Практическое занятие по теме: "Нумерация целых неотрицательных чисел".
Контрольно-измерительный материал
Практическое занятие
Тема: "Нумерация целых неотрицательных чисел".
Цель урока: научить выделять в многозначных числах разряды и классы, применять знания при решении задач.
Задачи урока:
Образовательные: проверка следующих знаний, умений: выделение "классовых чисел", представление числа в виде суммы разрядных чисел, разбивания числа на классы, определение в нем единиц каждого класса, правильное чтение числа, решение задач на классовый состав, разрядный состав чисел.
Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, самостоятельность.
Воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, дисциплинированности, интереса к предмету.
Планируемые результаты:
Предметные:
Выделение "классовых чисел", представление числа в виде суммы разрядных чисел, разбивания числа на классы, определение в нем единиц каждого класса, правильное чтение числа, решение задач на классовый состав, разрядный состав чисел.
Метапредметные:
Регулятивные:
-выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные:
-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
Личностные:
- формирование заинтересованности в приобретении и расширении знаний.
- формирование умений оценивание поступков в соответствии с определенной ситуацией.
Оборудование: тетрадь, интерактивная доска, презентация.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная.
1. Организационный этап. Приветствие. (1 мин.)
2. Проверка домашнего задания. (6 мин.)
3. Самостоятельная работа (30 мин.)
Выполните практическое задание по образцу (Приложение№1) в тетрадях для контрольных работ
1. Выделите "классовых чисел" (классовых составляющих) в многозначном числе: 135 972 253.
2. Представьте число в виде суммы разрядных чисел: 984 735 573, 1 983 372 983.
3. Разбей число на классы, скажи, сколько в нем единиц каждого класса, а потом прочитай число: 173 391 923, 101 673.
4. Что обозначает цифра 3 в записи каждого числа: 33, 3000, 30 000?
5. Спиши, заполняя пропуски: 973200 = ... сот, 108000 = ... дес, 900000=...сот, 250000=...дес.
6. У трех тракторов такие заводские номера: 1023640, 1023639, 1023641. Какой из них сошел с конвейера первым? Вторым? Третьим?
7. Найди значение выражения: 90000 - 1; 19999+1; 1000000-1; 2000000-1; 1999999+1
4. Оценивание работы на уроке. (1 мин)
Оцените свою работу на уроке.
Выполнение заданий. | Выполнены все. | Выполнены частично. | Не выполнены. |
Правильно ли сделаны задания? | Правильно. | 1 ошибка. | 2 и более ошибки. |
Выполнена ли проверка результатов? | Да, верно. | Да, с 1 – 2 ошибками. | Проверка выполнена неверно. |
Запишите результат оценивания и выставите себе оценку: первый столбец -"5", второй столбец -"4", третий столбец -"3"
5. Рефлексия. (2 мин.)
Насколько трудно было для вас выполнять задания, что вызвало затруднения и почему?
Приложение №1
Образец выполнения практического задания:
1. Выделите "классовых чисел" (классовых составляющих) в многозначном числе: 32 673 203.
Решение: 32 673 203= 32 000 000+673000+203
2. Представьте число в виде суммы разрядных чисел: 354 602 371.
Решение: 354 602 371=300 000 000+50 000 000+4 000 000 +600 000+2 000 + 300 +70 +1
3. Разбей число на классы, скажи, сколько в нем единиц каждого класса, а потом прочитай число: 93 674.
Решение:
Число 93 674 состоит из двух классов: класса единиц и класса тысяч.
Класс единиц (674) - это первый класс. В классе единиц первая цифра справа в записи называется цифрой первого разряда или разряда единиц (цифра 4). Вторая цифра справа в записи называется цифрой второго разряда или разряда десятков (цифра 7). Третья цифра справа в записи называется цифрой третьего разряда или разряда сотен (цифра 6).
Класс тысяч (93 000) - это второй класс. В классе единиц четвертая цифра справа в записи называется цифрой четвертого разряда или разряда единиц тысяч (цифра 3 единиц тысяч -3 000 единиц). Пятая цифра справа в записи называется цифрой пятого разряда или разряда десятков тысяч единиц (цифра 9 десятков тысяч единиц - 90 000 единиц). Шестая цифра справа в записи называется цифрой шестого разряда или разряда сотен тысяч единиц (отсутствует, следовательно в разряде сотен тысяч значимых единиц нет).
