Практические рекомендации «Что нужно знать школьному учителю про девиантное поведение школьников»
Аннотация.
Школьному учителю приходится работать с разными категориями учеников: с одарёнными, слабоуспевающими, с детьми девиантного поведения. Данные практические рекомендации помогут школьному учителю правильно построить образовательный маршрут при организации работы с детьми «группы риска», создать ситуацию успеха на уроке.
Практические рекомендации
«Что нужно знать школьному учителю
про девиантное поведение школьников».
Всем специалистам, работающим с несовершеннолетними, очень важно заметить первые признаки предпосылок и проявленией девиантного поведения.
Условием эффективной работы по выявлению детей «группы риска» является своевременное обращение классного руководителя или учителя к специалистам в случаях:
- наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение...);
- появления у ребенка проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески » и др.);
- пропуска обучающимися уроков и учебных дней без уважительных причин;
- употребления или предполагаемого употребления ими спиртных напитков и других наркотических веществ;
- кризисной ситуации в семье;
- резкого ухудшения состояния здоровья;
- в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию подростка.
Примеры причин девиантного поведения детей:
дефекты семейного воспитании (недостаточное психолого-педагогическое просвещение родителей, перекладывание забот о здоровье и воспитании на школу, конфликты в семье и многое другое);
ситуации, травмирующие психику ребенка (развод родителей, их длительное отсутствие, смерть близких людей, перемена места жительства и т.д.);
нарушения физического или психического здоровья;
акцентуация характера, темперамент;
проблемы в межличностных отношениях (изгой, помыкаемый, отчужденный);
педагогические ошибки (поверхностное знание индивидуальных особенностей ребенка, конфликтные ситуации между учителями и родителями ученика, унижение личности и т.д.);
социальные причины и др.
Педагогические рекомендации по успешному преодолению разного рода девиаций:
прежде всего необходим индивидуальный подход к каждому ученику;
определение форм и методов воспитательного воздействия в зависимости от конкретных условий жизни ученика;
необходимо найти общий язык с ребенком, суметь разобраться с волнующими его проблемами;
признать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира;
владеть методами и приемами коррекционной работы с трудными детьми;
быть развивающейся и совершенствующейся личностью, ибо Личность воспитывается Личностью.
В работе с трудными детьми школьному учителю можно использовать метод беседы.
В целях увеличения положительного влияния на подростков, усиления коррекционного действия коллектива на него можно использують следующие приемы:
- прием доверия – подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения;
- прием постепенного приручения к деятельности на общую пользу – поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;
- прием поддержки коллективистских проявлений – поощрение и одобрение коллективом, усилий подростка при выполнении общественной работы при доброжелательных отношений к нему окружающих;
- прием недоверия – коллектив высказывает сомнения в том, что поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативных его личных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;
- прием выполнения недобросовестного выполнения работы – коллектив требует переделать работу;
- прием осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;
- прием побуждающих подростка дать объективную оценку своему поступку, задуматься о причинах недовольства коллектива его поступком;
- прием включения подростка в коллективные общественно-значимые виды деятельности,
где он должен проявить свои отношения к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.
Барсукова Елена Михайловна
Омарова Альмира Шигаповна
Дементьева Ирина Михайловна
Омарова Альмира Шигаповна