Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Правописание о-ё после шипящих»
МБОУ СОШ №4 г Липецка
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
«Буквы О-Е после шипящих в корнях слов» (5 класс)
Учитель русского языка и литературы
Бондаренко О. И.
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Метод: комбинированный.
Модель обучения: базовая (5 класс – 6 часов в неделю).
Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» под редакцией М.М.Разумовской.
Тема: Буквы о -ё после шипящих в корнях слов
Цель урока: сформировать представление о способе выбора о-ё в корнях слов после шипящих, уметь определять написание о-ё в корнях слов и комментировать условия написания, закрепить знания этапов учебной деятельность и их содержание, тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя
Задачи:
-обучающие: обосновывать выбор о-ё в корнях слов после шипящих, владеть приемами устной и письменной речи, различными приемами работы с учебной и дополнительной литературой, владение новыми видами тематических ответов, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, умение коллективно работать.
-развивающие: развитие речи, мышление умственной деятельности, выполнять операции анализа, классификации, способность наблюдать делать выводы.
-воспитательные: формировать нравственные и эстетические представления, мотивы социального поведения, формировать положительную эмоциональную обстановку в процессе работы.
|
Содержание урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся
|
УУД |
|||||
Организационный момент
|
Приветствие. Мотивация к учебной деятельности Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих |
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Учитель: «Здравствуйте, дети. Проверим, всё ли готово у нас к уроку»
Учитель: «А чтобы наш урок был интересным, полезным для всех нас, мы должны выполнять правила, которые мы помним всегда. Давайте их озвучим». |
Учашиеся включаются в деловой ритм урока, читая вместе стихотворные строки о порядке учебных принадлежностей на их рабочих столах: «Быть должны у нас в порядке Ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас такой: Всё, что нужно, под рукой.»
Дети попеременно с учителем произносят: «На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным, Говори всё чётко, внятно, Чтобы всё было понятно. Если хочешь отвечать, надо руку поднимать, Если друг стал отвечать, не спеши перебивать, А помочь захочешь другу, Подними спокойно руку». |
Личностные: самоопределение.
|
|||||
«Мозговой штурм» Лингвистическая разминка |
Повторение пройденного материала, обобщение ранее изученного |
Учитель задаёт вопросы: «Что такое орфограмма? (Это ошибкоопасное место.) Зачем нам нужно знать орфограммы?(Мы должны быть грамотными людьми.)А какие орфограммы в корне мы с вами изучили на прошлых уроках?(Корни с чередованием –раст- ращ-рос-,-лаг--лож-Озвучьте, пожалуйста, эти правила. |
Дети отвечают на вопросы, озвучивают правила о правописании корней с чередованием гласных О-А. |
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Регулятивные: самопроверка |
|||||
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. |
Актуализация опорных знаний и способов действий на основе изученного материала по аналогии
|
Учитель ставит учебную задачу: на слайде и на карточках(лежат у детей на партах) даны слова с пропущенными буквами в корне: росток, щётка, прилагательное, подросток, положить, расчёска, заросли, Ростов, жёлуди, выращенный, слагаемое ,отрасль. Разделите слова на группы, докажите свои действия».
|
Учащиеся работают в парах, анализируют, сопоставляют, делают выводы.
Учащиеся проверяют правильную запись данных слов по слайду ,на котором все орфограммы вставлены(самопроверка).
|
Познавательные: преобразование модели с целью выявления общих законов, установление причинно-следственных связей Логические : построение логической цепочки рассуждений Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, представление информации.
|
|||||
Формулировка темы и цели урока. |
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
|
Создание учителем проблемной ситуации : «Со всеми ли словами вы справились? Почему возникли затруднения? Значит, вы что-то не знаете? Что же нам предстоит выяснить? Попробуйте сформулировать тему и цели урока ». |
Определение темы и целей : «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова» Цели : «Научиться находить орфограмму в корне слова после шипящих, устанавливая позицию этой гласной (ударная или безударная). Подбирать однокоренные слова, доказывая данную орфограмму» . |
Регулятивные : высказывают предположения на основе наблюдений. Формулируют тему, цели урока, записывают тему в тетрадь.