93 674 - девяносто три тысячи шестьсот семьдесят четыре.
Сотни миллионов | Десятки миллионов | Единицы миллионов | Сотни тысяч | Десятки тысяч | Единицы тысяч | Сотни | Десятки | Единицы |
Единицы IX разряда | Единицы VIII разряда | Единицы VII разряда | Единицы VI разряда | Единицы V разряда | Единицы IV разряда | единицы III разряда | Единицы II разряда | Единицы 1 разряда |
сот. млн | дес. млн | ед. млн | сот. тыс. | 9 дес. тыс. | 3 ед. тыс. | 6 | 7 | 4 |
4. Что обозначает цифра 2 в записи каждого числа: 2, 20 000, 200 000?
Решение:
В числе 2 - цифру 2 называют цифрой первого разряда или разряда единиц в классе единиц.
В числе 20 000 - цифру 2 называют цифрой пятого разряда или разряда десятков тысяч единиц в классе тысяч
5. Спиши, заполняя пропуски: 673 500 = ... сот, 673 500 = ... дес
Решение:
673 500 = 6 735 сот, 673 500 = 67350 дес
6. У трех тракторов такие заводские номера: 760 000, 759 999, 760 001. Какой из них сошел с конвейера первым? Вторым? Третьим?
Решение:
С конвейера первым сошел трактор с заводским номером 759 999, вторым-760 000, третьим 760 001.
7. Найди значение выражения: 9 000 -1 =
Решение: 9 000-1=8 999
Критерии оценки практического задания
№ задания | Критерий | Индикатор | Количество баллов |
1.Выделите "классовых чисел" (классовых составляющих) в многозначном числе: 135 972 253 | Правило записи многозначных чисел: многозначные числа записывают по классам, начиная с высших | Расписание числа в виде суммы "классовых чисел" | 1 |
2. Представьте число в виде суммы разрядных чисел: 984 735 573, 1 983 372 983. | Разрядный состав — выделение разрядных чисел в многозначном числе: | Расписание числа в виде суммы разрядных чисел в многозначном чисел | 2 |
3. Разбей число на классы, скажи, сколько в нем единиц каждого класса, а потом прочитай число: 173 391 923, 101 673. | Понятие «класс» является базовым для образования многозначных чисел. | Все многозначные числа содержат два и более классов. Класс объединяет три разряда (единицы, десятки и сотни). | 3 |
4. Что обозначает цифра 3 в записи каждого числа: 33, 3000, 30 000? | Классовый состав, разрядный состав | Классовый состав — выделение «классовых чисел» (классовых составляющих) в многозначном числе. Разрядный состав — выделение разрядных чисел в многозначном числе: | 3 |
5. Спиши, заполняя пропуски: 973200 = ... сот, 108000 = ... дес, 900000=...сот, 250000=...дес. | Уменьшение числа в 10 раз, 100 раз | При задания ссылаются на то, что увеличение числа в 10 раз переводит его в соседний разряд слева (десятки в сотни, сотни в тысячи и т.п.), а уменьшение числа в 10 раз переводит его в соседний разряд справа (десятки в единицы, сотни в десятки). При увеличении числа в 10 раз (100,1 000) таким образом можно просто приписать справа нуль (два нуля, три нуля). При уменьшении числа в 10 раз (100, 1 000) можно отбросить справа один нуль в записи числа (два нуля, три нуля). | 4 |
6. У трех тракторов такие заводские номера: 1023640, 1023639, 1023641. Какой из них сошел с конвейера первым? Вторым? Третьим? | Образование последующих и предыдущих чисел | Во всех случаях можно ссылаться на то, что добавление 1 ведет к получению числа последующего, а уменьшение на 1 — к получению числа предыдущего. | 1 |
Найди значение выражения: 90000 - 1; 19999+1; 1000000-1; 2000000-1; 1999999+1 | Образование последующих и предыдущих чисел | Во всех случаях можно ссылаться на то, что добавление 1 ведет к получению числа последующего, а уменьшение на 1 — к получению числа предыдущего. | 4 |
| | | 18 |
Отметка «5» ставится, если студент набрал 17-18 баллов. Отметка «4» ставится, если студент набрал 14-16 баллов. Отметка «3» ставится, если студент набрал 9-13 баллов. Отметка «2» ставится, если студент набрал менее 9 баллов.