12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нина Александровна3816
Россия, Воронежская обл., Воронеж
Материал размещён в группе «Экономическое образование»

Практическое занятие по теме «Глобальная экономика»

Предмет: экономика.

Курс: 1

Тема: «Глобальная экономика»

Тип урока: комбинированный

Вид урока: практическое занятие.

Форма урока: деловая игра.

Цель урока: охарактеризовать понятие «глобальная экономика», рассмотреть положительные и отрицательные стороны последствий глобализации на примере миграции рабочей силы.

Задачи урока:

Образовательные:

  • раскрыть сущность и характерные особенности понятия «глобальная экономика;
  • охарактеризовать причины возникновения глобальных проблем на примере международной миграции рабочей силы;
  • дать представление о возможных направлениях их решения.

Воспитательные:

  • воспитывать дух толерантности на основе благожелательного отношения к мнению других людей, умения внимательно слушать и слышать.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей и их анализа;
  • развивать критическое мышление через осмысление новой информации и последующую рефлексию;
  • развивать навыки межличностного общения в процессе групповой работы.

Методическая разработка урока рассчитана на пару (два академических часа).

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя, организационный момент, настройка на плодотворную работу. Проверка отсутствующих. Сообщение темы и целей урока. (5 мин.)

2. Проверка домашнего задания. (15 мин.)

Устный опрос по вопросам:

  1. Понятие глобализации экономики.
  2. Причины глобализации.
  3. Формы глобализации экономики.

3. Расширение и углубление знаний. (25 мин.)

Давайте остановимся на одной из глобальных проблем человечества более подробно.

Одно из следствий глобализации – потоки мигрантов из бедных стран в богатые в поисках заработков (ежегодно примерно 2,3% населения планеты).

Рассмотрим инфографику, характеризующую трудовую миграцию в России.

t1682231594aa.jpg

Давайте проанализируем факторы международной миграции рабочей силы, а затем сформулируем ее позитивные и негативные последствия.

Групповое обсуждение и заполнение схемы:

t1682231594ab.png

В результате обсуждения должно получиться следующе: (запись в тетради)

t1682231594ac.png

4. Практическое применение знаний. Деловая игра: (30 мин)

Цель игры: выявить последствия международной миграции рабочей силы.

Ход игры:

  1. Группа делится на две команды. Одна команда представляет страну, принимающую рабочую силу, другая – страну, отдающую рабочую силу.
  2. Сначала внутри каждой команды происходит обсуждение: выявляются позитивные и негативные стороны международной миграции рабочей силы для «своей» страны.
  3. Затем каждая команда должна представить результаты своей работы. Другая команда при этом может задавать вопросы, делать замечания или дополнения.
  4. В заключение дискуссии подводится общий итог всех обсуждений.

Можно использовать следующие наводящие вопросы и только что полученную схему.

Вопросы:

  1. Почему люди мигрируют в поисках рабочих мест?
  2. Какие слои населения наиболее подвержены миграции в поисках рабочих мест?
  3. Какие страны чаще используют иностранную рабочую силу?
  4. Почему многие работодатели предпочитают использовать иммигрантов в качестве рабочей силы?
  5. Как относится коренное население стран к притоку иностранной рабочей силы?
  6. Что такое «утечка умов» и почему она происходит в России?

Результат игры и ее обсуждения должен быть примерно таким:

t1682231594ad.png

Сформулируйте краткие выводы. (7 мин.)

Выводы: (запись в тетради)

Одно из следствий глобализации – потоки мигрантов из бедных стран в богатые в поисках заработков. Это дает выгоды и тем, и другим странам: в бедных странах уменьшается число безработных и возрастает поток финансовых ресурсов; богатые страны получают дешевую рабочую силу. Однако потоки мигрантов увеличивают безработицу в развитых странах. Кроме того, молодые талантливые люди из бедных стран, получая образование в самых престижных ВУЗах, чаще всего в тех же странах и остаются. Т.о. бедные страны теряют около 1/3 своих квалифицированных работников.

5. Подведение итогов урока. (8 мин.)

Рефлексия. Студентам предлагается оценить свое эмоциональное состояние на уроке.

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание: (запись в тетради)

Основным двигателем глобализации является промышленность. Международное производственное кооперирование – формирование технологически и экономически целостных производственных цепочек, отдельные звенья которых находятся в разных странах, но функционируют по единому плану и в едином ритме, подобно цехам одной фабрики. К настоящему времени 1/3 экспорта – детали и комплектующие.

Рассмотрите факторы международного кооперирования, а также его положительные и возможные отрицательные стороны.

Преподаватель благодарит всех за урок.

Использованные источники:

1. Липсиц И.В. Экономика: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. учрежд.: в 2 кн. Книга 2. – 11-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2007. – 304 с.

2. Основы экономической теории: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. учрежд. с углубленным изучением экономики: в 2-х кн. Кн. 1 / ГУ ВШЭ; под ред. С.И. Иванова. – 5-е изд., доп.– М.: Вита-Пресс, 2002. – 336 с.

3. Азы экономики / Мария Бойко – М.: Издатель "Книга по требованию", 2015. - 470 с., ил.

4. Кто они - трудовые мигранты? Инфографика АиФ №43 23/10/2013. https://aif.ru/infographic/1006450


Презентация к уроку:


ПрезентацияPPTX / 3.56 Мб





Опубликовано в группе «Экономическое образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.