
Правописание о – ё после шипящих
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 51 Лоскутова Наталья Валентиновна

ТЕМА:
?

Понаблюдаем:
жёлтый
решётка
крыжовник
тяжёлый
свечой
Что
общего
у всех
слов?
?

Тема занятия:
" Буквы О-Ё
после
шипящих ".

Цели занятия.
Узнать
Уметь видеть
Различать
Распознавать
Выделять
Научиться
И т.д.

Без ударения?
да
нет
е
в
да
нет
?
ё
д-е/его рез-тат?
да
ё
нет
о

ё
О
О

Найди место в схеме.
шоссе
Шотландия
шофёр
шоколад
жокей
жонглёр
шовинизм
шокировать

Найди место в схеме.
Шорох, шорты и крюшон,
шорник, шомпол, капюшон,
жор, прожорливый, боржом,
Шов и шоу, шоры, жом,
Шок, крыжовник и мажор,
шоркать, джонка и вечор,
трущоба, чопорный, обжора,
Жостово, ужо, Печора –
И чокнуться, с судьбой не споря,
В северной реке Ижоры.

Найди место в схеме.
1. в, на …чём,
о чём, нипочём
2. тяжёлый,
речёвка,
мелочёвка

?
ОЖ…Г
Ожёг – глагол
Я прикоснулся к пламени свечи и ожёг руку.
Ожог – имя существительное
На пляже нужна мазь от солнечных ожогов.
глаг.
сущ.

Учимся выделять орфограмму.
Шёпот
Камышовый
свечой

Словарная работа
«Назовите ласково»
К основам существительных
прибавьте
уменьшительно-ласкательные суффиксы, в полученных словах обозначьте орфограмму.
Образец: Щека – щёчка
Щель, пчела, шерсть, черта, жердь

Щ..тка, крыж..вник, ш..пот, ш..рох, чуж..го, ш..лковый, горош..к, порош…к, ж..лудь, реш…тка, кап..шон, еж..нок,
медвеж..нок, деш..вый, ключ…м, ч..рный, щ..чки, свеч..й, кирпич..м, шприц…м, ж…лтый.
О или Ё ?

Преобразуйте данные слова по образцу.
Шептать – шёпот
Желтеть
Черстветь
Чернеть
Шедший
Тяжелеть
Черта
Решето
Бечева
Дешевле
Щека
Печень
Пчела
Пшено
Ночевать
Шедший

Выполни тест
В каких словах допущена ошибка?
а) жолтый; д) жокей
б) решотка е) шорох
в) чёрный ж) крыжовник
г) жёнглёр з) шопот

Проверь себя
Ответ: а, б, г, з
а) жёлтый; д) жокей
б) решётка е) шорох
в) чёрный ж) крыжовник
г) жонглёр з) шёпот
Жокей – профессиональный наездник на скачках, бегах.
Жонглёр – актер цирка, который искусно подбрасывает несколько предметов.

Минисочинение с использованием данных слов.

Лексика для минисочинения.
шёпот
шорох
жёлтый
кукушонок
жёрдочка
чёрный
шёрстка
ночёвка
мышонок
приглушённый
окружённый
освещённый
поражённый
сушёный
течёт
шёл
щёлкнуть

Тестовый контроль.
1. Укажите строку, в которой все слова
пишутся через Ё:
а) печ..т, со свеч..й, ч..рный, ч..рт, кирпич..м;
б) теч..т, ж..лтый, жж..т, ш..рох;
в) ш..пот, ж..лудь, ш..л, ж..рдочка.
2. Укажите строку, в которой все слова
пишутся через О:
а) ш..колад, ш..фёр, ч..лка, со свеч..й;
б) чуж..й, больш..й, шприц..м, ш..в;
в) капюш..н, ш..рох, камыш..вый, мыш..нок.

3. Укажите слова-исключения:
3. Укажите слова-исключения:
а) крыж..вник; в) капюш..н; д) ш..рох;
б) ш..пот; г) ш..в; е) щ..голь.
4. Укажите предложения, в которых
нужно писать Ё:
а) Пострадавший на пожаре получил ож..г.
б) Пленник переж..г верёвку, которой были
связаны его руки, и бежал.
в) Подж..г дома застиг его жителей врасплох.
г) Злоумышленник подж..г здание.

Подведём итоги!
1. В.
2. В.
3. А, В, Г, Д.
4. Б, Г.

РЕФЛЕКСИЯ
(от лат. reflexio – взгляд назад)
Самоанализ
Самооценка
«Взгляд внутрь себя»
«Если ты умеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр» - Антуан де Сент-Экзюпери.

Рефлексия настроения
весёлое нейтральное грустное
хорошее спокойное печальное
бодрое сдержанное тоскливое

Рефлексия деятельности
Работать сложа руки (ничего не делать, бездельничать).
Бить баклуши (ничего не делать, бездельничать).
Ловить мух (быть рассеянным, невнимательным).
Считать ворон (быть рассеянным, невнимательным).
Работать спустя рукава (как-нибудь, небрежно).
Смотреть во все глаза (быть очень внимательным).
Мотать на ус (запоминать, принимать к сведению).
Работать засучив рукава (усердно, старательно, энергично).
Работать не покладая рук (усердно, старательно).
Работать до седьмого пота (до крайнего утомления).
Держать ушки на макушке (быть очень внимательным).

Рефлексия
содержания учебного материала
! всё было понятно
… не всё понятно, надо поработать
? ничего не понятно, надо разбираться