Проект «Семейная академия» Автор: Жаркова О.А., педагог-психолог МБДОУ детского сада №11 г.Нижний Ломов Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 г. Нижний Ломов
Актуальность Мониторинг родителей по вопросу системы взаимодействия ДОУ с семьей позволяет выделить следующие затруднения: - недостаточная информированность родителей со стороны педагогов о содержании и возможных формах организации детской деятельности, о развивающем эффекте всех видов детской деятельности и о роли семьи в процессе воспитания и развития ребенка, - стереотипное представление родителей о деятельности образовательного учреждения и наличия мнения отдельных родителей о прямой зависимости «наличия занятия» и «развитием ребенка»; - склонность родителей к привычным, менее затратным по времени и эмоциональным усилиям, формам работы; - недостаточный уровень мотивации родителей к расширению форм взаимодействия с ДОУ.
Противоречия Между осознанием многими родителями недостатков своего воспитания и нехваткой элементарной психологической грамотности у них в вопросах общения с родными детьми. Между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей в сфере общения с детьми и недостаточным количеством технологических решений по реализации данной проблемы. Между государственным заказом на воспитание личности, обладающей коммуникативными компетенциями и способной к успешной социализации и активной адаптации в обществе (социально успешной личности) и отсутствием благоприятного семейного микроклимата . Между большим потенциалом совместной творческой и игровой деятельности детей и родителей в становлении их коммуникативной компетенции и отсутствием данных видов деятельности в повседневной жизни семей.
Проблема Как на ранней стадии семейного неблагополучия помочь родителям в овладении и установлении в семье эффективной модели общения с детьми, основанной на принципах партнерства и сотрудничества, на чувстве взаимного доверия и принятия.
Цель: Разработка модели взаимодействия с семьями воспитанников на основе современных требований для обеспечения планомерной и целенаправленной работы по осуществлению психолого-педагогического сопровождения и повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования дошкольников.
Задачи: активизировать разные формы сотрудничества с ребенком и его семьей; создать информационное поле для родителей и детей по вопросам формирования и развития навыков позитивного общения и принятия; повысить психолого-педагогическую культуру родителей; сформировать навыки эффективной семейной коммуникации, эмпатии и толерантности в детско-родительских отношениях и перенесению сформированных умений и навыков в реальные системы отношений; обогатить детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Теоретико-методологическое обоснование проекта Проект опирается на положения ведущих отечественных ученых в области теории личности и возрастной психологии: учение о влиянии семьи как социальной среды на развитие личности ребенка Дубровиной И.В. ; теория развития личности: о ведущей деятельности и социальной ситуации развития Л.С. Выготского, Л.И. Божовича; идеи о понимании детского развития как изменения форм общности детей и взрослых Д.Б. Эльконина; подходы, разработанные Д.Б. Элькониным и А.С.Спиваковской, в вопросах теории детской игры; теория и практика психологического тренинга Л.А. Петровского и Н.Ю. Хрящевой.
Новизна в отборе диагностических и практических методик с целью выявления и коррекции проблем детско-родительских взаимоотношений; в определении наиболее эффективных форм сотрудничества родителей со специалистами Центра, родителей с детьми; в разработке программы "Секреты общения с ребенком"; во внедрении и апробации данной программы и различных форм взаимодействия с семьей в условиях Центра; в параллельной работе по профилактики и коррекции детско-родительского общения как с родителями, так и с детьми, которая позволит увеличить эффективность проектной деятельности; в сопровождении работы по преодолению трудностей внутрисемейного общения работой с семьей по ликвидации ее семейного неблагополучия и реабилитации семьи в целом.
Ожидаемые результаты Родители: возрастание мотивации к улучшению взаимоотношений со своим ребенком; повышение уровня психоло - педагогической культуры; овладение техникой «активного слушания» при общении родителя с ребенком; приобретение и использование родителями навыков конструктивного общения с ребенком. Дети: положительная динамика показателей сформированности коммуникативных умений и навыков, необходимых в семье; повышение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов членов семьи; устранение отклонений в личностном развитии, формирование адекватной самооценки. Семья: укрепление детско-родительских отношений в семье; появление детско-взрослой (семейной) развивающей и творческой общности; появление семейных ценностей и традиций как одной из возможностей членов семьи «быть вместе».
