Практическое занятие «Определение цены товара» по теме «Ценообразование» дисциплины «Экономика отрасли»
Практическое занятие «Определение цены товара»
по теме «Ценообразование»
дисциплины «Экономика отрасли»
Содержание работы: Определение цены на товары и услуги предприятия
Цели:
Обучающая: - закрепить теоретические знания по теме «Ценообразование»; освоить методику определения цены;
Развивающая: - развитие умения применять теоретические знания при решении задач.
Воспитательная: - воспитывать внимательность и аккуратность.
ТСО: - микрокалькуляторы.
Методические указания:
После определения целей компании и выбора соответствующих им ценовых стратегий, следующим шагом является непосредственное определение цены товара или услуги.
Процедура первоначального определения цены состоит из нескольких этапов:
определение спроса и его характеристик: кривой спроса, ценовой эластичности, основных факторов, влияющих на чувствительность к цене;
анализ издержек;
анализ затрат, цен и предложений конкурентов;
определение цены с помощью одного из методов ценообразования;
окончательное установление цены с учетом дополнительных факторов: психологии ценовосприятия, влияния на цену других элементов комплекса маркетинга, влияния цены на других участников рыночной деятельности.
Статьей 40 Налогового Кодекса РФ определен порядок контроля за ценами, которые применяются налогоплательщиками при осуществлении предпринимательской деятельности.
Пунктом 1 статьи 40 Налогового Кодекса РФ закреплены принципы определения цены товаров, работ, услуг для целей налогообложения. Данной статьей установлена презумпция соответствия договорной цены уровню рыночных цен и предусмотрены основания и порядок опровержения налоговым органом этой презумпции.
При этом, согласно пункту 4 рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Виды ценообразования:
цена, основанная на издержках;
цена, основанная на спросе;
цена, основанная на конкуренции;
цена, основанная на маркетинге (ценности);
трансфертная цена
Трансфертная цена - это условная, расчетная цена на продукцию (услуги) одного центра ответственности, передаваемую ("продаваемую") другому центру ответственности того же предприятия. Трансфертные цены должны устанавливаться так, чтобы для каждого из центров можно было определить и реальные расходы и прибыль, что в дальнейшем позволит оценить эффективность и выявить "узкие места" в деятельности предприятия.
Используются следующие методики расчета трансфертных цен:
-цена на базе полных издержек;
-цена на базе переменных издержек;
-рыночная трансфертная цена;
- договорная трансфертная цена.
Независимо от варианта расчета трансфертной цены во внимание должны приниматься следующие принципы:
- трансфертная цена должна отражать цели предприятия и способствовать согласованию с ними тактических целей подразделений;
- трансфертная цена должна поддерживать автономность центров ответственности (децентрализованное управление внутри предприятия);
- трансфертная цена должна быть побудительным мотивом к контролю затрат и обеспечивать гибкость в качестве финансового инструмента управления.
В основу трансфертной цены может быть положена:
-полная фактическая себестоимость;
-нормативная себестоимость;
-переменная себестоимость
ЗАДАНИЕ НА ПРАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ
Задача. Организация на основе маркетинговых исследований установила, что основные конкуренты К1, К2, К3 и К4 реализовали продукцию вида «А» в следующих объемах и по следующим ценам:
Предприятия | Количество продукции (ед) | Цена единицы продукции (руб) |
К1 | 2000 | 5,40 |
К2 | 1500 | 5,55 |
К3 | 3000 | 5,29 |
К4 | 800 | 5,60 |
Определить среднее значение рыночной цены.
Решение: Среднее значение рыночной цены определяем по формуле средней взвешенной арифметической:
Цс = ( ∑Кк х Цк) \ ∑Кк = (2000 ед. х 5,40 руб. + 1500 ед. х 5,55 руб. + 3000 ед. х 5,29 руб. + 800 ед. х 5,60 руб) \ (2000 ед +1500 ед. + 3000 ед. + 800 ед) = 5,41 руб.
Ответ: Среднее значение рыночной цены 5,41 руб.
