знать школьному учителю

про девиантное поведение школьников».

Всем специалистам, работающим с несовершеннолетними, очень важно заметить первые признаки предпосылок и проявленией девиантного поведения.

Условием эффективной работы по выявлению детей «группы риска» является своевременное обращение классного руководителя или учителя к специалистам в случаях:

- наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение...);

- появления у ребенка проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески » и др.);

- пропуска обучающимися уроков и учебных дней без уважительных причин;

- употребления или предполагаемого употребления ими спиртных напитков и других наркотических веществ;

- кризисной ситуации в семье;

- резкого ухудшения состояния здоровья;

- в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию подростка.

Примеры причин девиантного поведения детей:

дефекты семейного воспитании (недостаточное психолого-педагогическое просвещение родителей, перекладывание забот о здоровье и воспитании на школу, конфликты в семье и многое другое);

ситуации, травмирующие психику ребенка (развод родителей, их длительное отсутствие, смерть близких людей, перемена места жительства и т.д.);

нарушения физического или психического здоровья;

акцентуация характера, темперамент;

проблемы в межличностных отношениях (изгой, помыкаемый, отчужденный);

педагогические ошибки (поверхностное знание индивидуальных особенностей ребенка, конфликтные ситуации между учителями и родителями ученика, унижение личности и т.д.);

социальные причины и др.

Педагогические рекомендации по успешному преодолению разного рода девиаций:

прежде всего необходим индивидуальный подход к каждому ученику;

определение форм и методов воспитательного воздействия в зависимости от конкретных условий жизни ученика;

необходимо найти общий язык с ребенком, суметь разобраться с волнующими его проблемами;

признать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира;

владеть методами и приемами коррекционной работы с трудными детьми;

быть развивающейся и совершенствующейся личностью, ибо Личность воспитывается Личностью.

В работе с трудными детьми школьному учителю можно использовать метод беседы.

В целях увеличения положительного влияния на подростков, усиления коррекционного действия коллектива на него можно использують следующие приемы:
- прием доверия – подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения;
- прием постепенного приручения к деятельности на общую пользу – поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;
- прием поддержки коллективистских проявлений – поощрение и одобрение коллективом, усилий подростка при выполнении общественной работы при доброжелательных отношений к нему окружающих;

- прием недоверия – коллектив высказывает сомнения в том, что поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативных его личных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;

- прием выполнения недобросовестного выполнения работы – коллектив требует переделать работу;
- прием осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;
- прием побуждающих подростка дать объективную оценку своему поступку, задуматься о причинах недовольства коллектива его поступком;
- прием включения подростка в коллективные общественно-значимые виды деятельности,

где он должен проявить свои отношения к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Альмира Шигаповна, очень интересный материал. Воспользуюсь им. Спасибо.

20 May 2018

Елена Михайловна, большое спасибо за отзыв.

21 May 2018

Благодарю за полезный материал. Чётко прописаны ситуации, при возникновении которых и родители, и классные руководители могут обратится за помощью к узким специалистам. Прописан алгоритм рекомендаций, приёмы. Данная публикация заслуживает внимания не только педагогов коррекционных школ, но и родителей. Спасибо, Альмира Шигаповна!!!!!

21 May 2018

Ирина Михайловна, большое спасибо. Я сама руководствуюсь этим положением.

21 May 2018