Пояснительная записка к презентации
Жаркова Оксана Александровна, педагог-психолог
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11
г. Нижний Ломов Пензенская область
jarkova.oksana@mail.ru
Проект «Семейная академия»
Аннотация
Как помочь родителям овладеть эффективной моделью общения с детьми, основанной на принципах партнерства и сотрудничества, на чувстве взаимного доверия и принятия? В решении проблемы поможет проект «Семейная академия».
Практическая значимость проекта заключается в:
- определение и разработке основных путей психолого-педагогической работы с семьей для решения проблемы проекта;
- практической реализации совместной творческой и игровой деятельности детей и родителей, формирование благоприятного семейного микроклимата и навыков эффективной семейной коммуникации;
- подборе методического обеспечения, разработке мероприятий, направленных на профилактику и преодоление трудностей в психолого-педагогической компетенции родителей;
- выработке рекомендаций для родителей по налаживанию межличностного общения с ребенком, восприятию своего ребенка как личности с определенными потребностями и особенностями.
Целевая аудитория
Адресная направленность проекта – родители, воспитанники, педагоги МБДОУ детского сада №11 г. Нижний Ломов.
Проект направлен на психолого-педагогическое сопровождение семей и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования дошкольников.
Актуальность проекта
В Федеральном законе «Об образовании» и ФГОС ДО определен комплекс мер, направленных на развитие системы дошкольного образования в стране и повышение его качества.
Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышения компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития образования, охраны и укрепления здоровья детей. Многочисленными нормативными и концептуальными документами родители признаются полноправными субъектами педагогического процесса.
Новые модели сотрудничества ДОУ с семьей, основанные на доверии и партнерстве, направлены на поиск общих решений и способствуют вовлечению родителей в единое образовательное пространство и росту рейтинга ДОУ.
Мониторинг родителей МБДОУ деткого сада №11 г.Нижний Ломов по вопросу системы взаимодействия ДОУ с семьей позволяет выделить следующие затруднения:
- недостаточная информированность родителей со стороны педагогов о содержании и возможных формах организации детской деятельности, о развивающем эффекте всех видов детской деятельности и о роли семьи в процессе воспитания и развития ребенка,
- стереотипное представление родителей о деятельности образовательного учреждения и наличия мнения отдельных родителей о прямой зависимости «наличия занятия» и «развитием ребенка»;
- склонность родителей к привычным, менее затратным по времени и эмоциональным усилиям, формам работы;
- недостаточный уровень мотивации родителей к расширению форм взаимодействия с ДОУ.
Описание проекта:
Цель проекта: разработка модели взаимодействия с семьями воспитанников на основе современных требований для обеспечения планомерной и целенаправленной работы по осуществлению психолого-педагогического сопровождения и повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования дошкольников.
Задачи проекта:
1. Обеспечение высокого качества образовательной среды для развития детей в условиях совместной деятельности родителей (законных представителей) и педагогов ДОУ;
2. Повышение уровня педагогической компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития дошкольников и их родительской ответственности;
3. Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между субъектами образовательного процесса; 4. Исследование теоретических и практических аспектов особенностей становления и развития процесса психолого-педагогического сопровождения семей дошкольников и возможности реализации в практике сотрудничества детей и родителей.
Работа по Проекту предполагает несколько этапов: диагностический, основной и обобщающий.
1. Диагностический этап (январь-февраль 2017г.)
Формы работы:
§ определение ресурсной базы проекта;
§ анализ методологической литературы по проблеме исследования, включая интернет-ресурсы;
§ подбор и апробация диагностического инструментария;
§ организация диагностических процедур, включающая: наблюдение, беседы с родителями и детьми, диагностические методики;
Несмотря на имеющееся разнообразие методов и методик по выявлению детско-родительских отношений, ведущим диагностическим средством на данном этапе являлись:
- тест «Рисунок семьи» С.Бенс (выявление уровня детско-родительских отношений),
- опросник «Отношение родителей к детям» А.Я.Варга, В.В.Столина,
- методика «Рукавичка» по Г.А.Цукерману.
Большую помощь в определении уровней знаний родителей о воспитании и возрастных особенностях детей может оказать метод анкетирования.
§ анализ результатов первичной диагностики;
§ подбор и разработка основной части проекта, насыщение ее разнообразными активными формами и методами работы по вовлечению членов семьи в решение проблем психолого-педагогических родительских компетенций.
