Практикум волонтерской деятельности «Методика организации и проведения волонтерских акций»

Практикум волонтерской деятельности
«Методика организации и проведения волонтерских акций»
Цель: Освоение обучающимися практических умений и навыков при организации и проведении волонтерских акций.
Задачи:
1. Сформировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками;
2. Сформировать уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
3. Способствовать формированию нравственных чувств и нравственного поведения, ответственного отношения к своим поступкам.
Сценарный ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, и благодарю за то, что вы пришли на практикум. Сегодня мы с вами освоим на практике умения и навыки при организации и проведении волонтерских акций. Для начала давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Улыбнитесь. Спасибо!
Давайте порассуждаем, для чего люди занимаются добровольчеством? Для чего вы занимаетесь добровольчеством? Какую деятельность включает в себя добровольчество?
Рассуждение с детьми, подходим к помощи в организации и проведении мероприятий
Согласна, форм работы волонтеров очень много. Но сегодня нас интересует такая форма, как акция. Скажите, что такое акция?
Ответы детей
Акция – действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели.
Какие виды акции вы знаете?
Ответы детей
Правильно, они могут быть: социальные, благотворительные, информационные, патриотические, профилактические, трудовые и т.д.
Сейчас нам необходимо разделиться на команды. Для этого я попрошу всех встать.
Упражнение «Молекулы».
Представим себе, что все мы атомы. Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я скажу, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый.
Разделяемся на 4 группы.
Каждая группа – это команда волонтеров, волонтерский мини-отряд. Задача для каждой группы – придумать, подготовить и организовать социальную акцию на определенную тему.
Целью социальной акции, как мы знаем, является привлечение внимания общества к существующей социальной проблеме.
Группа 1 – Здоровый образ жизни
Группа 2 – Профилактика табакокурения
Группа 3 – Работа с детьми в ТЖС
Группа 4 – Работа с пожилыми людьми/ветеранами
Организация и проведение любых акций разделяется на этапы:
- Подготовительный
- Основной
- Аналитический
Что бы начать подготовку социальной акции, необходимо найти проблему, которую мы можем решить. В каждой группе на заданную тему необходимо найти проблему. Время на выполнение задания 3 минуты.
Узнаем, какую проблему выбрала команда
Отлично, проблемы найдены, осталось придумать, как их решить. И начинается первый этап – подготовительный.
Цель подготовительного этапа: организационная, информационная, методическая, психологическая и финансовая подготовка социальной акции.
- Организационная подготовка социальной акции: кто за что отвечает.
- Информационная подготовка: подготовка и рассылка статьи в социальных сетях, СМИ; подготовка, издание и тиражирование информационного продукта социальной акции: буклеты, календари, плакаты, транспаранты и т.п.
- Методическая подготовка обеспечивается определением целей и задач социальной акции, выбором формы ее проведения, разработкой сценария социальной акции, подготовкой необходимой атрибутики социальной акции (футболки, значки, кепки, флажки и т.п.).
- Психологическая подготовка обеспечивается проведением инструктажа для ведущих и команды исполнителей. Важно, чтобы члены команды знали общий сценарий проведения социальной акции, ответственных людей за каждый этап.
- Финансовая подготовка обеспечивается составлением сметы расходов социальной акции, утверждением и согласованием ее с организаторами, если это необходимо.
Первое, что необходимо сделать на этом этапе - сформулировать цель вашей акции. Для чего мы проводим социальную акцию? Время на задание – 2 минуты.
Узнаем, какую цель поставила команда
С помощью метода «мозговой штурм» каждый член команды предлагает способы решения вашей проблемы – форму проведения акции и содержание.
Важно придерживаться правил этого метода:
- Максимальное количество идей, без любых ограничений
- Принимаются даже фантастические, абсурдные и нестандартные идеи
- Идеи можно и нужно комбинировать и улучшать
- Не должно быть никакой критики или оценивания предлагаемых идей
Время на «мозговой штурм» – 6 минут.
Время подходит к концу, прошу закончить работу. Перед вами есть несколько идей, с помощью которых можно решить вашу проблему. Выберите, пожалуйста, самую интересную форму проведения вашей будущей акции.
