12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Белова Татьяна Александровна32
0

Правила выбора соединительной гласной в сложных словах

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «ИВАНОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

Московская ул., д.44, г. Иваново, 153000 т.8(4932) 30-32-25

ОГРН 1023700547419 ОКПО 02083763 ОКАТО24401370000 ИНН/КПП3702011633/370201001

Тема открытого урока:

«Правила выбора соединительной гласной в словах».

Урок подготовила и провела

учитель высшей категории

Белова Татьяна Александровна

Тема открытого урока:

«Правила выбора соединительной гласной в словах». (Слайд 1).

Цели:

  • создать условия для исследовательской деятельности;
  • научиться правильно писать сложные слова;
  • через составленный алгоритм учить правильно выбирать соединительную гласную при образовании сложных слов;

1) Знать: об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных о - е.

2) Уметь: верно выбирать соединительные гласные о - е в сложных словах.

3) Развивающая: развивать умение самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности учащихся через системно-деятельный подход.

4) Воспитательная: пробуждение познавательного интереса к урокам русского языка и окружающим явлениям. 

Оборудование: интерактивная доска, презентация ,магнитная доска, видеоурок, оценочные листы.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг.момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Сядьте прямо и красиво.

Я рада вас всех видеть.

Давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям и начнем работать .

Снимите индивидуальные аппараты, наденьте наушники.

( За экраном)

Игорь, как ты меня слышишь?

Ваня, как ты меня слышишь?

Оля, как ты меня слышишь?

Данила, какое сегодня число?

Саша, какой сегодня день недели?

Женя, какой сейчас урок?

Данила, назови дежурные звуки.

Ваня, что мы сейчас будем делать?


 


 


 


 


 

Данила, спроси у Вани, что мы сейчас будем делать?


 


 


 

2.Познакомимся с планом работы на уроке.

(План написан на магнитной доске).

Прочитайте первый пункт плана.

Саша, прочитай первый пункт плана.

Оля, прочитай второй пункт плана.

Женя, прочитай третий пункт плана.

Игорь, прочитай …..

Над какими дежурными звуками работаем?

Данила, над какими дежурными звуками мы работает?


 

На парте у вас лежат оценочные листы. В них вы будете отмечать этапы вашей работы на уроке – справился , не справился.

В верхнем правом углу поставьте предполагаемую оценку за урок.

В конце работы на уроке вы сравните свои результаты с той оценкой, которую себе поставили.


 


 

Что мы сейчас будем делать?

Кто из вас путешествовал?


 


Мы тоже сегодня отправляемся в путешествие по Океану сложных слов.

Перед путешествием немного разомнемся.

Я читаю словообразовательные термина. Вы их называете, говорите, какой в них дежурный звук.(Слайд №1)


 

Спасибо! Занесите результаты работы в оценочные листы.


 


 

Что теперь будем делать?

Мы приплываем на остров предков. Здесь мы вспомним изученное, проверим домашнее задание.

Что было задано на дом?


 


Ребята, прочитайте только простые слова.

Оля, прочитай только простые слова

Женя, прочитай только простые слова.

Игорь, прочитай только простые слова.

Почему они так называются?


 

Ваня, прочитай только сложные слова.

Данила, прочитай только сложные слова.

Почему они так называются.


Как они образуются?


 

С помощью каких гласных они соединяются?

Женя, прочитай простое предложение.

Оля, прочитай простое предложение.

Проверьте правильность выделения корней в сложных словах.

Осуществите взаимопроверку.

Ребята, давайте обобщим все сказанное.


 


 

Снимите наушники. Наденьте индивидуальные аппараты.

Игорь, как ты меня слышишь?

Данила, как ты меня слышишь?

Саша, как ты меня слышишь.


 

Какие слова вызвали трудности?


 


 

Что будем делать сейчас?

Женя, прочитай третий пункт плана.


4.Подводка к теме.

Ребята, можно ошибиться в выборе соединительной гласной в сложных словах?


 

Что нужно сделать, чтобы правильно писать соединительную гласную в сложных словах?


 

Значит, соединительная гласная – это орфограмма.


 

5.Ура, Новая Земля!

Чтобы получить новые знания, т.е. открывать новые земли, нам нужно сформулировать тему урока.

Исходя из темы урока сформулируйте цели урока.

Чему нам надо научиться и что нужно понять??

В путешествии мы немного устали – давайте сделаем остановку – глазную гимнастику!


6.Как будем решать поставленные цели?

Какими способами?


 

Я предлагаю воспользоваться помощью Интернета – посмотреть фрагмент видеоурока.


 


 

Что вы поняли? Что услышали?

Есть вопросы?

7.Корраловые рифы и подводные камни.

( Слайд№9).

Тогда я предлагаю вам еще один способ – самим добыть знания из нашего учебника.

Итак, наблюдаем над словами под второй стрелкой стр.119.


 


Выделите основы, подчеркните гласные.

 

Какие вы сможете увидеть закономерности написания соединительных гласных О и Е.

Молодцы!

Прошу занести результаты своей исследовательской деятельности в оценочные листы!

А теперь сравним свои выводы с орфограммой учебника!

Все читаем и запоминаем орфограмму № 30, стр.119.

Что мы не учли?

Молодец, Данила!


 

Что мы будем делать сейчас?


Что выделим сначала?

Что потом?

А затем?


