Практическое занятие «Лечебная гимнастика Сколиоз II степени (компенсированная форма)»
Практическое занятие
Лечебная гимнастика
Сколиоз II степени (компенсированная форма)
Подготовительная часть.
1. Ходьба с движениями руками; ходьба на носках.
2. И. п. – о. с. Поднять прямые руки вверх – вдох; опустить – выдох. Темп медленный. Повторить 3–4 раза.
3. И. п. – о. с., руки на поясе. Сгибая ногу, подтянуть ее к животу; вернуться в и. п. По 3–4 раза каждой ногой.
4. И. п. – о. с., в опущенных руках гимнастическая палка. Поднять палку вверх – вдох; опустить – выдох. Повторить 4–5 раз.
5. И. п. – о. с., палка на лопатках. Наклонить туловище вперед (спина прямая) – выдох; вернуться в и. п. – вдох. Повторить 4–5 раз.
6. И. п. – о. с., палка в опущенных руках. Присесть, вытягивая руки с палкой вперед; вернуться в и. п. (спина прямая). Дыхание произвольное. Повторить 4–5 раз.
7. И. п. – о. с., руки перед грудью. Развести руки в стороны (ладонями вверх) – вдох; вернуться в и. п. – выдох. Повторить 3–4 раза.
Основная часть.
8. И. п. – стоя лицом к гимнастической стенке, взявшись руками за рейку на уровне плеч (рука с выпуклой стороны искривления располагается на одну перекладину ниже). Глубоко присесть; вернуться в и. п. Повторить 3–5 раз.
9. И. п. – лежа на спине (на наклонной плоскости), взявшись руками за рейку гимнастической стенки. Подтягивать согнутые в коленных суставах ноги к животу – выдох; выпрямляя ноги – вдох. Повторить 3–4 раза.
10. И. п. – лежа на животе (на наклонной плоскости), взявшись руками за край гимнастической скамейки. Поочередно поднимать ноги назад–вверх. По 2–4 раза каждой ногой.
11. И. п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища (ладонями вниз). Поднимать таз, опираясь на ладони, плечи и стопы – вдох; вернуться в и. п. – выдох. Повторить 3–5 раз.
12. И. п. – то же. Движения согнутыми ногами, как при езде на велосипеде. Повторить 10–12 раз.
13. И. п. – лежа на боку, подложив ватный валик под выпуклую часть грудной клетки, ноги разведены. Поднять вверх руку с вогнутой стороны искривления позвоночника – вдох; опустить – выдох. Повторить 3–5 раз.
14. И. п. – лежа на животе, рука с вогнутой стороны искривления вытянута вверх. Поднять туловище – вдох; вернуться в и. п. – выдох. Повторить 3–4 раза.
15. И. п. – лежа на животе, руки на поясе. Отведение ноги с выпуклой стороны искривления (поясничный сколиоз) в сторону и одновременно вытягивание руки с вогнутой стороны искривления (грудной сколиоз) вверх – вдох; вернуться в и. п. – выдох. Повторить 4–5 раз.
16. И. п. – лежа на животе, нога с выпуклой стороны искривления отведена в сторону, руки на затылке. Отвести локти назад, слегка прогнув позвоночник, – вдох; вернуться в и. п. – выдох. Повторить 3–5 раз.
17. И. п. – лежа на животе, руки вверху. Напрячь все мышцы тела, оттягивая носки ног и вытягивая руки до предела вверх, – вдох; расслабить мышцы – выдох. Повторить 3–5 раз.
18. И. п. – лежа на боку (выпуклость искривления позвоночника в поясничном или пояснично-грудном отделе обращена вверх). Поднять одну или обе ноги вверх – вдох; вернуться в и. п. – выдох. Повторить 3–4 раза.
19. И. п. – стоя на коленях у гимнастической стенки, держась руками за вторую или третью рейку снизу. Прогибать туловище назад (до выпрямления рук); вернуться в и. п. Повторить 3–4 раза.
20. И. п. – стоя на четвереньках. Поднимать руку (с вогнутой стороны искривления в грудном отделе) вверх с одновременным отведением ноги (с вогнутой стороны искривления в поясничном отделе) назад; вернуться в и. п. Повторить 3–5 раз.
21. И. п. – стоя, руки на поясе, на голове мяч (на ватно-марлевой баранке). Полуприседания, вытягивая руки в стороны. Повторить 4–5 раз.
22. И. п. – стоя, руки в стороны, на голове медицинбол (весом 1 кг) или волейбольный мяч. Ходьба на носках.
Заключительная часть (групповые упражнения).
23. Стоя по кругу, взявшись за руки. Поднимать руки вверх с одновременным подниманием на носки. При поднимании рук – вдох; при опускании – выдох. Повторить 4–5 раз.
24. Стоя по кругу, взявшись за руки. Полуприседания (спина прямая). Повторить 3–4 раза.
25. И. п. – стоя, руки к плечам. Поднять руки вверх – вдох; вернуться в и. п. – выдох. Повторить 3–4 раза.
Учителя и родители должны следить за тем, чтобы учащиеся не горбились, не опускали голову, старались держать спину прямо, чтобы не выступали лопатки. Правильную осанку необходимо сохранять и сидя за столом (во время еды, выполнения домашних заданий), и при ходьбе, и при выполнении физических упражнений.
Детям с нарушениями осанки полезно спать на ровной и жесткой постели на спине или на животе (но не на боку!). Отдыхать в течение дня (особенно после физической нагрузки) полезно лежа, а не сидя, чтобы не создавать дополнительные нагрузки на позвоночник. Очень полезно для коррекции нарушений осанки оздоровительное плавание стилем брасс на спине.
Литература:(Анастасова Л.П. учебник для дифференцированного обучения 1997г)