Сценарий проведения урока русского языка в 3 классе «Правописание слов с удвоенными согласными»

1
0
Материал опубликован 21 November 2015

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ Слов с удвоенными согласными

Цель: Упражнять в написании слов с удвоенными согласными, исследуя причины удвоения.

Задачи:

- учить находить и отмечать в слове удвоенные согласные ;

- развивать умения разбирать слова по составу ;

- развивать фонематический слух.

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

упражнять в написании слов с удвоенными согласными,

разбирать слова по составу

Р: умение понимать и принимать учебную задачу в течение урока, решать ее под руководством учителя;

контролировать процесс и результаты своей деятельности;

П: делать выводы по наблюдениям;

К: участвовать в совместной деятельности (в парах и группах), осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе, к учителю и ученикам класса

Оборудование: учебник, листы самооценки, задания для работы в группах, в парах, мультимедийная презентация, картинка с изображением корзины, схемы частей слова.


 

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вызов. Мотивация познавательной деятельности.

- Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть очередные маленькие тайны русского языка.

– Вспомним правила посадки при письме. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Минутки чистописания.

- Что записано на доске?

пп рр нн сс бб лл гг мм

- Какое задание вы можете предложить?

- Запишите красиво, обращая внимание на соединения.

- Обведите самую правильно написанную букву.

- Как записаны эти буквы?

- Сформулируйте тему урока.

Заполнение таблицы ЗХУ

- Что вы уже знаете по этой теме?

- Оцените свои знания с помощью шкалы:

знаете и умеете писать – верхний уровень,

сомневаетесь - средний уровень,

не помните ничего, но хотите научиться – низкий уровень.

- Что хотели бы узнать? Подсказкой будут «тонкие» вопросы.

- А третий столбик заполним в конце урока, поможет нам в этом КОРЗИНА МЫСЛЕЙ, в которую мы будем складывать наши выводы

Записывают в тетрадь:

18 декабря.

Классная работа.

Анализируют, делают выводы.

- Буквы согласных звуков

- Разделить на группы

- На звонкие и глухие, парные и непарные

- Парами.

Правописание слов с удвоенными согласными.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Долгий звук

Иностр.слова

Перенос С-С

Почему?

Где?

 


Самооценка  

 

Актуализация необходимых знаний

ТЕСТ

- Я вам буду читать начало фразы, а вы выбираете верное окончание фразы и записываете букву, которая стоит рядом. (презентация)

- Если вы правильно отвечали, у вас должно получиться слово. Назовите его.

- Что вы посоветуете ребятам, которые допустили ошибки? ( повторить знания о частях слова)

- Как называют человека, который играет в хоккей? Запишите это слово через черточку.

- Выделите корень.

- В какой части слова находится удвоенный согласный?

- Предположите, в какой части слова еще может находиться эта орфограмма?

Записывают буквы в тетрадь.

ХОККЕЙ

Записывают слово:

Хоккеист - 1 уч-к у доски

- В корне.

Высказывают предположения.

Осмысление. Организация познавательной деятельности.

- Что такое хоккей?

- Где можно найти лексическое значение этого слова?

- А написание слова, в каком словаре посмотрим?

- Это слово имеет отношение к Олимпийским играм?

- Какие еще виды спорта входят в программу зимних Олимпийских игр?

- Сегодня мы тоже проведем Олимпийские игры, но не спортивные, а грамматические. Свои результаты фиксируем в Оценочных листах.

Вид работы

Оценка

Разминка. Игра «Обгонялки»

 

Работа в паре. «Конструктор»

 

Работа в группе. «Карусель»

 

Работа по учебнику.

 

Самостоятельная работа.

 

Разминка. Игра «Обгонялки»

- Я задумала слово, приготовила подсказки, кто первый отгадает, тот запишет его на доске. Некоторые слова для вас новые, поэтому сначала подумайте, а если не знаете – делайте «окошки». Какая орфограмма точно будет во всех этих словах?

 

1. В какой стране пройдут Олимпийские игры 2014 года?

2. Большая емкость для плавания.

3. Спортивная игра с малым мячом, который перебрасывают через сетку.

4. Место, где продают билеты.

5. Человек, который совершает поездку на самолете, поезде или теплоходе.

Задания для индивидуальной работы.

Восстановить слова

СММ ГРПП

СФФКС ГРММ

СББТ ВНН

Разделить для переноса

Миллион

Кроссворд

Группа

Класс

Составить кластер

Орфограммы

Проверяемые

Непроверяемые

б\гл п\согл. н\согл удв/с

гласный под ударением

после согл. глас.

Слышим четко

Однокор.слова

- Проверка. Самооценка работы, оценка работы у доски.

- Какое место в кластере займет УДВ./СОГЛ.?

- Как же мы узнаем, что в слове надо писать удвоен. согласный?

- Откуда пришли в наш русский язык эти слова?

- В каком еще словаре мы можем найти написание таких слов?

