12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Старшов Михаил Александрович3867
выпускник и сотрудник физфака Саратовского университета
Россия, Саратовская обл., Саратов
Материал размещён в группе «Физика в простых опытах»

М.А. Старшов

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Много лет демонстрирую студентам явление ослабления света светом, имея в руках всего лишь два кусочка стекла. Впервые такой эффект изучил триста лет назад великий Исаак Ньютон, а с тех пор о нём сказано и написано огромное количество слов, и не всегда точных, как например вот таких.

«Получить интерференционные линии с помощью воздушного клина. Описать и объяснить эффект.

Приборы и материалы: две небольшие стеклянные пластинки размером примерно 4x8 см, резиновое кольцо для их соединения с одной стороны, кусочек бумаги и источник света - свеча».

ВАСИЛИХИНА Т.В.//ФШ 1996, №1. С.30.

А вот так на самом деле: прежде всего надо выбросить «кусочек бумаги». Скорее всего из-за него нам не удастся увидеть то, что нам обещают показать. И нам, чтобы увидеть интерференцию на стеклянных пластинках, придётся их так притереть одну к другой, что они уже не распадаются. Очевидно, что в такой конфигурации между ними нет места ни для какого «кусочека бумаги».

Это непростая и важная процедура, сразу она не получается, нужна настойчивость и аккуратность. Но без этого едва ли что-нибудь сможем увидеть. К сожалению, слишком часто описания опытов и уверенные указания даются без предварительной проверки на практике. Приходится самому думать, пробовать и добиваться результата. И тогда видна интерференция даже в проходящих лучах, что не часто демонстрируют на лекциях и в лаборатории. А зрелище того стоит, и глаз различает больше того, что фиксирует фотокамера. При выборе самого удобного угла наблюдения видно большое число слабых и тесно расположенных светлых и тёмных полос.

По фотографии понятно, что источником света служит экран включённого ЖК-монитора. И что удивительно, в отражённых лучах картину видно не намного лучше.

Рис.1 Интерференция в проходящих лучах.

Рис.2 Интерференция при отражении от воздушного клина.

Обе пластинки имели размеры 2,5х25х50 мм и были довольно плоскими, о чём и можно судить по снимкам. Оконное стекло требует более долгого выбора ровного участка, и всё равно картина имеет, как правило, более сложный вид. Удобнее использовать в таких экспериментах старые стеклянные спектральные фотопластинки, но они трудно доступны. Часто мысленно возвращаюсь к мечте о магазине, в котором за умеренные деньги учитель и школьники могли бы приобретать материалы, элементы и приборы для технического творчества, а такого добра немало выбрасывается на свалку с наших заводов и НИИ. Когда-то в столице на Тверской был похожий магазин, кажется, «Пионер», и там москвичи могли кое-что покупать.

Итак, мы довольно легко можем создать условия для ослабления света светом, начинаем понимать суть явления, а уж после многократного повторения этого опыта сумеем вернуться к первому описанию практического задания, и научимся, возможно, пользоваться и свечой в качестве источника света, и кусочком бумаги, создающим воздушный клин между двумя стеклянными пластинками.

Опубликовано в группе «Физика в простых опытах»


Комментарии (1)

Спицына Любовь Ивановна, 05.01.18 в 09:42 2Ответить Пожаловаться
Михаил Александрович! Всегда с удовольствием читаю Ваши публикации и выполняю то, что Вы предлагаете. Вот и сейчас вспоминаю, как в одиннадцатом классе выполняем л.р. "Наблюдение интерференции и дифракции света". В ход идут и стеклянные пластинки, и компьютерные диски, и половинки лезвий от безопасной бритвы (ТБ соблюдаем!)
С благодарностью за Ваш педагогический энтузиазм
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.