Урок русского языка в 3 классе «Сложные слова. Соединительные гласные О, Е»

5
0
Материал опубликован 19 July 2020 в группе

Урок русского языка в 3 классе

Тема: «Сложные слова. Соединительные гласные О, Е»

Цель урока:   формирование умения  правильно писать и употреблять в речи сложные слова

Задачи:                                                                                                            

 1.Создать условия для формирования у учащихся представления о словах, которые имеют два корня, умения правильно писать в таких словах соединительные гласные О или Е.

2. Познакомить со способами образования сложных слов

3. Расширять знания о составе слова.

4.Способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления, орфографической зоркости учащихся.

5. Развивать творческую активность.

3. Воспитывать аккуратность, прилежание, умение работать в парах.

Ход урока

  1. Актуализация знаний.


Все расселись по местам, никому не тесно, 
По секрету скажу вам: "Будет интересно!” 

            Ребята, в течение урока вы будете сами оценивать свою работу в оценочных листах после каждого этапа. Если вы считаете, что справились с заданием «отлично», нарисуйте зелёный кружок, «хорошо» - жёлтый, «плохо»- красный.

Мы сегодня на уроке будем проводить исследование, которое поможет изучить новую тему.  А вы все будете исследователями. Ребята, а вы знаете, кто такие исследователи? Давайте посмотрим,  как об этом говорится в толковом словаре Ожегова: ИССЛЕДОВАТЬ- подвергнуть научному изучению что-либо.  Научиться исследовать - значит самостоятельно узнавать новое. Я вам буду помогать.      

Запишите в тетрадь слово «исследователь».

Какое задание можно выполнить с данным словом?  Разберите данное слово по составу.

С помощью чего образовано слово?

Расскажите все,  что вы знаете о способах образования слов.

  1. Освоение новых знаний.

Откройте учебник на с.78 , задание 144.

Рассмотрите схемы, назовите способы образования слов.

Самостоятельная работа.    

            Выпишите слова по группам в соответствии с данными схемами. Работать будете в парах. Это первое исследование, которое вам предстоит провести сегодня.

            Все ли слова выписали? Почему? Какой вывод можно сделать?

            Существует еще один способ образования слов. Определите цель сегодняшнего урока.                   

            Сейчас я предлагаю вам исследовать все оставшиеся слова, выполнив задание 144 под буковой б. Работать будете в парах.

(Выписать слова, рядом с каждым словом написать, от каких слов они образованы)

            К каким выводам вы пришли в ходе выполнения задания?

            Верно, существует еще 1 способ образования слов – с помощью сложения основ. Благодаря этому способу образуются новые слова. Тема урока «Сложные слова».

            У вас на партах лежат карточки с корнями слов и буквами О, Е. Попробуйте построить новые слова (учащиеся берут по 1 карточке и составляют слова).

Какие слова у вас получились? Разберите их по составу.

Какая часть слова не вошла в корень?

Эти гласные называются соединительными гласными.

Как вы думаете, почему в одних случаях в сложных словах пишется соединительная гласная О, а в других Е?

Проведите еще одно исследование в парах. При чтении сложных слов попробуйте заменить соединительную букву О на Е и наоборот. Это поможет вам сделать вывод.

Сравните вывод с выводом, данным в учебнике на с.81.

Что нового вы узнали из данной информации?

3.Закрепление пройденного материала.

            Выполните самостоятельно задание № 147. Запишите слова в следующем порядке:

- образованные с помощью приставки:

-  с помощью суффикса:

-с помощью приставки и суффикса:

-путем сложения основ.

            Проведем взаимопроверку в парах.

            Прочитайте словосочетания, замените их одни словом:

 1-й ряд        

мягкое сердце -

добрая душа -

острый  ум -

голубые глаза -

тёмные волосы -  

любит узнавать новое –

2-й ряд

сталь варит -                            

пчёл разводит-

лес рубит-

ловит зверей-

рыбу ловит-

пасёт свиней-

3-й ряд

сам варит-

лёд колет-

выжимает сок-

пыль сосёт-

мясо рубит-

режет овощи-

            Зачитайте полученные слова.

  1. Итог урока.

 Давайте оценим свою работу на уроке. Проанализируйте листы самооценки Кружков какого цвета получилось больше?

 Вспомните, какую задачу ставили?   Как вы считаете, мы справились с задачей урока?

Закончим урок тестирование “Верные и неверные высказывания”.

Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – покажите кружок полоску зеленого цвета, если не согласны –красного цвета.

1. Сложные слова – это все длинные слова.                                                           

2.Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную –О-.                      

3. После букв – Ж – и – Ш – пишется – О-                                                                

4. Слова, у которых 2 корня, называются сложными.                                            

5. Соединительные буквы – О-  и –Е в сложных словах - это орфограммы.

6. Если 1 корень оканчивается на мягкий согласный, то пишем соединительную гласную -Е-.

Закончи фразу:                            

Сегодня на уроке я узнал…                      

Мне понравилось…                                

Было сложно…                                          

Было интересно…

Комментарии
Комментариев пока нет.