Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе «Правописание падежных окончаний существительных»
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе _
Учитель - Фетисова Елена Николаевна
Тема урока: Правописание падежных окончаний существительных
Учебно-методический комплекс:, Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов
Тип урока: урок актуализации знаний, полученных учащимися ранее (в начальной школе);
Оборудование:
Компьютер, раздаточный материал
УУД:
Личностные:
- смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор; умение соотносить события и явления прошлого с принятыми этическими принципами;
Регулятивные:
- Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
- Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия.
- Оценка – осознание уровня и качества усвоения.
- Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов;
- управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий.
- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные:
- поиск и необходимой информации; применение методов информационного поиска, исследовательской деятельности
- структурирование и обобщение знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
Основные понятия:
Морфология, имя существительное, категория падежа, склонение, окончание, орфограмма
Формы урока: фронтальная, групповая
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые методы, приемы, формы |
Формируемые УУД |
Результат взаимодействия (сотрудничества) |
Постановка учебной задачи. Вызов. 5 мин |
Доброе утро. Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Кто отсутствует в классе? |
Ответы учащихся |
Беседа |
личностные, коммуникативные |
Мотивация, целеполагание определение учебной задачи |
|||
Актуализация знаний |
Вопросы учащимся. 1. Что у меня записано на доске? Жаворонок На солнц… темный лес задел, В долин… пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазур… жаворонок звонкий. Он голосисто с вышины Поет, на солнышк… сверкая: «Весна пришла к нам молодая, Я здесь пою приход весны ». В.А. Жуковский 2.Какова тема данного текста? 3. Какова идея текста? 4.Давайте из текста выпишем словосочетания с существительными в роли зависимого слова, определим падеж, графически выделим орфограмму №17. 5. Составить таблицу. (см. Приложение) 6.Знакомство с правилом- с.69 7.Составление таблицы (см. Приложение) |
Дети отвечают на вопросы. Выписывают слова, определяют падеж и склонение. Чтение п. 97, обозначают орф.17 |
Разминка. Работа с текстом. |
коммуникативные, познавательные |
формирование ориентировочной основы действий |
|||
Физкультминутка |
Мы ходили в лес. Сколько там чудес! Посмотрели вправо, влево. Наклонились и присели. Заниматься тихо сели. |
|||||||
Систематизация и обобщение изученного. Тренировочные упражнения. |
Задание: вставьте пропущенные окончания существительных; объясните выбор окончания (раздаточный материал) 1)В зоопарк_ у клетк_ с обезьянами всегда много людей. 2) Ветки черемухи стояли в кувшин_ на окошк_. 3) Кисти белых цветов сирен_ выделялись на зелен_ листьев. 4) Дом дедушк_ стоит на окраин_ деревн_. 5) На болот_ в воздух_ пахло сыростью. |
Дети списывают предложения, вставляют пропущенные буквы, объясняют правописание, обозначают орф. 17 |
Работа с карточками |
благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений
|
Уметь определять склонение, падеж имени существительного |
|||
Подведение итога урока. |
О чем мы сегодня говорили на уроке? Какие трудности могут возникнуть в написании падежных окончаний существительных? Как можно избежать ошибок в окончаниях род., дат., предл. падежей? |
Дети отвечают на поставленные вопросы |
Беседа |
Самоконтроль и самооценка |
||||
Домашнее задание. |
П. 97 упр.545 |
Приложение №1
Падежи |
1 склонение |
2 склонение |
3 склонение |
Род. п. |
-и (-ы) |
-и |
|
Дат. п. |
-е |
-и |
|
Предл. п. |
-е |
-е |
-и |
Приложение №2
ж. р - -ия |
м. р - ий |
ср. р |
армия, Мария |
санаторий, лекторий |
решение, произведение |
Р.п. -ии |
||
Д.п -ии |
||
П.п -ии |
П.п. -ии |
П.п. - ии |