Проект «Семейная академия»

4
0
Материал опубликован 25 July 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Жаркова Оксана Александровна, педагог-психолог

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад №11             

 г. Нижний Ломов Пензенская область

jarkova.oksana@mail.ru

 

 

Проект «Семейная академия»

 

Аннотация

Как помочь родителям овладеть эффективной моделью общения с детьми, основанной на принципах партнерства и сотрудничества, на чувстве взаимного доверия и принятия? В решении проблемы поможет проект «Семейная академия».

Практическая значимость проекта заключается в:

-         определение и разработке основных путей психолого-педагогической работы с семьей для решения проблемы проекта;

-         практической реализации совместной творческой и игровой деятельности детей и родителей, формирование благоприятного семейного микроклимата и навыков эффективной семейной коммуникации;

-         подборе методического обеспечения, разработке мероприятий, направленных на профилактику и преодоление трудностей в психолого-педагогической компетенции родителей;

-         выработке рекомендаций для родителей по налаживанию межличностного общения с ребенком, восприятию своего ребенка как личности с определенными потребностями и особенностями.

 

 Целевая аудитория

Адресная направленность проекта – родители, воспитанники, педагоги МБДОУ детского сада №11 г. Нижний Ломов.

Проект направлен на психолого-педагогическое сопровождение семей и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования дошкольников.

  

Актуальность проекта

В  Федеральном  законе «Об образовании» и  ФГОС ДО определен комплекс мер, направленных на развитие системы дошкольного образования в стране и повышение его качества.

Одной    из    задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышения компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития образования, охраны и укрепления здоровья детей. Многочисленными нормативными и концептуальными документами родители признаются полноправными субъектами педагогического процесса.

Новые модели сотрудничества ДОУ с семьей, основанные на доверии и партнерстве, направлены на поиск общих решений и способствуют вовлечению родителей в единое образовательное пространство и росту рейтинга ДОУ.

        Мониторинг родителей МБДОУ деткого сада №11 г.Нижний Ломов по вопросу системы взаимодействия ДОУ с семьей позволяет выделить следующие затруднения:

- недостаточная информированность родителей со стороны педагогов о содержании и возможных формах организации детской деятельности, о развивающем эффекте всех видов детской деятельности и о роли семьи в процессе воспитания и развития ребенка,

- стереотипное представление родителей о деятельности образовательного учреждения и наличия мнения отдельных родителей о прямой зависимости «наличия занятия» и «развитием ребенка»;

- склонность родителей к привычным, менее затратным по времени и эмоциональным усилиям, формам работы;

- недостаточный уровень мотивации родителей к расширению форм взаимодействия с ДОУ.

  

Описание проекта:

Цель проекта: разработка модели взаимодействия с семьями воспитанников на основе современных требований для обеспечения планомерной и целенаправленной работы по осуществлению психолого-педагогического сопровождения и повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования дошкольников.

Задачи проекта:

1.   Обеспечение высокого качества образовательной среды для развития детей в условиях совместной деятельности родителей (законных представителей) и педагогов ДОУ;

2.     Повышение               уровня                педагогической компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития дошкольников и их родительской ответственности;

3.      Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между субъектами образовательного процесса; 4.     Исследование      теоретических             и практических  аспектов  особенностей становления и развития процесса психолого-педагогического сопровождения семей дошкольников и возможности реализации в практике сотрудничества детей и родителей.

 

 Работа по Проекту предполагает несколько этапов: диагностический, основной и обобщающий.

 

 1. Диагностический этап (январь-февраль 2017г.)

Формы работы:

§ определение ресурсной базы проекта;

§ анализ методологической литературы по проблеме исследования, включая интернет-ресурсы;

§ подбор и апробация диагностического инструментария;

§ организация диагностических процедур, включающая: наблюдение, беседы с родителями и детьми, диагностические методики;

Несмотря на имеющееся разнообразие методов и методик по выявлению детско-родительских отношений, ведущим диагностическим средством  на данном этапе являлись:

- тест «Рисунок семьи» С.Бенс (выявление уровня детско-родительских отношений),

опросник «Отношение родителей к детям» А.Я.Варга, В.В.Столина,

- методика «Рукавичка» по Г.А.Цукерману.

Большую помощь в определении уровней знаний родителей о воспитании и возрастных особенностях детей может оказать метод анкетирования.

