Памятка классным руководителям «Моделирование персонифицированной системы воспитания»
Практико-методическая разработка
Памятка классным руководителям
«Моделирование персонифицированной системы воспитания»
Кудельникова В.В.,
заместитель директора МБОУ «СШ № 2» г. Смоленска
Пояснительная записка
Дойти до каждого ребенка – мечта многих поколений педагогов. В настоящие время стала очевидной необходимость смены социоцентрической направленности на гуманистическую парадигму обучения и воспитания личности. Без реальных механизмов воспитания успехов добиться невозможно. Таким механизмом является персонифицированная система воспитания. Главный результат персонифицированной системы воспитания - создание благоприятных условий для развития конкретного ребёнка (персоны), его личностного роста.
Уважаемые коллеги, памятка по созданию модели персонифицированной системы воспитания позволит получить знания о характерных чертах, компонентном составе и механизмах эффективного влияния персонально-ориентированной системы воспитания на развитие конкретного ребенка, возможностях, условиях и алгоритме моделирования и создания данной системы. Практическая значимость будет состоять в получении рекомендаций по созданию модели персонифицированной системы воспитания для различных категорий учеников: особо одаренных школьников в различных видах деятельности и творчества, детей с осложненным поведением, учащихся с ослабленным здоровьем и др. Памятка позволит вести более обоснованную и продуктивную деятельность по проектированию индивидуальных траекторий (программ, планов) развития и образования (воспитания) ребёнка.
Основу деятельности классного руководителя по созданию модели персонифицированной системы воспитания составляют следующие важные компоненты: педагогическая диагностика, воспитательное пространство человеческие ресурсы, ценности и ориентации.
Примерный алгоритм действий классного руководителя
по созданию модели персонифицированной системы воспитания.
I этап - диагностический |
|||
Возможные действия |
Участники |
||
Изучение ценностей, интересов, запросов, возможностей, целевых ориентиров конкретного ребёнка |
классный руководитель педагог-психолог обучающиеся родители |
||
Определение проблем и путей их решения |
|||
Выявление причин, факторов, условий |
|||
II этап-проектный |
|||
Проектирование целей и перспектив развития конкретного ребёнка (комплекс необходимых педагогических и психологических условий для реализации базовых потребностей конкретного ребёнка) |
классный руководитель педагог-психолог родители |
||
Определение способов, организации деятельности, подходов, ориентированных на способности, задатки, особенности конкретного ребёнка |
|||
Описание приемов, методов, форм и условий педагогического моделирования (проектирования) |
|||
Разработка индивидуального плана (программы) развития конкретного ребёнка (персоны) |
|||
III этап -практический |
|||
Организация жизнедеятельности сообщества детей в максимальной степени благоприятной для самореализации и самоутверждения личности ребенка |
классный руководитель учителя-предметники педагог-психолог родители |
||
Взаимодействие всех субъектов образовательного процесса |
|||
Создание в классном сообществе и за его пределами развивающей среды, интеллектуально насыщенной, нравственно чистой и эмоционально благоприятной |
|||
IV этап – аналитико-обобщающий |
|||
Осуществление системного анализа, полученных результатов воспитательной деятельности (достижение педагогических целей) |
Педагог-психолог Классный руководитель |