12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Железнякова Ольга Александровна55
Россия, Тверская обл., п. Селижарово

МОУ СОШ № 1 п. Селижарово Тверской области

 

 

 

 

 

 

 

 

Название работы: разработка урока русского языка

Тема: «Правило написания разделительного ь в словах».

Класс: 2 класс

Возраст: 8-9 лет

 

 

 

Железнякова Ольга Александровна

учитель начальных классов высшей категории

п. Селижарово Тверской области

 

Технологическая карта изучения темы

Тема

Правило написания разделительного ь в словах.

Цели

 

Образовательная: учить распознавать орфограммы на изученные правила.

- Личностная: учить детей самооценке

-Регулятивные УУД: определять и формулировать цель и задачи урока; планировать свою работу в соответствии с поставленными задачами;

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других;

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные: Дети будут учиться распознавать изученные орфограммы; развивать фонематический слух.

Личностные: Дети будут продолжать учиться проводить самооценку своих знаний.

Метапредметные: дети будут учиться определять и формулировать цель урока; оценивать правильность выполнения действия планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и будут учиться видеть свои ошибки; высказывать свои предположения (Регулятивные УУД).

Будут учиться высказывать свои мысли, слушать и понимать других; работать в паре и группе. (Коммуникативные УУД).

Будут учиться ориентироваться в своей системе знаний: добывать новые знания. (Познавательные УУД).

Основное понятие

Разделительный мягкий знак.

Межпредметные связи

Русский язык, литература, окружающий мир, математика

Ресурсы:

 

- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык. Учебник для 2-го класса. Часть 2;

- карточки со словами; - маршрутные листы

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах

Тип урока

Открытие нового знания

Оборудование

учебник, меловая и интерактивная доска, карточки/data/files/w1604955438.docx (карточки к уроку), /data/files/g1604955480.doc (маршрутный лист), /data/files/h1604955530.docx (текст загадок для кроссворда), /data/files/r1604955560.docx (физминутка), /data/files/q1604955623.ppt (презентация к уроку «Правило написания разделительного ь").

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение стихотворения учителем. (Слайд №2)

Вспоминаем нормы социальной жизни. (Слайд №3)

Включение в работу:

Ребята, вы знаете, что 2019 год – это год театра. Мы с вами к театру имеем опосредованное отношение, но, я хочу открыть вам секрет. Урок – это тоже небольшой спектакль. Режиссёром этого спектакля являюсь я, а вы все сегодня будете актёрами. И зрители у нас сегодня тоже есть – это наши гости. Мы хотим с ребятами, чтобы наш спектакль-урок вам, дорогие зрители, понравился. И прошу детей, чтобы они не были массовкой, а попробовали сыграть одну из главных ролей. А какая у вас дети роль на уроке?

Да, ученик – это главная роль на уроке.

-А ещё сегодня мы с вами попробуем себя в качестве исследователей в изучении новой темы. Сегодня день эрудитов, и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас смог себя проявить на сегодняшнем уроке, как человек эрудированный и интеллектуальный. Кто такой эрудит? А в какой области нам сегодня понадобится ваша эрудиция?

(Слайд № 4, 5)

Перед вами маршрутные листы. Свою работу вы сами будете оценивать в них.

 

Проверим, какие вы эрудиты в области русского языка.

(Слайд № 6) Игра «Знаете ли вы?».

Мы с вами попадаем в царство орфографии, и встретят нас с вами известные вам герои. Послушайте песенку. (Слайд 7, 8)

Что же ждёт на уроке?

- Помогите мне закончить строчки стихотворения и тогда узнаете, что ждёт нас сегодня на уроке. (Слайд № 9)

Покажите своё настроение в начале урока. (Слайд № 10)

 

Подготовка к работе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль учеников

Статья из энциклопедии.

Эрудит, -а, м. (книж.).

Человек, обладающий большой эрудицией. Эрудиция – учёность, начитанность, познания в какой-н. области науки.

В области русского языка.

Дети рассматривают маршрутные листы.

Оценка своих знаний в маршрутном листе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети помогают найти рифмы в стихотворениях.

Ученики выбирают нужный смайлик, характеризующий их настроение.

2. Актуализация знаний

1) Словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) Чистописание

 

 

 

Наши гости предлагают вам работу.

А для этого нужно открыть тетради и приготовиться выполнить все их задания. Объяснение написания слов: слонёнок, удав, попугай, обезьяна.

Знакомство с новым словарным словом.