 

§ анализ результатов первичной диагностики;

§ подбор и разработка основной части проекта, насыщение ее разнообразными активными формами и методами работы по вовлечению членов семьи в решение проблем психолого-педагогических родительских компетенций.  

2. Основной этап (март –август 2017г.)   

На данном этапе планируется проведение основных мероприятий, в ходе которых анализируется практика педагогического взаимодействия Детского сада и семьи, разрабатывается проект психолого-педагогической поддержки в системе взаимодействия родителей и педагогов.

Работа выстраивается по трём основным направлениям:

1.Организация клуба для родителей «Я - компетентный родитель».

Формы работы:

-      Тренинговые занятия:

  «Формирование правовой компетентности родителей».

  «Мир речи и общения».

  «Мир математики».

    «Социальное развитие и воспитание детей дошкольного возраста».

    «Шесть шагов к  здоровью малыша».

  «Дети и мир природы».

  «Музыка    и праздники      в жизни семьи».

  «Играем вместе   с ребенком».

  «Художественно-эстетическая деятельность».

-  Индивидуальное и групповое консультирование по запросу родителей и инициативе педагогов:

информирование родителей о проблемах ребенка;

      оказание методической помощи  в организации эффективного детско-родительского общения;

психологическая поддержка родителей        в случае серьезных проблем у ребенка, либо связи  с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в семье.

-   Реализация мини-проектов, совместных проектов с родителями.

 

2.Формирование детско-родительской группы «Ты да я, да мы с тобой» и организация её работы.

Формы работы:

-    Совместные досуговые мероприятия, направленные на творческую семейную педагогику, традиций семейного воспитания и позитивного взаимоотношения с детьми в разных видах деятельности в интерактивных формах (творческие гостиные, тематические занятия, календарные праздники, семейные праздники, мастер   – классы, открытые занятия ООД –         совместная образовательная  деятельность, игры).

-    Проведение мероприятий, направленных на        развитие способностей, склонностей, поддержки интересов ндивидуальные выставки, творческие коллективные и  семейные выставки, участие         в смотрах, конкурсах, соревнованиях и т.д ).

 -    Декламирование        успехов (награждение, определение номинаций «Музыкальная семья», «Семья художников», «Спортивная семья», «Театральная семья» и т.д.).

 

3.Работа детско-родительских пар.

Формы работы:

Ведение занятий  для снятия психологического напряжения и развитие эмоционально -чувственной сферы «Сыпучие картинки», «Сказкотерапия», «Светотерапия», «Игротерапия», «Театральная терапия» и т.д.

 

3. Обобщающий  этап (сентябрь 2017)

Формы работы:

§сравнительная диагностика и обработка результатов (для сравнительной диагностики используются те же методики, которые применялись при первичной диагностике);

§анализ результатов реализации проекта;

§подведение итогов работы над проектом;

§определение перспектив;

§разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по работе с семьями, по проблеме исследования.

§распространение опыта реализации  проекта

 

Эффективность проекта

           В результате практического применения проекта были отмечены следующие положительные изменения:

Для родителей:

-         возрастание мотивации к улучшению взаимоотношений  со своим ребенком;

-         повышение уровня психоло - педагогической культуры;

-         овладение техникой «активного слушания» при общении родителя с ребенком;

-         приобретение и использование родителями навыков конструктивного общения с ребенком.

Для детей:

-         усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных         и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников;

-          развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,      сопереживания,      уважительного и доброжелательного отношения к окружающим;

-         формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие  умения договариваться, самостоятельно  разрешать конфликты со сверстниками;

-          формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

 

Для семьи:

-            укрепление детско-родительских отношений в семье;

-            появление детско-взрослой (семейной) развивающей и творческой общности;

 

-            появление семейных ценностей и традиций как одной из возможностей членов семьи «быть вместе».

  

Список литературы и интернет - источников

  1. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. М., 1988.
  2. Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. Родители и дети: взаимопонимание или отчуждение? М.,1996.
  3. Калейдоскоп семейного досуга. Составитель Л.С.Сальникова. М., 1988.
  4. Кривцова С.В., Патяева Е.Ю. Семья. Искусство общения с ребенком / Под ред. А.Г.Асмолова. – М.: УЧЕБНАЯ КНИГА БИС. 2008.
  5. Кряжева Н.Л.Мир детских эмоций. Ярославль, 2000.
  6. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2006.
  7. Общаться с ребенком. Как? / Гиппенрейтер Ю.Б. – М.: Астрель, 2007.
  8. Овчинникова И.Г. Родительское счастье. М., 1987.
  9. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и психологические игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей М. 2005г.
  10. Смолярчук И. В. Проблемы детства. Тамбов, 2004.
  11. Персональный сайт педагога-психолога Жарковой Оксаны Александровны https://zharkova-oksana.ru


