12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кcения Уразакова (Гетманова)20

Правописание безударных гласных в корне (проверяемых, непроверяемых, чередующихся)

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова

Безударные гласные в корне могут проверяться ударением (сад́овый – са́д) и не проверяться ударением (молоко), то есть быть проверяемыми и непроверяемыми.

Слова с непроверяемыми гласными мы называем словарными, их написание нужно запомнить и проверять по словарю.

Например, каравай, гимнаст, парашют.

При работе с проверяемыми гласными в корне слова важно овладеть правильным способом подбора проверочных слов. Чтобы избежать ошибок при подборе однокоренных слов, необходимо толковать значение слова.

Например, обл_гчить – сделать ле́гче.

Правописание безударных гласных нельзя проверять с помощью глаголов с формами на –ывать, -иват. В таких словах корневой о часто меняется на а.

Например, выраб_тать – рабо́та, рабо́тать( но не вырабатывать)

Слова с полногласными сочетаниями –оро-, -оло- надо проверять словами с полногласием.

Например, слово сторожить нельзя проверять словом страж, можно – сторож, сторожка,

похолодание – холод, холодный (но не прохлада).

Тоже касается и слов с неполногласными сочетаниями –ра-, -ла- . Их проверяют с помощью слов с неполногласием.

Например, преградить – преграда.

Правописание некоторых безударных гласных в корне зависит от лексического значения слова.

Например, щепать (ще́пка) лучину – щипать (щи́плет) траву,

чистота (чи́сто) в комнате – частота (ча́сто) сердцебиения.

Чередующиеся гласные в корне слова

Корней с чередующимися и трудными для написания гласными в русском языке сравнительно немного. Чтобы на письме не делать ошибок, необходимо запомнить условия выбора орфограммы.

в корнях лаг- //лож-, раст -// ращ-// рос-, скак-//скоч выбор гласного зависит от последующего за ним согласного.

Например, предлагать – предложить, растение – выращивать – вырос, скакать – заскочу;

Исключения: полог, Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, отрасль, скачок

в корнях гор-//гар-, клон-//клан-, твор-//твар-, выбор гласного зависит от ударения. В ударном положении пишите А, в безударном – О.

В корнях зор-//зар, наоборот, без ударения пиши А, под ударением – О.

Например, загар – загореть, поклониться – кланяться, творить – тварь, зорька – зарница;

Исключения: утварь, выгарки

в корнях плов-//плав- во всех случаях пишется А кроме слов пловец, пловчиха и плывуны;

в корнях кос-//кас, бер-//бир-, тер-//тир-, мер-//мир-, пер-//пир-, жег-//жиг-, мер-//мир-, стел-//стил-, чет-//чит-, блест-//блист- выбор гласного зависит от наличия или отсутствия суффикса А. при наличии суффикса пишите И.

Например, прибирать – приберу, протирать – протер, замер – замирать;

Исключения: сочетать, сочетание, бракосочетание.

Обратите внимание! На этом же правиле основано правописание корней, в которых –а-(-я-) чередуется с –им- или -ин-.

Например, начать – начинать(суффикс а), снять – снимать (суффикс а);

в корнях равн-//ровн-, -мок-(-моч-)//мак выбор орфограммы зависит от значения корня. Корень -равн- - в значении «равный», «одинаковый», -ровн- - в значении « ровный».

Например, поравняться с кем-нибудь, поделить поровну;

Исключения: равнина, равнение, равняйся, уровень, ровесник, поровну;

Корень –мак- - передает значение « погружать в жидкость», -мок-(-моч-) - употребляется в значении « пропускать жидкость».

Например, обмакнул сушку в молоко, промок под дождем.

Практическая часть

Задание 1. Различайте слова. Напишите их правильно. Объясните написание.

Скрепить (кре́пкий) печатью – скрипеть (скри́п) на морозе, полоскать (полощет) белье – поласкать (ласка) ребенка, поседеть(сед) от старости – посидеть (сидя) на берегу, щепать (щепка) лучину – щипать (щиплет) траву, флаг развевается (веять) – государство развивается (развитие), подражать(старославянский корень -драж-) кумиру – подрожать (дрожь) от холода, умалять (делать маленьким) заслуги – умолять (молит) о помощи, проживать (жить) по адресу – прожевать (жёванный) пряник, запивать (пить) лекарство – запевать (петь) куплет.

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы, объясните условия выбора орфограмм.

Ботинки промокают (-мок- пропускать жидкость), блестеть (нет суффикса а) на солнце, прилагать(суффикс а) усилия, отложить(нет суффикса а) поездку, прибирать(суффикс а) комнату, озарить (в безударном положении пишем А) небосклон, скакать(зависит от согласного в корне -к-) от радости, написать изложение(нет суффикса а), творчество(в безударном положении пишем О) юного Ростислава (искл.), семя пустило росток (искл), запереть(нет суффикса а) на замок, подравняться (-равн- в значении встать равно с остальными) в строю, густая растительность(зависит от согласных в корне –ст-), макать (–мак- погружать в жидкость) печенье в чай, собирать(наличие суффикса а) грибы, отрастить зависит от согласных в корне –ст-) косу, заскочить (зависит от согласного в корне -ч-) по пути, низко поклониться (в безударном положении пишем О), убирать мусор (суффикс а), сжигать (суффикс а) мосты.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.