(Слайд № 11, 12)

Знакомство с новым словарным словом обезьяна. Выяснение лексического значения слова.

(Слайд № 13, 14)

 

 

 

На доске записи с буквосочетаниями. (Слайд 15)

Мы напишем ь нежно, капелькой, вот так: ь ь ь

нь, нья, бь, бьи, вь, вьи, мь, мья

Пропишите их в тетради. Следите за посадкой, за высотой

и наклоном букв!

Что общего есть в этих сочетаниях? (Слайд 15)

У нас сегодня на сцене буква ь. (Слайд 16)

(Слайд 17) Приём «Корзина идей».

Чтобы совершить открытие нового, необходимо вспомнить то, что мы уже знаем.

- Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая?

- Вот как сказал про мягкий знак писатель Л.Измайлов:

(Слайд 18, 19) Приём «Знаю, не знаю»

Понаблюдайте за ними. Какую роль выполняет мягкий знак в буквосочетаниях нь, вь, мь, бь ?

Какую роль выполняет мягкий знак в буквосочетаниях нья, вьи, мья, бьи ?(Проблемный вопрос)

Дети открывают тетради, записывают: 5 февраля.

Классная работа.

Приготовленные ученики читают строки стихотворения о правильной посадке при письме.

Работа в маршрутных листах. Объяснение написания слов: слонёнок, удав, попугай, обезьяна.

Знакомство с новым словарным словом. Оценка своих знаний.

Учащиеся прописывают сочетания букв. Оценка чистописания.

 

 

 

 

Везде есть ь.

 

Дети вспоминают всё, что знают о букве – ь.

Ответы учащихся

Ещё раз повторяют всё, что знают о ь и на доску вывешиваются карточки для наглядности.

Читает стихотворение учащийся.

 

Оценка своих знаний о букве ь.

Ответы учащихся.

Дети отвечают на вопрос, выдвигая свои версии.

3. Постановка учебной задачи. Этап выявления места и причины затруднения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка домашнего задания: (слайд 20)

- Прочитайте слова, найдите одинаковый звук в каждом столбике:

Йод ёлка поёт

Лайка ели поезд

Зайка яма пояс

Мой юла вьют

Какой одинаковый звук вы услышали?

Какими буквами на письме обозначен этот звук? (слайд 21)

- А знаете ли вы ребята, что по научному, звук [й'] называют ЙОТ, а гласные для его обозначения йотированными. Назовите йотированные гласные (е, ё, ю, я)

- Найдите в третьем столбике лишнее слово (слайд 21)

- Почему оно лишнее?

- А если убрать Ь, какое слово получится?

- Какова же роль ь в этом слове? (слайд 22)

 

У вас есть карточка со словами: В. ЮГА, ЗАМЕТА. ЕТ, ДРУЗ. Я, ДУМА. ЮТ. (слайд 23)

Вам нужно выяснить, в каких словах нужно вставить ь?

 

Дети проверяют домашнее задание.

 

 

 

 

(Звук [й']).

В первом столбике звук[й'] на письме обозначен буквой й,

Во втором столбике - буквами е, ё, ю, я в начале слова,

В третьем столбике буквами е, ё, ю, я после гласной.

-Вьют.

- Буква Ю стоит не после буквы гласного звука, а после Ь.

-вют

Разделяет согласную и гласную букву.

4.Формулирование темы, цели и задач урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформулируйте тему урока. Поставьте цель и сформулируйте задачи нашего урока.

(слайд 24, 25)

 

 

 

 

 

 

Работа по учебнику: упр. 51. (слайд 26)

 

Чем различаются выделенные слова?

Формулирование темы урока

- Тема сегодняшнего урока – это выяснение новой функции Ь

Разделительный ь.

Узнать, где пишется разделительный ь?

Уметь на слух определять место разделительного ь в словах.

Писать слова с разделительным ь.

 

Лексическим значением и написанием.

5. Построение проекта выхода из затруднения

1) Звуко-буквенный анализ слова

 

 

 

 

 

2) Наблюдение о месте написания разделительного Ь.

Выполнение работы по карточкам. (работа в паре)

Карточка №1(слайд 27)

семья [с'эм'а]

Коля [с'эм'й'а]

семя [Кол'а]

колья [кол'й'а]

– Какие условия для написания разделительного ь мы открыли?

 

 

Карточка 2. Реши кроссворд, отгадывая загадки.

(слайд 28, 29)

 

 

 

 

 

Наличие звука [й'] после согласного и положение между буквами согласных и гласных е, ё, ю, я, и.