 

Все верно. Ещё на слайд презентации (Слайд№10)

Хором прочитайте алгоритм работы над орфограммой.


 

Что теперь будем делать?

Ребята, выполняем упражнение № 215.

Работаем совместно.

2-3 слова на доске.

Составим 2-3 простых предложения.


 


 


 

Хорошо! Оцените свою работу в оценочных листах


 

8. Внимание! Срочное общение! На связи с нами – Иван Ильин.

Спасибо, Ваня (Слайд 11)


Итак, мы наблюдали, сравнивали, сделали выводы!

Еще раз повторим.


 

9. Игра «Пиратская бутылка». Работа в группах.

К нашему борту прибилась пиратская бутылка. В ней – письмо.

Чтобы прочитать его, нужно вставить соединительные гласный в сложные слова.

Сравните текст с моим образцом!

Оцените себя.

9. Работа на голое ухо.

Сняли индивидуальные аппараты.

Ребята, вот и закончилось наше путешествие по Океану сложных слов.

Какой была тема урока?

Какие были цели урока?

Достигли ли мы поставленных целей?

Что поняли?


 

Посмотрите свои оценочные листы.

Поставьте себе оценки.

Совпали ли они с теми, которые вы поставили вначале урока.

Откройте дневники. Поставьте оценки за урок и запишите домашнее задание.

Выучить орфограмму №30, стр. 119.

Выучить алгоритм работы над орфограммой.

Выполнить упражнение №215,

с. 119 (5 рядов слов) (Слайд №12).

10.Рефлексия.

Было интересно? Что именно понравилось?

Было трудно?

Что узнали нового?

Спасибо за работу!

Урок окончен.


 


 


 


 


 


 


 

Я слышу хорошо.

Я слышу хорошо.

Я слышу!


 

Дежурные звуки : с,з.

Мы будем слушать, говорить, читать, отвечать на вопросы.

Наблюдать , сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

А также четко, ясно, громко говорить, следить за звукопроизношением, своими контрольными и дежурными звуками.

Мы будем следить за контрольными и дежурными звуками. Отвечать на все вопросы полными предложениями.

Будем работать по плану.

1.Фонетическая разминка.

2.Проверяем домашнее задание.

3.Наблюдаем и сравниваем.

4.Формулируем тему и цели урока.

5.Составляем алгоритм(план) работы над орфограммой.

6.Закрепляем полученные знания.

7.Получаем домашнее задание


 


 

 

 

 

Мы работаем над дежурными звуками С, З.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы будем проводить фонетическую разминку.

Я путешествовал по Египту.

Я путешествовал по Черному морю.

Я отдыхал дома.


 

 

Слово, словообразование, способы словообразование, приставочный , суффиксальный, сложение основ, сложение слов, орфограмма, соединительная гласная, значение приставок.(Слайд № 1)

 

 

 

 

 

Мы будем проверять домашнее задание.

 

 

Подчеркнуть сложные слова, выделить корни, вставить соединительную гласную, подчеркнуть ее. Составить 2-3 простые предложения.

Слайд №4)

 

 

У них один корень.

 

 

 

 

 

У них два корня.

С помощью сложения основ.

Соединительная гласная.

 

 

 

 

 

 

 

Сложные слова состоят из двух корней, образовываются сложением основ с помощью соединительных гласных.(Слайд№5)

 

 

 

Я слышу хорошо!

 

Я слышу хорошо!

 

Игорь: мне трудны были слова – пылесос, старость.

Мы будем наблюдать и сравнивать.

Наверное! Можно.

Надо знать правило.

Да!

(Слайд№6)

 

 

(Учащиеся предлагают формулировки тем).

Правила выбора соединительной гласной в словах.(Слайд№8)

Нужно научиться правильно писать сложные слова.

Правильно выбирать соединительную гласную в сложных словах. (Слайд№8)

 

Да!

1-2 минуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы можем позвонить.

Можем спросить у гостей.

Можем посмотреть в Интернете.

Можем посмотреть в учебник.

Фрагмент видеоурока.

 

 

 

 

Да!

 

 

 

 

Верхолаз 

 верх, лазить.

Нефтепровод нефть, проводить.

Пешеход пеший, ходить

Учащиеся читают орфограмму в учебнике.

Иван Ильин

Я понял, что О после твердых согласных.

Е после мягких согласных.

 

 

 

 

Данила Салдаев. В учебнике написано, что соединительная гласная Е пишется и после мягких согласных, и после шипящих, и после Ц.-о

 

 

Будем составлять алгоритм работы над орфограммой.(Слайд№10).

Корни слов

Подчеркнем согласную перед соединительной гласной.

Вставим соединительную гласную в сложное слово.

 

 

 

 

 

Да, будем закреплять изучаемый материал.

Образец. Запись на доске - вода, падать , водопад.

Я увидел водопад.

Лесоруб шел по лесу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласные ж, ш и ц были в древнерусском языке мягкими.
Они стали твердыми только в XV-XVI в.в. (Слайд№11).

 

 

Соединительная гласная Е пишется и после мягких согласных, и после шипящих, и после Ц.-о

 

 

К нам приплыл странный корабль. На нём люди. Они кругл..лицы, светл..кожи и светл..волосы. Все время говорят о каких то сложных словах.

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

Поняли, что соединительная гласная пишется после твёрдых согласных.

Е – после мягких согласных, шипящих и ц.

Высказывания учащихся.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.