Практическое занятие по теме «Глобальная экономика»
Практическое занятие по теме «Глобальная экономика»
Предмет: экономика.
Курс: 1
Тема: «Глобальная экономика»
Тип урока: комбинированный
Вид урока: практическое занятие.
Форма урока: деловая игра.
Цель урока: охарактеризовать понятие «глобальная экономика», рассмотреть положительные и отрицательные стороны последствий глобализации на примере миграции рабочей силы.
Задачи урока:
Образовательные:
- раскрыть сущность и характерные особенности понятия «глобальная экономика;
- охарактеризовать причины возникновения глобальных проблем на примере международной миграции рабочей силы;
- дать представление о возможных направлениях их решения.
Воспитательные:
- воспитывать дух толерантности на основе благожелательного отношения к мнению других людей, умения внимательно слушать и слышать.
Развивающие:
- развивать логическое мышление на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей и их анализа;
- развивать критическое мышление через осмысление новой информации и последующую рефлексию;
- развивать навыки межличностного общения в процессе групповой работы.
Методическая разработка урока рассчитана на пару (два академических часа).
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя, организационный момент, настройка на плодотворную работу. Проверка отсутствующих. Сообщение темы и целей урока. (5 мин.)
2. Проверка домашнего задания. (15 мин.)
Устный опрос по вопросам:
- Понятие глобализации экономики.
- Причины глобализации.
- Формы глобализации экономики.
3. Расширение и углубление знаний. (25 мин.)
Давайте остановимся на одной из глобальных проблем человечества более подробно.
Одно из следствий глобализации – потоки мигрантов из бедных стран в богатые в поисках заработков (ежегодно примерно 2,3% населения планеты).
Рассмотрим инфографику, характеризующую трудовую миграцию в России.
Давайте проанализируем факторы международной миграции рабочей силы, а затем сформулируем ее позитивные и негативные последствия.
Групповое обсуждение и заполнение схемы:
В результате обсуждения должно получиться следующе: (запись в тетради)
4. Практическое применение знаний. Деловая игра: (30 мин)
Цель игры: выявить последствия международной миграции рабочей силы.
Ход игры:
- Группа делится на две команды. Одна команда представляет страну, принимающую рабочую силу, другая – страну, отдающую рабочую силу.
- Сначала внутри каждой команды происходит обсуждение: выявляются позитивные и негативные стороны международной миграции рабочей силы для «своей» страны.
- Затем каждая команда должна представить результаты своей работы. Другая команда при этом может задавать вопросы, делать замечания или дополнения.
- В заключение дискуссии подводится общий итог всех обсуждений.
Можно использовать следующие наводящие вопросы и только что полученную схему.
Вопросы:
- Почему люди мигрируют в поисках рабочих мест?
- Какие слои населения наиболее подвержены миграции в поисках рабочих мест?
- Какие страны чаще используют иностранную рабочую силу?
- Почему многие работодатели предпочитают использовать иммигрантов в качестве рабочей силы?
- Как относится коренное население стран к притоку иностранной рабочей силы?
- Что такое «утечка умов» и почему она происходит в России?
Результат игры и ее обсуждения должен быть примерно таким:
Сформулируйте краткие выводы. (7 мин.)
Выводы: (запись в тетради)
Одно из следствий глобализации – потоки мигрантов из бедных стран в богатые в поисках заработков. Это дает выгоды и тем, и другим странам: в бедных странах уменьшается число безработных и возрастает поток финансовых ресурсов; богатые страны получают дешевую рабочую силу. Однако потоки мигрантов увеличивают безработицу в развитых странах. Кроме того, молодые талантливые люди из бедных стран, получая образование в самых престижных ВУЗах, чаще всего в тех же странах и остаются. Т.о. бедные страны теряют около 1/3 своих квалифицированных работников.
5. Подведение итогов урока. (8 мин.)
Рефлексия. Студентам предлагается оценить свое эмоциональное состояние на уроке.
Выставление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание: (запись в тетради)
Основным двигателем глобализации является промышленность. Международное производственное кооперирование – формирование технологически и экономически целостных производственных цепочек, отдельные звенья которых находятся в разных странах, но функционируют по единому плану и в едином ритме, подобно цехам одной фабрики. К настоящему времени 1/3 экспорта – детали и комплектующие.
Рассмотрите факторы международного кооперирования, а также его положительные и возможные отрицательные стороны.
Преподаватель благодарит всех за урок.
Использованные источники:
1. Липсиц И.В. Экономика: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. учрежд.: в 2 кн. Книга 2. – 11-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2007. – 304 с.
2. Основы экономической теории: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. учрежд. с углубленным изучением экономики: в 2-х кн. Кн. 1 / ГУ ВШЭ; под ред. С.И. Иванова. – 5-е изд., доп.– М.: Вита-Пресс, 2002. – 336 с.
3. Азы экономики / Мария Бойко – М.: Издатель "Книга по требованию", 2015. - 470 с., ил.
4. Кто они - трудовые мигранты? Инфографика АиФ №43 23/10/2013. https://aif.ru/infographic/1006450
Презентация к уроку: