Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 32» г.Сургута


 


 


 


 


 


 


 

Семейная конференция как форма

восстановительной медиации

 


 


 


 


 


 

 

Составитель:

Орехова И.И. учитель английского языка.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сургут

2020

Понятие «Медиация»

В школе каждый педагог или классный руководитель часто имеет дело с конфликтами (с назревающими или со свершившимся фактом). Медиация является наиболее эффективным способом разрешения конфликтов в школьной среде.

В дословном переводе «медиация» означает «посредничество», в данном случае посредничество третьего нейтрального лица при разрешении конфликта между двумя или более сторонами. Задача медиатора – помочь конфликтующим сторонам самостоятельно найти оптимальное решение конфликта, которое устроило бы обоих.


 

2.Преимущества медиативных технологий.

Применение медиативных технологий имеет ряд преимуществ.

Медиация признает, что конфликты между сторонами могут быть решены только в случае, если стороны этого сами захотят (чувства нельзя отменить приказом свыше).

Медиация признает, что если стороны пришли для того, чтобы разрешить трения, которые между ними имеются, им необходимо чувствовать себя комфортно, в безопасности (медиатор вызывает доверие, обеспечивает конфиденциальность).

Медиация признает важность поощрения доверия и уважения, открытого обмена информацией между сторонами (разрушает барьеры).

Медиация признает, что именно сторонам лучше всего судить о том, что же будет являться разрешением конфликта (стороны сами создают свое решение).

Медиация признает, что стороны скорее всего будут склонны к реализации именно тех соглашений, в создании которых они принимали непосредственное участие.

Медиация защищает от клеймения и отвержения, сохраняет конфиденциальность общения.

 

 

3. Рекомендации педагогам, использующим медиативные техники. Позиция медиатора.

Чтобы беседа прошла эффективно и не было угрозы нового конфликта в процессе договоренностей, важно в процессе беседы быть максимально непредвзятым и беспристрастным (не выражать своих чувств и эмоций, не высказывать своих соображений по поводу произошедшего), а также:

не судить конфликтующих

не примирять

не делать заключений

не давать оценок

не представлять сторонам проекты решения

не принимать никакого решения, которое затрагивало бы по существу разрешаемую проблему

 

Не придерживайтесь точки зрения ни одной из сторон участников конфликта, сохраняйте беспристрастность и независимость

Контролируйте процесс, но не придерживайтесь точки зрения ни одной из сторон-участников конфликта

Смотрите на проблему «со стороны».

Помните, что Вы используете отдельные медиативные приемы, а не проводите медиацию. Это освобождает Вас от выполнения строгих ограничений и правил проведения медиации, не налагает обязательств строго соблюдать Федеральный закон № 193 – ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», но позволяет помочь разрешить проблемную ситуацию.

.

4.Семейная конференция как форма восстановительной медиации

Цель семейной медиации – создание условий для мирного урегулирования семейных споров и детско-родительских конфликтов с удовлетворением интересов конфликтующих сторон на условиях, выработанных самими сторонами.

Одним из инструментов медиатора является семейная конференция (семейная восстановительная встреча) - программа, способствующая активизации ресурсов семьи и ближайшего социального окружения для выработки самостоятельного решения по выходу из кризисной ситуации.

Семейная конференция проводится тогда, когда в проблемную ситуацию включена семья ребенка (конфликтные внутрисемейные отношения, угроза лишения родительских прав и др.). На семейную конференцию приглашается максимально широкий состав семьи: родители, бабушки, дедушки, дяди, тети, братья, сестры и другие значимые для семьи, конкретно для ребенка люди. Для участия в семейной конференции могут быть приглашены также специалисты (психологи, представители полиции или КДНиЗП). Они могут принимать участие в разговоре на определенных этапах конференции, но все же суть семейной конференции заключается в передаче ответственности за разработку плана по выходу из проблемной ситуации именно семье.

Семейная конференция состоит из трех этапов

обмен информацией, где координатор приветствует и представляет всех участников, создает доброжелательную атмосферу, говорит о проблемной ситуации, напоминает о правилах и этапах, рассказывает о возможностях специалистов (которые могут выдвинуть минимальные требования к плану);

частное время семьи, когда специалисты и координатор удаляются и семья составляет согласованный план выхода из проблемной ситуации, а также отвечает на вопросы по реализации плана: кто и что будет делать для его выполнения, когда, каким образом и кем его выполнение будет оценено, что нужно делать в случае, если план не будет выполнен. Для семьи важно обсудить это самостоятельно, поскольку ответственность за проблему и ее решение должна нести именно семья; члены семьи могут в своем кругу говорить свободнее, особенно о предметах и темах, которые они не хотели бы выносить вовне; отвести обсуждению столько времени, сколько необходимо;

принятие плана. План выносится на обсуждение с участием специалистов и координатора, которые могут попросить прояснить его пункты. План семьи принимается, если только не будет доказано, что он представляет угрозу безопасности детей или юридически неправомерен, или не отвечает минимальным требованиям. Затем обсуждается, каким образом будет оцениваться успешность реализации плана и кто будет проводить эту оценку.

Важно, что план семья составляет самостоятельно, специалисты в составлении плана не участвуют. Специалисты могут высказать свою озабоченность сложившейся ситуацией и предложить профессиональные услуги: рассказать, какую помощь они готовы оказать семье. Составленный семьей план и его реализация обсуждается дальше с участием заинтересованных людей (педагогов, специалистов и пр.). Вероятность выполнения плана, составленного членами семьи для самих себя, значительно выше, чем если бы план (реабилитационную программу) составляли другие люди (специалисты). Семья имеет право на безоговорочное одобрение плана со стороны специалистов, если он безопасен и не противоречит закону.

В процессе семейной конференции медиатор создает условия, которые позволяют всем членам семьи услышать друг друга, осознать долю своей ответственности, приложить усилия для восстановления разрушенных связей и найти выход из проблемной ситуации. Важнейшим результатом семейной конференции является принятие плана исправления ситуации, который вырабатывается самими участниками, а социальное сопровождение осуществляет их ближайшее окружение и значимые люди.

Применение семейной конференции позволяет взрослым подобрать наиболее подходящие действия, чтобы обеспечить защиту и надлежащую заботу о ребенке, преодолеть жизненные трудности путем взаимодействия окружением, способствует сплочению семьи и активизации ее потенциала.

Семейную конференцию используют с целью профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, поддержки семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Программы восстановительного разрешения конфликтов строятся на организации переговоров таким образом, чтобы помочь членам семьи определить круг проблем, осознать конфликтную ситуацию, ее последствия и найти пути выхода из нее. Несомненным достоинством программ восстановительного разрешения конфликтов является то, что ответственность за разрешение проблемы и контроль за исполнением решений перестают зависеть от специалистов, а целиком и полностью находятся в руках участников конфликта.

На примере семейных конференций видно принципиальное отличие восстановительного подхода в работе с трудной жизненной ситуацией ребенка от реабилитационного. Реабилитационный подход предполагает активность специалистов, которые работают с ребенком, находящимся в трудной жизненной ситуации. Они проводят диагностику ситуации клиента, на основе чего вырабатывают план по ее исправлению (программу «социальной реабилитации» или «социального сопровождения») и затем предоставляют ребенку/семье услуги по обеспечению выполнения плана. Разрабатывая программу реабилитации, специалисты берут на себя функцию определения мер, применение которых, по их мнению, необходимо для клиента. Таким образом, специалист решает за клиента, что тому делать. Фактически ответственность в решении проблемы клиента ложится на специалиста. Отсюда возникает понятие «немотивированного клиента» – в итоге, специалисты начинают привлекать органы опеки и попечительства, КДНиЗП для контроля за исполнением клиентом реабилитационной программы. Восстановительный подход строится на осознании самим клиентом ситуации и ее последствий и включении в эту работу ближайшего социального окружения, которое становится активным субъектом в изменении ситуации. Работающий в восстановительном подходе специалист помогает клиенту определить круг проблем и пути выхода из сложившейся ситуации. В процессе восстановительной программы специалист оказывает помощь и поддержку в осуществлении намеченного ребенком и его семьей плана выхода из проблемной ситуации. Иными словами, в восстановительной модели план исправления ситуации и программа изменения вырабатываются самими ее участниками, а социальное сопровождение осуществляют их ближайшее окружение и значимые люди (родственники, друзья семьи, переживающие за ребенка члены сообщества и т. д.). В этом случае важными задачами специалиста являются сбор всех заинтересованных людей и организация между ними коммуникации, в ходе которой участники разделят между собой ответственность по социальному сопровождению ребенка в рамках выработанного ими плана. Восстановительный подход выдвигает такие требования к специалисту, как умение находить контакт, организовывать коммуникацию, умение слушать, понимать и анализировать ситуацию вместе с людьми, передавать им ответственность за выработку решения и его реализацию, удерживаться на безоценочной позиции и т. д. Для успешного решения проблем желательно наличие значимых и уважаемых людей, готовых поддержать семью в сложной ситуации. Сейчас многие молодые семьи живут отдельно от старшего поколения, что препятствует бабушкам и дедушкам (уже имеющим опыт в воспитании детей) участвовать в воспитании внуков. Восстановительный подход может помочь сплочению семьи и активизации ее потенциала для разрешения трудных жизненных ситуаций. [1]