ЗАДАЧА. Производственные мощности предприятия позволяют оказывать 30000 транспортных услуг в год. Удельные переменные издержки на 1 услугу составляют при выполнении внутренних заказов- 3000 руб., из них 2000 руб.- прямые материальные,1000 руб.- прямые трудовые затраты. Косвенные издержки составляют 4 млн.руб. Трансфертная цена определяется по правилу «128% от полной нормативной себестоимости». Определить трансфертную цену.
Решение:
Полная нормативная себестоимость услуг предприятия составит:
ПС норм = Производственная МОЩНОСТЬ * Удельные перем ИЗДЕРЖКИ на ед + +Косвенные ИЗДЕРЖКИ = 30 000 ед. * 3 000 руб. + 4 000 000 руб. = 94 000 000 руб.
Полная себестоимость единицы продукции равна:
ПС ед = ПС норм \ Производственная МОЩНОСТЬ = 94 000 000 /30000 = 3133,33 руб.
Трансфертная цена равна:
Транф ЦЕНА = ПСед * (% от ПС норм) = 3133,33 руб.* 128 % = 3133,33 руб.*1,28 = 4010,66 р.
Ответ: Трансфертная цена услуги равна 4010,66 руб.
Критерии оценки работы на практическом занятии:
«отлично», если задание выполнено правильно, оформлен отчет, обучающийся демонстрирует глубокие знания по изученной теме и свободно владеет материалом.
«хорошо», если имеются несущественные замечания по содержанию и оформлению работы, обучающийся демонстрирует хорошие знания по теме и правильно ответил на дополнительные вопросы преподавателя.
«удовлетворительно», если работа выполнена недостаточно полно, расчеты не точны, есть замечания по оформлению отчета, обучающийся владеет материалом слабо, дополнительные вопросы преподавателя вызывают затруднения.
«неудовлетворительно», если работа не соответствует предъявляемым требованиям, обучающийся не владеет материалом темы, не может дать объяснения основным положениям и итогам работы.
Используемая литература:
Основная литература:
И.С.Туревский Экономика отрасли (автомобильный транспорт): учебник. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА – М, 2016. – 288 с. – (Профессиональное образование).
Дополнительная литература:
А.А.Раздорожный Экономика отрасли (автомобильный транспорт): Учеб.пособие. – М.:РИОР,2009.-316 с. – (Высшее образование).
В.П.Бычков Экономика автотранспортного предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2010. -348 с. – (Высшее образование).
В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко, Экономика организации (предприятия), М.: Кнорус, 2009;
Л.И. Колоскова, Экономика предприятий автомобильного транспорта, М: «МАРТ», 2008;
Задание для самостоятельной работы на практическом занятии
ЗАДАЧА 1. Организация на основе маркетинговых исследований установила, что основные конкуренты реализовали продукцию вида «А» в следующих объемах и по следующим ценам:
Предприятия | Количество продукции (ед) | Цена единицы продукции (руб) |
АО «Лепесток» | 3000 | 530,40 |
ООО «Лютик» | 2500 | 550,50 |
ООО «Цветик» | 3500 | 535,00 |
ИП «Бобров» | 100 | 570,00 |
Определить среднее значение рыночной цены.
ЗАДАЧА 2. Организация на основе маркетинговых исследований установила, что основные конкуренты оказывали транспортные услуги в следующих объемах и по следующим ценам:
Предприятия - конкуренты | Количество оказанных услуг (ед) | Цена единицы продукции (руб/т-км) |
ООО «Перевозчик» | 450 | 56,00 |
ООО «Транзит» | 250 | 55,00 |
ООО «Дальнобой» | 350 | 52,00 |
ООО «Трасса» | 120 | 54,00 |
Определить среднее значение рыночной цены на транспортные услуги.
ЗАДАЧА 3. Производственные мощности предприятия позволяют оказывать 35000 транспортных услуг в год. Удельные переменные издержки на 1 услугу составляют при выполнении внутренних заказов- 3100 руб., из них 2100 руб.- прямые материальные,1000 руб.- прямые трудовые затраты. Косвенные издержки составляют 3,5 млн.руб. Трансфертная цена определяется по правилу «115% от полной нормативной себестоимости». Определить трансфертную цену.