Презентация проекта "Семейная академия"
PPTX / 1.87 Мб

Предварительный просмотр презентации

Проект «Семейная академия» Автор: Жаркова О.А., педагог-психолог МБДОУ детского сада №11 г.Нижний Ломов Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 г. Нижний Ломов

Актуальность Мониторинг родителей по вопросу системы взаимодействия ДОУ с семьей позволяет выделить следующие затруднения: - недостаточная информированность родителей со стороны педагогов о содержании и возможных формах организации детской деятельности, о развивающем эффекте всех видов детской деятельности и о роли семьи в процессе воспитания и развития ребенка, - стереотипное представление родителей о деятельности образовательного учреждения и наличия мнения отдельных родителей о прямой зависимости «наличия занятия» и «развитием ребенка»; - склонность родителей к привычным, менее затратным по времени и эмоциональным усилиям, формам работы; - недостаточный уровень мотивации родителей к расширению форм взаимодействия с ДОУ.

Противоречия Между осознанием многими родителями недостатков своего воспитания и нехваткой элементарной психологической грамотности у них в вопросах общения с родными детьми. Между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей в сфере общения с детьми и недостаточным количеством технологических решений по реализации данной проблемы. Между государственным заказом на воспитание личности, обладающей коммуникативными компетенциями и способной к успешной социализации и активной адаптации в обществе (социально успешной личности) и отсутствием благоприятного семейного микроклимата . Между большим потенциалом совместной творческой и игровой деятельности детей и родителей в становлении их коммуникативной компетенции и отсутствием данных видов деятельности в повседневной жизни семей.

Проблема Как на ранней стадии семейного неблагополучия помочь родителям в овладении и установлении в семье эффективной модели общения с детьми, основанной на принципах партнерства и сотрудничества, на чувстве взаимного доверия и принятия.

Цель: Разработка модели взаимодействия с семьями воспитанников на основе современных требований для обеспечения планомерной и целенаправленной работы по осуществлению психолого-педагогического сопровождения и повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования дошкольников.

Задачи: активизировать разные формы сотрудничества с ребенком и его семьей; создать информационное поле для родителей и детей по вопросам формирования и развития навыков позитивного общения и принятия; повысить психолого-педагогическую культуру родителей; сформировать навыки эффективной семейной коммуникации, эмпатии и толерантности в детско-родительских отношениях и перенесению сформированных умений и навыков в реальные системы отношений; обогатить детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Теоретико-методологическое обоснование проекта Проект опирается на положения ведущих отечественных ученых в области теории личности и возрастной психологии: учение о влиянии семьи как социальной среды на развитие личности ребенка Дубровиной И.В. ; теория развития личности: о ведущей деятельности и социальной ситуации развития Л.С. Выготского, Л.И. Божовича; идеи о понимании детского развития как изменения форм общности детей и взрослых Д.Б. Эльконина; подходы, разработанные Д.Б. Элькониным и А.С.Спиваковской, в вопросах теории детской игры; теория и практика психологического тренинга Л.А. Петровского и Н.Ю. Хрящевой.

Новизна в отборе диагностических и практических методик с целью выявления и коррекции проблем детско-родительских взаимоотношений; в определении наиболее эффективных форм сотрудничества родителей со специалистами Центра, родителей с детьми; в разработке программы "Секреты общения с ребенком"; во внедрении и апробации данной программы и различных форм взаимодействия с семьей в условиях Центра; в параллельной работе по профилактики и коррекции детско-родительского общения как с родителями, так и с детьми, которая позволит увеличить эффективность проектной деятельности; в сопровождении работы по преодолению трудностей внутрисемейного общения работой с семьей по ликвидации ее семейного неблагополучия и реабилитации семьи в целом.

Ожидаемые результаты Родители: возрастание мотивации к улучшению взаимоотношений со своим ребенком; повышение уровня психоло - педагогической культуры; овладение техникой «активного слушания» при общении родителя с ребенком; приобретение и использование родителями навыков конструктивного общения с ребенком. Дети: положительная динамика показателей сформированности коммуникативных умений и навыков, необходимых в семье; повышение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов членов семьи; устранение отклонений в личностном развитии, формирование адекватной самооценки. Семья: укрепление детско-родительских отношений в семье; появление детско-взрослой (семейной) развивающей и творческой общности; появление семейных ценностей и традиций как одной из возможностей членов семьи «быть вместе».