В основе семейной групповой конференции лежат основополагающие принципы и ценности, такие как:

- уважение к тому, что все люди разные;

- доступность и открытость информации;

- выражение мнения без осуждения;

- стремление к единодушию и согласованности мнений;

- ясность минимальных требований для всех членов семьи (то есть требований специалистов, которые необходимо учесть при обсуждении решения);

- желание преодолеть кризис;

- максимальные возможности для самостоятельности в принятии решения;

- вовлеченность членов семьи в планирование и проведение встречи;

- возможность семьи внести свой вклад в дальнейшее развитие семейных групповых конференций (например, высказать свое мнение о качестве проведенной встречи).

Таким образом, общая идея семейных групповых конференций состоит в том, чтобы включить семейные собрания в принятие решений, касающихся жизни ребенка или подростка, столкнувшихся с трудными ситуациями. Родственникам должно быть предоставлено больше свободы во взаимодействии с семьей и больше ответственности за помощь семье в поиске правильных решений проблем, чего обычно не бывает, когда центры социального обеспечения детей отвечают за процесс принятия решения. Идея этого процесса заключается в понимании того, что семья имеет больше доступных ресурсов, чем мы думаем, для обеспечения защиты ребенка и его здоровья, его социального благосостояния, процветания и развития в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Другими словами, только СГК может запустить использование семейных ресурсов и помощи изнутри самой семьи.


 


 


 

Ролевая игра «Семейная конференция»

Проблемы, которые выносятся на семейную конференцию:

Ситуация агрессии и насилия над ребенком;

Правонарушение, совершенное ребенком вне семьи;

Кражи внутри семьи

Проблемы с учебой ребенка (плохая успеваемость, пропуски,отказ ходить в школу и.др)

Конфликтные семейные отношения, негативно сказывающиеся на ребенке

Угроза лишения родительских прав


 

Правила семейных конференций

Конфиденциальность;

Фокус на поиске решения центрального вопроса;

Фокус в будущее

Ясность изложения информации;

Право каждого на высказывание;

Уважение к различным точкам зрения.


 

Выступления специалистов

Ресурсы;

Сильные стороны семьи;

Задачи;

Предложения.

 

Структура плана семьи

Конретные действия семьи для решения проблемы;

Кто и что будет делать для его выполнения;

Когда,каким образом и кем его выполнение будет оценено;

Что нужно делать в случае,если план не будет выполнен.


 

Критерии принятия плана семьи специалистами

1) Выбраны действия;

2) Определены ответственные;

3)Определены и сроки выполнения;

4)План семьи отражает интересы ребенка


 


 

Ситуация

Вова учится в 4 классе. Живет с мамой, отчимом и старшим братом. В текущем учебном году он стал часто пропускать занятия без уважительных причин, успеваемость понизилась. Вова стал вести себя очень агрессивно. Несколько раз убегал из дома.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.