2. Основной этап (март –август 2017г.)
На данном этапе планируется проведение основных мероприятий, в ходе которых анализируется практика педагогического взаимодействия Детского сада и семьи, разрабатывается проект психолого-педагогической поддержки в системе взаимодействия родителей и педагогов.
Работа выстраивается по трём основным направлениям:
1.Организация клуба для родителей «Я - компетентный родитель».
Формы работы:
- Тренинговые занятия:
• «Формирование правовой компетентности родителей».
• «Мир речи и общения».
• «Мир математики».
• «Социальное развитие и воспитание детей дошкольного возраста».
• «Шесть шагов к здоровью малыша».
• «Дети и мир природы».
• «Музыка и праздники в жизни семьи».
• «Играем вместе с ребенком».
• «Художественно-эстетическая деятельность».
- Индивидуальное и групповое консультирование по запросу родителей и инициативе педагогов:
• информирование родителей о проблемах ребенка;
• оказание методической помощи в организации эффективного детско-родительского общения;
• психологическая поддержка родителей в случае серьезных проблем у ребенка, либо связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в семье.
- Реализация мини-проектов, совместных проектов с родителями.
2.Формирование детско-родительской группы «Ты да я, да мы с тобой» и организация её работы.
Формы работы:
- Совместные досуговые мероприятия, направленные на творческую семейную педагогику, традиций семейного воспитания и позитивного взаимоотношения с детьми в разных видах деятельности в интерактивных формах (творческие гостиные, тематические занятия, календарные праздники, семейные праздники, мастер – классы, открытые занятия ООД – совместная образовательная деятельность, игры).
- Проведение мероприятий, направленных на развитие способностей, склонностей, поддержки интересов (индивидуальные выставки, творческие коллективные и семейные выставки, участие в смотрах, конкурсах, соревнованиях и т.д ).
- Декламирование успехов (награждение, определение номинаций «Музыкальная семья», «Семья художников», «Спортивная семья», «Театральная семья» и т.д.).
3.Работа детско-родительских пар.
Формы работы:
Ведение занятий для снятия психологического напряжения и развитие эмоционально -чувственной сферы «Сыпучие картинки», «Сказкотерапия», «Светотерапия», «Игротерапия», «Театральная терапия» и т.д.
3. Обобщающий этап (сентябрь 2017)
Формы работы:
§сравнительная диагностика и обработка результатов (для сравнительной диагностики используются те же методики, которые применялись при первичной диагностике);
§анализ результатов реализации проекта;
§подведение итогов работы над проектом;
§определение перспектив;
§разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по работе с семьями, по проблеме исследования.
§распространение опыта реализации проекта
Эффективность проекта
В результате практического применения проекта были отмечены следующие положительные изменения:
Для родителей:
- возрастание мотивации к улучшению взаимоотношений со своим ребенком;
- повышение уровня психоло - педагогической культуры;
- овладение техникой «активного слушания» при общении родителя с ребенком;
- приобретение и использование родителями навыков конструктивного общения с ребенком.
Для детей:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников;
- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим;
- формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками;
- формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.
Для семьи:
- укрепление детско-родительских отношений в семье;
- появление детско-взрослой (семейной) развивающей и творческой общности;
- появление семейных ценностей и традиций как одной из возможностей членов семьи «быть вместе».
Список литературы и интернет - источников
- Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. М., 1988.
- Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. Родители и дети: взаимопонимание или отчуждение? М.,1996.
- Калейдоскоп семейного досуга. Составитель Л.С.Сальникова. М., 1988.
- Кривцова С.В., Патяева Е.Ю. Семья. Искусство общения с ребенком / Под ред. А.Г.Асмолова. – М.: УЧЕБНАЯ КНИГА БИС. 2008.
- Кряжева Н.Л.Мир детских эмоций. Ярославль, 2000.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2006.
- Общаться с ребенком. Как? / Гиппенрейтер Ю.Б. – М.: Астрель, 2007.
- Овчинникова И.Г. Родительское счастье. М., 1987.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и психологические игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей М. 2005г.
- Смолярчук И. В. Проблемы детства. Тамбов, 2004.
- Персональный сайт педагога-психолога Жарковой Оксаны Александровны https://zharkova-oksana.ru