Этапы реализации проекта Диагностический этап: январь-февраль 2017г. Основной этап: март-август 2017г. Обобщающий этап: сентябрь 2017г.

Диагностический этап определение ресурсной базы проекта; анализ методологической литературы по проблеме исследования, включая интернет-ресурсы; подбор и апробация диагностического инструментария; организация диагностических процедур, включающая: наблюдение, беседы с родителями и детьми, диагностические методики; анализ результатов входного контроля; подбор и разработка основной части проекта, насыщение ее разнообразными активными формами и методами работы по вовлечению членов семьи в решение проблем психолого-педагогических родительских компетенций.

Диагностический этап Диаграмма «Детско-родительские отношения» Диаграмма «Отношение родителей к детям» по результатам теста «Рисунок семьи» С.Бенса по результатам опросника А. Я. Варга, В.В Столина Диаграмма « Эмоциональные отношения в семье» по результатам опросника Е.И. Захаровой Результаты методики «Рукавички» по Г. А. Цукерману

Основной этап Работа с родителями в рамках родительского клуба «Я -компетентный родитель» Работа детско-родительской группы «Ты да я, да мы с тобой» Работа детско-родительской пары

Работа с родителями в рамках родительского клуба «Я- компетентный родитель» Тренинговые занятия в рамках программы психолого-педагогических занятий с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации «Секреты общения с ребенком». Индивидуальные и групповые консультации по проблеме детско-родительского общения.

Работа детско-родительской группы «Ты да я, да мы с тобой» Совместные мероприятия в форме игровых конкурсных программ, посвященных календарным праздникам, творческих мастерских, акций.

Работа детско-родительской пары Коррекционные занятия с использованием элементов песочной терапии, сказкотерапии, светотерапии, игротерапии Игры и тренинговые упражнения

Обобщающий этап Мониторинг результатов реализации проекта: сравнительная диагностика и обработка результатов; анализ результатов реализации проекта; подведение итогов работы над проектом; определение перспектив; разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по работе с семьями, по проблеме исследования.

Обобщающий этап Сравнительная диагностика «Детско – Сравнительная диагностика «Отношение родительские отношения» по результатам теста родителей к детям» по результатам «Рисунок семьи» Р. Бенса, С. Кауфмана опросника А. Я. Варга, В. В. Столина

Контрольный этап Сравнительная диагностика по результатам Сравнительная диагностика по результатам опросника Е. И. Захаровой «Эмоциональные методики «Рукавички» Г.А. Цукерману отношения в семье»

Результаты реализации проекта изучено и проанализировано состояние проблемы исследования в психолого-педагогической, научной и методической литературе активизированы разные формы сотрудничества с ребенком и его семьей созданы условия для формирования навыков эффективного детско-родительского общения и взаимодействия родителя с ребенком выявлены положительные изменения в формировании навыков позитивного общения и принятия между родителем и ребенком в семье повышена психолого-педагогической компетентность родителей в вопросах воспитания и развития личности ребенка создано информационное поле для участников проекта: разработаны буклеты, памятки, рекомендации размещен опыт работы по проблеме на сайте Центра и личном мини - сайте

Практическая значимость проекта состоит в: определении и разработке основных путей психолого-педагогической работы с семьей для решения проблемы проекта; организации и подтверждении эффективности такой перспективной формы работы с родителями как родительский факультет, позволяющей оказывать практическую помощь родителям в решении актуальных проблем семьи в рамках темы проекта; практической реализации потенциальных возможностей совместной творческой и игровой деятельности детей и родителей, обеспечивающей формирование благоприятного семейного микроклимата в целом и навыков эффективной семейной коммуникации в частности; подборе методического обеспечения, разработке мероприятий, направленных на профилактику и преодоление трудностей детско-родительского общения; выработке рекомендаций для родителей по налаживанию межличностного общения с ребенком, позволяющими им (родителям) воспринимать своего ребенка как личность с определенными потребностями и особенностями.

Перспективы проекта Проект получил положительные отзывы со стороны родителей и детей. Проект может быть реализован с минимальной коррекцией в условиях общеобразовательных учреждений в работе с семьей с целью гармонизации и оптимизации детско-родительских отношений. Проект может быть востребован специалистами Центров и Служб, занимающихся проблемами детства.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.