Узнаем, какую форму проведения выбрала команда
Для эффективной работы команды, у каждого должна быть своя роль. Роли назначаются по необходимости, например, если нужен сценарий, то нужен человек, отвечающий за сценарий. Сейчас в команде обсудите и распределите роли – ответственных за какую-то работу людей. Распределение ролей проходит в два этапа: подготовка акции и ее проведение. На этапе подготовки важно четко распределить ответственность за каждый шаг: подготовка сценария, привлечение ресурсов, связь со СМИ, приобретение материалов и др. На этапе проведения акции роли распределяются в соответствии со сценарием. При распределении ролей, важно учесть принцип предпочтения и компетентности, поскольку далеко не всегда люди умеют хорошо делать то, что хотят.
В команде обязательно должен быть лидер-организатор. Остальные роли, какие вам понадобятся, придумайте сами. Время на задание – 3 минуты.
Узнаем, какие роли есть в команде
Подготовительный этап подошел к концу. У нас есть проблема, цель и форма проведения акции, которая поможет нам решить проблему, распределены роли в команде. Допустим, что у нас есть все необходимое для проведения акции – сценарии, атрибутика, уже написали пост-релиз акции в СМИ или социальные сети, назначена дата и время. И мы переходим к следующему этапу – основному.
Цель основного этапа: реализация социальной акции.
Давайте представим, что реализация вашей акции предполагает выступление на публике или общение с незнакомыми вам людьми. Но как нужно себя показать, чтобы установить хороший контакт с человеком? Мы это узнаем через одно из упражнений.
Упражнение «Коммуникатор».
Мне нужен доброволец.
Доброволец выходит из кабинета, а остальные участники остаются в своих командах и получают задание:
1.команда должна улыбаться, когда к ней обращаются и отвечать с улыбкой;
2.команда не должна улыбаться;
3.команда не должна смотреть в глаза добровольцу;
4.команда должна смотреть в глаза добровольцу.
Вернувшись, доброволец должен будет поздороваться с любым учеником. Произнести какое-то приветствие, чем-то поинтересоваться.
В завершении упражнения спрашиваем: с представителем какой команды он мог бы скорее вступить в контакт. Делаем вывод, что установить контакт помогает улыбка, взгляд, открытая поза.
Ребята, а только улыбка, взгляд и открытая поза поможет нам в коммуникации? Да, вы правы. А что еще нам поможет?
Ответы детей
Предлагаю вам следующее упражнение:
Упражнение «Войти в круг»
Мне нужны 2-3 добровольца. Остальные участники образуют плотный круг, берутся за руки, смотря друг на друга. Добровольцам необходимо поочередно пытаться войти в круг, используя разные стили поведения. При этом остальные участники могут впустить или не впустить их, основываясь на личных ощущениях.
Возможные вопросы для обсуждения:
Какое поведение было наиболее эффективным, в чем это проявилось?
Какое поведение располагает к дальнейшему взаимодействию?
Какое поведение обладает эффектом «бумеранга»?
Что нового вы открыли в себе и окружающих?
Какое поведение вам наиболее близко и может помочь в общении?
Как вы думаете, что можно понять исходя из этого упражнения?
Ответы детей.
Верно - относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Это, наверное, самое главное правило волонтера.
Спасибо, ребята. Займите свои места.
Представим, что мы провели свои социальные акции и переходим к заключительному этапу – аналитический.
Цель аналитического этапа – подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив.
На этом этапе мы отправляем пост-релиз акции в СМИ и социальные сети, готовим отчеты, если это необходимо, обсуждаем, что получилось, а что нет, что необходимо сделать в следующий раз, чтобы было лучше, делимся своими эмоциями, мыслями.
Анализ тоже можно проводить в разных формах. Это может быть и просто обсуждение в группе, а может быть творческая форма. Сейчас я проведу анализ нашего занятия, заодно покажу вам, как можно проанализировать проведенную акцию.
Анализ занятия (рефлексия).
Необходимо сесть в круг лицом друг к другу.
Ребята, мы сегодня хорошо поработали. Я надеюсь, что цель нашего практикума достигнута и в дальнейшей работе нашего волонтерского отряда мы все коллективно будем придумывать акции. Но все мы понимаем, что ничего идеального не может быть. Как и проведение занятия или акции. Всегда есть минусы и плюсы. Предлагаю вам немного помечтать и представить себя волшебником. Подумайте и ответьте на вопрос – Если бы я был волшебником, то в сегодняшнем занятии я бы…
исправил…
сделал…
добавил…
Кто хочет высказаться?
Слушаем желающих высказаться детей.
Спасибо за ваши ответы. На этом наше занятие подошло к концу. Всем спасибо за работу, увидимся на следующем собрании.