(Оценивание задания по карточке в маршрутном листе)

Дети разгадывают кроссворд. Оценивают свою работу.

 

3) Физкультминутка

Физкультминутка (слайд 31, 32)

Дети выполняют движения .

6. Этап реализации построенного проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Любые открытия должны подтверждаться практикой. Поэтому приступаем к практической части нашего исследования.

Вернёмся к нашей карточке. В каких словах вы вставите разделительный ь? Почему?

У вас есть карточка со словами: В. ЮГА, ЗАМЕТА. ЕТ, ДРУЗ. Я, ДУМА. ЮТ. (слайд 33)

Написание алгоритма правильного написания разделительного ь в словах (слайд 34)

 

 

 

Дети объясняют, почему в словах вьюга и друзья нужно поставить разделительный ь.

Делают вывод.

Дописывают алгоритм.

 

Оценивают себя в маршрутном листе.

7. Первичное закрепление и включение новой темы в творческое задание.

Работа по учебнику – упр. 53. (слайд 35)

 

Найди пару – подобрать антонимы к словам. (слайд 36)

 

Работа по алгоритму.

 

Проверить по эталону на доске.

 

 

8.Этап включения в систему знаний и повторения.

1.Сингапур. (слайд 37)

- А теперь проверим, можем ли мы с вами, как ученые-исследователи, услышать в словах разделительный Ь.

Если я говорю слово с разделительным Ь – вы встаете, если с Ь-показателем мягкости согласного – садитесь на место.

Деревья, пальто, ружьё, метель, зверь, зверьё, букварь, Дарья, пальма, друзья, осень, варенье, печенье, снегирь.

- Замечательные ученые!

Структура Сингапура…

 

/Учащиеся встают, если слышат в слове разделительный Ь, и садятся на стул, если Ь-показатель мягкости согласного звука. /

 

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(дифференцированная работа)

 

1 группа: Запишите выделенные слова, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.

2 группа: Выписать предложения, где есть слова с разделительным мягким знаком.

3 группа: Списать текст и выполнить все задания.

(слайды 38-42)

Дети выбирают задания по своим силам и выполняют задания.

Затем сверяют с эталоном на доске и оценивают свою самостоятельную работу.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

1. Работа с пословицей

- Ребята, посмотрите на экран.

- Соберите пословицу из слов. Что получилось?

Без, учен…я, умен…я, нет.

- Что обозначает Ь в этих словах?(Слайд №43)

- Проверьте написанное у себя в тетради.

- Возьмите эту пословицу, как девиз, на все последующие открытия.

2. Тест. (слайды 44,45)

3. Итог урока (слайд 47)

- Напомните тему урока. - Какую цель ставили?

- Какое новое правило сформулировали?

- По какому алгоритму будете действовать?

- В нашем театре буква мягкий знак вышла на поклон. Я и вас поздравляю. Поаплодируйте друг другу.

- Кто хотел бы похвалить себя за работу на уроке, поднимите руку. А теперь поаплодируйте себе.

- Кто хотел бы похвалить своего одноклассника и за что?

4. Оценивание работы.

Покажи своё настроение в конце урока.

- Урок окончен. Все - молодцы!

 

 

Учащиеся работают с деформированным предложением, отвечают на вопросы.

Записывают пословицу.

 

 

Выполнение теста, проверка, оценивание работы.

 

Ответы на вопросы. Проверка знаний.

 

 

 

Свободные высказывания детей.

 

 

 

При помощи смайликов дети оценивают своё настроение.

 

 

Список используемых ресурсов:

 

https://videouroki.net/razrabotki/tekhnologicheska... 

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%... 

https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-izuche...

https://znanio.ru/media/tehnologicheskaya_karta_ur...

http://chto-takoe-lyubov.net/stixi-pro-bukvu-myagkij-znak/

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazy... 

http://uchutrudu.ru/tipyi-i-vidyi-urokov-po-fgos/ 

https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/urok-r... 

https://tehurok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-o... 

https://www.youtube.com/watch?v=uxJ95GcCjW0

https://infourok.ru/prezentaciya-slovarnie-slova-2049918.html

картинки героев из мультика 38 попугаев - Яндекс. Картинки.

http://images0.hiboox.com/images/2008/ajsxhckg.gifhttps://saamo.com.ru/posadka-pri-pisme-kartinka.html

Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28 е изд., перераб. — М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012. — 1376 с

9

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 10.11.20 в 21:49 0Ответить Пожаловаться
Было бы хорошо увидеть презентацию...Тем более, что 47 слайдов!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.