- Какой вывод положим в КОРЗИНУ МЫСЛЕЙ?

- Чтобы выяснить, в какой части слова находится удвоенный согласный, что нужно знать?

Работа в паре. «Конструктор»

Дф работа

Карточка (для 1 ряда - сильные )

____

 

 

слово

расклевал

солить

игра

сон

рассол

подбежал

держи

шубка

парта

поддержка

дождь

длина

летний

тёплый

длинный

2 ряд работают с учителем – соберите схему слова

(слова записаны на карточках : ОСЕННИЙ, РАССВЕТ, Кирилл, ПЛЕННИК)

Вспомните алгоритм разбора слова по составу

Работа в паре. - Посмотрите на слово и составьте схему.

Проверка.

Оценка.

- Проверяем работу 1 ряда. Какие слова получились?

- Оцените свою работу .

- Какая орфограмма в этих словах?

- Это слова иностранного происхождения или это русские слова, которые вы постоянно слышите в нашей речи?

- Почему же пишутся удвоенные согласные?

- Давайте проведем исследование и выясним, в какой части слова находятся эти удвоенные согласные.

Работа в группе. Прием «Карусели»

Консультанты выходят к доске и получают задания.

1 – 2 группа- решить грамматические примеры.

Рас + сад + а = 

Без + забота+ н + ый =

туман + н + ый =

длина + н + ый =

 3 группа - Записать под диктовку,

  выделить корень.

 группа

 аккуратный

 трасса

кросс

Учащиеся , проговаривая слова , подходят к своим консультантам.

Ели-ели, ели-ели,

Закружились карусели.

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

- Составим план работы.

1. Прочитать задание.

2. Выполнить задание.

3. Сделайте вывод, выбрав нужный.

Выводы:

Удвоенные согласные пишем на стыке приставки и корня.

Удвоенные согласные пишем в корне слов иностранного происхождения.

 

 

Удвоенные согласные пишем на стыке корня и суффикса.

 

 

- Поместим эти выводы в КОРЗИНУ МЫСЛЕЙ.

- Откройте учебник на с.123 вверху прочитаем, правильно ли мы сделали выводы

- Упр. № 236

- Прочитайте слова.

- Какое задание можно выполнить?

- Запишите слова в 3 столбика (1 ряд - по 2 слова в каждый столбик, 2 ряд – по 1 слову)

Дают лексическое значение слова.

- В толковом словаре.

- В орфографическом словаре.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

Знакомятся с планом урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают слова на доске и в тетради.

- Удвоенная согласная.

 

 

РОССИЯ

БАССЕЙН

ТЕННИС

КАССА

ПАССАЖИР

 

 

3 уч-ка работают индивидуально

 у доски

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка в «Оценочных листах»

- Непровер.орфограммы

- Слышим долгий звук.

- Из других языков.

- В словаре иностранных слов

 

 

 

Удвоенные согласные пишем там, где слышим долгий звук

- Состав слова.

 

 

 

 

1 ряд – работают в паре, составляют слова, записывают в тетрадь., разбирают по составу

 

 

 

 

 

 

Учитель показывает слова, ученики собирают схему слова.

Повторяют алгоритм разбора по составу.

Составляют схемы слов, работая в паре.

 

 

Самооценка в «Оценочных листах»

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Работают в группах:

1, 2 группы – составляют слова, решая грамматические примеры

3 группа – пишут слова под диктовку консультанта, выделяют корень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Находят на доске карточку с выводом.

Делают вывод.

 

 

Самооценка в «Оценочных листах»

 

Читают вывод в учебнике

Выполняют упражнение

Рефлексия. Подведение итогов урока

Заполняем третий столбик таблицы ЗХУ, читаем выводы

Закончите фразу:

             вспомнил

я           узнал

             научился

 

 

Диагностика достижения планируемых результатов

Работа по уровням (задания на карточках разного цвета: красный- низкий, желтый – средний, зеленый - высокий)

(красная карточка )Вставьте пропущенные буквы.

Спортивная семья

Мы любим спорт. Папа любит хо___ей, мама играет в те___ис. В су___оту мы вместе идем в ба___ейн. Поэтому мы не болеем гри___ом.

(желтая карточка )

т или тт? О..трубил сухую ветку дерева.

с или сс? Ра..смешил публику.

д или дд? По..держал друга в беде.

с или сс? Ра..судить спор.

т или тт? О..тереть краску.

(зеленая карточка)

Ответьте словом с двойной согласной.

Популярная игра на льду. _________________

Что за комната такая: очень светлая, большая,

Парты ровными рядами, а за партами мы сами?_____________

Место, где продают билеты?______________

День недели._____________

Так зовут мальчика в нашем классе._______________

Самопроверка по доске, оценка – шкала, итоги – оценочный лист.

Домашнее задания

С.122 № 235, ТПО 1ряд-с.65, 2 ряд – с.65 № 162

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации