Урок русского языка «Правило написания разделительного ь в словах»
МОУ СОШ № 1 п. Селижарово Тверской области
Название работы: разработка урока русского языка
Тема: «Правило написания разделительного ь в словах».
Класс: 2 класс
Возраст: 8-9 лет
Железнякова Ольга Александровна
учитель начальных классов высшей категории
п. Селижарово Тверской области
Технологическая карта изучения темы
Тема |
Правило написания разделительного ь в словах. |
Цели
|
Образовательная: учить распознавать орфограммы на изученные правила. - Личностная: учить детей самооценке -Регулятивные УУД: определять и формулировать цель и задачи урока; планировать свою работу в соответствии с поставленными задачами; - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке. |
Планируемый результат |
Предметные: Дети будут учиться распознавать изученные орфограммы; развивать фонематический слух. Личностные: Дети будут продолжать учиться проводить самооценку своих знаний. Метапредметные: дети будут учиться определять и формулировать цель урока; оценивать правильность выполнения действия планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и будут учиться видеть свои ошибки; высказывать свои предположения (Регулятивные УУД). Будут учиться высказывать свои мысли, слушать и понимать других; работать в паре и группе. (Коммуникативные УУД). Будут учиться ориентироваться в своей системе знаний: добывать новые знания. (Познавательные УУД). |
Основное понятие |
Разделительный мягкий знак. |
Межпредметные связи |
Русский язык, литература, окружающий мир, математика |
Ресурсы:
|
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык. Учебник для 2-го класса. Часть 2; - карточки со словами; - маршрутные листы |
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах |
Тип урока |
Открытие нового знания |
Оборудование |
учебник, меловая и интерактивная доска, карточки/data/files/w1604955438.docx (карточки к уроку), /data/files/g1604955480.doc (маршрутный лист), /data/files/h1604955530.docx (текст загадок для кроссворда), /data/files/r1604955560.docx (физминутка), /data/files/q1604955623.ppt (презентация к уроку «Правило написания разделительного ь"). |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент
|
Чтение стихотворения учителем. (Слайд №2) Вспоминаем нормы социальной жизни. (Слайд №3) Включение в работу: Ребята, вы знаете, что 2019 год – это год театра. Мы с вами к театру имеем опосредованное отношение, но, я хочу открыть вам секрет. Урок – это тоже небольшой спектакль. Режиссёром этого спектакля являюсь я, а вы все сегодня будете актёрами. И зрители у нас сегодня тоже есть – это наши гости. Мы хотим с ребятами, чтобы наш спектакль-урок вам, дорогие зрители, понравился. И прошу детей, чтобы они не были массовкой, а попробовали сыграть одну из главных ролей. А какая у вас дети роль на уроке? Да, ученик – это главная роль на уроке. -А ещё сегодня мы с вами попробуем себя в качестве исследователей в изучении новой темы. Сегодня день эрудитов, и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас смог себя проявить на сегодняшнем уроке, как человек эрудированный и интеллектуальный. Кто такой эрудит? А в какой области нам сегодня понадобится ваша эрудиция? (Слайд № 4, 5) Перед вами маршрутные листы. Свою работу вы сами будете оценивать в них.
Проверим, какие вы эрудиты в области русского языка. (Слайд № 6) Игра «Знаете ли вы?». Мы с вами попадаем в царство орфографии, и встретят нас с вами известные вам герои. Послушайте песенку. (Слайд 7, 8) Что же ждёт на уроке? - Помогите мне закончить строчки стихотворения и тогда узнаете, что ждёт нас сегодня на уроке. (Слайд № 9) Покажите своё настроение в начале урока. (Слайд № 10)
|
Подготовка к работе
Роль учеников Статья из энциклопедии. Эрудит, -а, м. (книж.). Человек, обладающий большой эрудицией. Эрудиция – учёность, начитанность, познания в какой-н. области науки. В области русского языка. Дети рассматривают маршрутные листы. Оценка своих знаний в маршрутном листе.
Дети помогают найти рифмы в стихотворениях. Ученики выбирают нужный смайлик, характеризующий их настроение. |
2. Актуализация знаний 1) Словарная работа
2) Чистописание
|
Наши гости предлагают вам работу. А для этого нужно открыть тетради и приготовиться выполнить все их задания. Объяснение написания слов: слонёнок, удав, попугай, обезьяна. Знакомство с новым словарным словом. (Слайд № 11, 12) Знакомство с новым словарным словом обезьяна. Выяснение лексического значения слова. (Слайд № 13, 14)
На доске записи с буквосочетаниями. (Слайд 15) Мы напишем ь нежно, капелькой, вот так: ь ь ь нь, нья, бь, бьи, вь, вьи, мь, мья Пропишите их в тетради. Следите за посадкой, за высотой и наклоном букв! Что общего есть в этих сочетаниях? (Слайд 15) У нас сегодня на сцене буква ь. (Слайд 16) (Слайд 17) Приём «Корзина идей». Чтобы совершить открытие нового, необходимо вспомнить то, что мы уже знаем. - Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая? - Вот как сказал про мягкий знак писатель Л.Измайлов: (Слайд 18, 19) Приём «Знаю, не знаю» Понаблюдайте за ними. Какую роль выполняет мягкий знак в буквосочетаниях нь, вь, мь, бь ? Какую роль выполняет мягкий знак в буквосочетаниях нья, вьи, мья, бьи ?(Проблемный вопрос) |
Дети открывают тетради, записывают: 5 февраля. Классная работа. Приготовленные ученики читают строки стихотворения о правильной посадке при письме. Работа в маршрутных листах. Объяснение написания слов: слонёнок, удав, попугай, обезьяна. Знакомство с новым словарным словом. Оценка своих знаний. Учащиеся прописывают сочетания букв. Оценка чистописания.
Везде есть ь.
Дети вспоминают всё, что знают о букве – ь. Ответы учащихся Ещё раз повторяют всё, что знают о ь и на доску вывешиваются карточки для наглядности. Читает стихотворение учащийся.
Оценка своих знаний о букве ь. Ответы учащихся. Дети отвечают на вопрос, выдвигая свои версии. |
3. Постановка учебной задачи. Этап выявления места и причины затруднения
|
Проверка домашнего задания: (слайд 20) - Прочитайте слова, найдите одинаковый звук в каждом столбике: Йод ёлка поёт Лайка ели поезд Зайка яма пояс Мой юла вьют Какой одинаковый звук вы услышали? Какими буквами на письме обозначен этот звук? (слайд 21) - А знаете ли вы ребята, что по научному, звук [й'] называют ЙОТ, а гласные для его обозначения йотированными. Назовите йотированные гласные (е, ё, ю, я) - Найдите в третьем столбике лишнее слово (слайд 21) - Почему оно лишнее? - А если убрать Ь, какое слово получится? - Какова же роль ь в этом слове? (слайд 22)
У вас есть карточка со словами: В. ЮГА, ЗАМЕТА. ЕТ, ДРУЗ. Я, ДУМА. ЮТ. (слайд 23) Вам нужно выяснить, в каких словах нужно вставить ь? |
Дети проверяют домашнее задание.
(Звук [й']). В первом столбике звук[й'] на письме обозначен буквой й, Во втором столбике - буквами е, ё, ю, я в начале слова, В третьем столбике буквами е, ё, ю, я после гласной. -Вьют. - Буква Ю стоит не после буквы гласного звука, а после Ь. -вют Разделяет согласную и гласную букву. |
4.Формулирование темы, цели и задач урока.
|
Сформулируйте тему урока. Поставьте цель и сформулируйте задачи нашего урока. (слайд 24, 25)
Работа по учебнику: упр. 51. (слайд 26)
Чем различаются выделенные слова? |
Формулирование темы урока - Тема сегодняшнего урока – это выяснение новой функции Ь Разделительный ь. Узнать, где пишется разделительный ь? Уметь на слух определять место разделительного ь в словах. Писать слова с разделительным ь.
Лексическим значением и написанием. |
5. Построение проекта выхода из затруднения 1) Звуко-буквенный анализ слова
2) Наблюдение о месте написания разделительного Ь. |
Выполнение работы по карточкам. (работа в паре) Карточка №1(слайд 27) семья [с'эм'а] Коля [с'эм'й'а] семя [Кол'а] колья [кол'й'а] – Какие условия для написания разделительного ь мы открыли?
Карточка 2. Реши кроссворд, отгадывая загадки. (слайд 28, 29)
|
Наличие звука [й'] после согласного и положение между буквами согласных и гласных е, ё, ю, я, и. (Оценивание задания по карточке в маршрутном листе) Дети разгадывают кроссворд. Оценивают свою работу.
|
3) Физкультминутка |
Физкультминутка (слайд 31, 32) |
Дети выполняют движения . |
6. Этап реализации построенного проекта.
|
- Любые открытия должны подтверждаться практикой. Поэтому приступаем к практической части нашего исследования. Вернёмся к нашей карточке. В каких словах вы вставите разделительный ь? Почему? У вас есть карточка со словами: В. ЮГА, ЗАМЕТА. ЕТ, ДРУЗ. Я, ДУМА. ЮТ. (слайд 33) Написание алгоритма правильного написания разделительного ь в словах (слайд 34)
|
Дети объясняют, почему в словах вьюга и друзья нужно поставить разделительный ь. Делают вывод. Дописывают алгоритм.
Оценивают себя в маршрутном листе. |
7. Первичное закрепление и включение новой темы в творческое задание. |
Работа по учебнику – упр. 53. (слайд 35)
Найди пару – подобрать антонимы к словам. (слайд 36)
|
Работа по алгоритму.
Проверить по эталону на доске.
|
8.Этап включения в систему знаний и повторения. |
1.Сингапур. (слайд 37) - А теперь проверим, можем ли мы с вами, как ученые-исследователи, услышать в словах разделительный Ь. Если я говорю слово с разделительным Ь – вы встаете, если с Ь-показателем мягкости согласного – садитесь на место. Деревья, пальто, ружьё, метель, зверь, зверьё, букварь, Дарья, пальма, друзья, осень, варенье, печенье, снегирь. - Замечательные ученые! |
Структура Сингапура…
/Учащиеся встают, если слышат в слове разделительный Ь, и садятся на стул, если Ь-показатель мягкости согласного звука. /
|
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (дифференцированная работа)
|
1 группа: Запишите выделенные слова, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком. 2 группа: Выписать предложения, где есть слова с разделительным мягким знаком. 3 группа: Списать текст и выполнить все задания. (слайды 38-42) |
Дети выбирают задания по своим силам и выполняют задания. Затем сверяют с эталоном на доске и оценивают свою самостоятельную работу. |
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
1. Работа с пословицей - Ребята, посмотрите на экран. - Соберите пословицу из слов. Что получилось? Без, учен…я, умен…я, нет. - Что обозначает Ь в этих словах?(Слайд №43) - Проверьте написанное у себя в тетради. - Возьмите эту пословицу, как девиз, на все последующие открытия. 2. Тест. (слайды 44,45) 3. Итог урока (слайд 47) - Напомните тему урока. - Какую цель ставили? - Какое новое правило сформулировали? - По какому алгоритму будете действовать? - В нашем театре буква мягкий знак вышла на поклон. Я и вас поздравляю. Поаплодируйте друг другу. - Кто хотел бы похвалить себя за работу на уроке, поднимите руку. А теперь поаплодируйте себе. - Кто хотел бы похвалить своего одноклассника и за что? 4. Оценивание работы. Покажи своё настроение в конце урока. - Урок окончен. Все - молодцы!
|
Учащиеся работают с деформированным предложением, отвечают на вопросы. Записывают пословицу.
Выполнение теста, проверка, оценивание работы.
Ответы на вопросы. Проверка знаний.
Свободные высказывания детей.
При помощи смайликов дети оценивают своё настроение. |
Список используемых ресурсов:
https://videouroki.net/razrabotki/tekhnologicheska...
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%...
https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-izuche...
https://znanio.ru/media/tehnologicheskaya_karta_ur...
http://chto-takoe-lyubov.net/stixi-pro-bukvu-myagkij-znak/
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazy...
http://uchutrudu.ru/tipyi-i-vidyi-urokov-po-fgos/
https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/urok-r...
https://tehurok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-o...
https://www.youtube.com/watch?v=uxJ95GcCjW0
https://infourok.ru/prezentaciya-slovarnie-slova-2049918.html
картинки героев из мультика 38 попугаев - Яндекс. Картинки.
http://images0.hiboox.com/images/2008/ajsxhckg.gifhttps://saamo.com.ru/posadka-pri-pisme-kartinka.html
Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28 е изд., перераб. — М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012. — 1376 с
9
Потамошнева Наталья Алексеевна