Этапы реализации проекта Диагностический этап: январь-февраль 2017г. Основной этап: март-август 2017г. Обобщающий этап: сентябрь 2017г.
Диагностический этап определение ресурсной базы проекта; анализ методологической литературы по проблеме исследования, включая интернет-ресурсы; подбор и апробация диагностического инструментария; организация диагностических процедур, включающая: наблюдение, беседы с родителями и детьми, диагностические методики; анализ результатов входного контроля; подбор и разработка основной части проекта, насыщение ее разнообразными активными формами и методами работы по вовлечению членов семьи в решение проблем психолого-педагогических родительских компетенций.
Диагностический этап Диаграмма «Детско-родительские отношения» Диаграмма «Отношение родителей к детям» по результатам теста «Рисунок семьи» С.Бенса по результатам опросника А. Я. Варга, В.В Столина Диаграмма « Эмоциональные отношения в семье» по результатам опросника Е.И. Захаровой Результаты методики «Рукавички» по Г. А. Цукерману
Основной этап Работа с родителями в рамках родительского клуба «Я -компетентный родитель» Работа детско-родительской группы «Ты да я, да мы с тобой» Работа детско-родительской пары
Работа с родителями в рамках родительского клуба «Я- компетентный родитель» Тренинговые занятия в рамках программы психолого-педагогических занятий с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации «Секреты общения с ребенком». Индивидуальные и групповые консультации по проблеме детско-родительского общения.
Работа детско-родительской группы «Ты да я, да мы с тобой» Совместные мероприятия в форме игровых конкурсных программ, посвященных календарным праздникам, творческих мастерских, акций.
Работа детско-родительской пары Коррекционные занятия с использованием элементов песочной терапии, сказкотерапии, светотерапии, игротерапии Игры и тренинговые упражнения
Обобщающий этап Мониторинг результатов реализации проекта: сравнительная диагностика и обработка результатов; анализ результатов реализации проекта; подведение итогов работы над проектом; определение перспектив; разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по работе с семьями, по проблеме исследования.
Обобщающий этап Сравнительная диагностика «Детско – Сравнительная диагностика «Отношение родительские отношения» по результатам теста родителей к детям» по результатам «Рисунок семьи» Р. Бенса, С. Кауфмана опросника А. Я. Варга, В. В. Столина
Контрольный этап Сравнительная диагностика по результатам Сравнительная диагностика по результатам опросника Е. И. Захаровой «Эмоциональные методики «Рукавички» Г.А. Цукерману отношения в семье»
Результаты реализации проекта изучено и проанализировано состояние проблемы исследования в психолого-педагогической, научной и методической литературе активизированы разные формы сотрудничества с ребенком и его семьей созданы условия для формирования навыков эффективного детско-родительского общения и взаимодействия родителя с ребенком выявлены положительные изменения в формировании навыков позитивного общения и принятия между родителем и ребенком в семье повышена психолого-педагогической компетентность родителей в вопросах воспитания и развития личности ребенка создано информационное поле для участников проекта: разработаны буклеты, памятки, рекомендации размещен опыт работы по проблеме на сайте Центра и личном мини - сайте
Практическая значимость проекта состоит в: определении и разработке основных путей психолого-педагогической работы с семьей для решения проблемы проекта; организации и подтверждении эффективности такой перспективной формы работы с родителями как родительский факультет, позволяющей оказывать практическую помощь родителям в решении актуальных проблем семьи в рамках темы проекта; практической реализации потенциальных возможностей совместной творческой и игровой деятельности детей и родителей, обеспечивающей формирование благоприятного семейного микроклимата в целом и навыков эффективной семейной коммуникации в частности; подборе методического обеспечения, разработке мероприятий, направленных на профилактику и преодоление трудностей детско-родительского общения; выработке рекомендаций для родителей по налаживанию межличностного общения с ребенком, позволяющими им (родителям) воспринимать своего ребенка как личность с определенными потребностями и особенностями.
Перспективы проекта Проект получил положительные отзывы со стороны родителей и детей. Проект может быть реализован с минимальной коррекцией в условиях общеобразовательных учреждений в работе с семьей с целью гармонизации и оптимизации детско-родительских отношений. Проект может быть востребован специалистами Центров и Служб, занимающихся проблемами детства.