|
|||||
Открытие новых знаний. Наблюдение. |
Открытие новых знаний учениками, формулировка орфограммы, систематизация, отработка навыков. |
Учитель предлагает подумать над вопросом: «Ребята, как мы можем узнать правило о написании О-Е в корне после шипящих?» Учитель предлагает выполнить задания в группах: «На доске правильно записанные слова: жёлтый, чёрный, шёл, жёрдочка, пчёлы. Прочитайте их, спишите и выделите корень. Сравните их и попробуйте выяснить закономерности написания .Обратите внимание , в какой позиции (ударной или безударной)находятся гласные после шипящих в корне, постарайтесь подобрать к ним однокоренные слова. Затем учитель предлагает понаблюдать за ещё одной группой слов, которые относятся к исключениям и заимствованным словам. |
Ученики отвечают, что правило можно прочитать в учебнике, также можно понаблюдать за словами и попробовать выявить определённые закономерности. Выявляют позицию гласной в корне, подбирают однокоренные слова и приходят к выводу о написании гласных в корне, таким образом формулируя правило. Наблюдая за словами-исключения- ми и заимствованными словами, делают вывод, что данные слова пишутся не по правилу, то есть являются исключением. Соотносят свои выводы с учебником, Совместное составление алгоритма. |
Регулятивные: создание благоприятной атмосферы, заинтересованности, развитие монологической речи. Поиск путей решения проблемы. Осуществляют познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные : выделяют главное, свёртывают информацию до ключевых слов. Анализируют, сравнивают, делают выводы, устанавливают закономерности.
|
|||||
Усвоение новых знаний, их первичное закрепление
|
Развитие учебно-языковых и орфографических умений. |
Учитель предлагает выполнить упражнение из учебника: списать выборочно слова, вставить пропущенные орфограммы, обозначить графически. Тем, кто справится с работой быстро, учитель предлагает карточки: распределить слова в 2 группы(5-7 учащимся).
|
Один учащийся пишет на доске, объясняя написание орфограммы. Остальные работают в тетрадях. В карточках ученики распределяют слова , мотивируют принцип, графически объясняют орфограммы (карточки сдаются учителю на проверку).
|
Познавательные строят работу на основе алгоритма. Осуществляют познавательную рефлексию. Анализируют, сравнивают, группируют.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, слушают и слышат других, готовы корректировать свою точку зрения. Оказывают взаимопомощь, осуществляют взаимный контроль.
|
|||||
Физкультминутка |
|
|
|
|
|||||
Закрепление |
Отработка и закрепление изученного иматериала,,выведение на уровень автоматизированного умственного действия |
Учитель предлагает работу над этимологическим анализом слова «чесать»: подберите гнездо однокоренных слов от этого слова. Затем предлагает предложение с двумя словами из этого гнезда для синтаксического разбора: « Если б дали берёзе расчёску, изменила б берёза причёску.» Далее учитель предлагает детям (в группах) письмо (из мультфильма), где допущены ошибки на данную орфограмму. Ошибки необходимо исправить. |
Дети работают с этимологическим словарём, подбирают однокоренные слова, записывают. Выполняют синтаксический разбор предложения, затем происходит взаимопроверка по правильному варианту на слайде. В группах работают над ошибками в письме, затем проверяют себя по слайду, исправляют ошибки, объясняя орфограммы.
|
Коммуникативные: сотрудничество с учителем, сверстниками. Регулятивные: ищут пути решения проблемы. Осуществляют познавательную и личностную рефлексию. |
|||||
Подведение итогов. Рефлексия. |
Обобщить, сделать выводы, |
Учитель задаёт вопросы: «Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли мы её? Оцените свою деятельность (критерии выведены на слайде) и одноклассников (сигнальными карточками :зелёный – цель урока достигнута, красный – не достигнута.) |
Ученики проговаривают цель, доказывая формулировкой правила. Оценивают свою работу. |
Регулятивные : соотносят цели и результаты своей деятельности. Оценивают свою работу и определяют степень успешности работы всего класса.
|
|||||
Домашнее задание. |
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
|
Всем выучить теорию. Практическое задание по выбору: 1)упражнение,2)составить тест-лист на изученное правило из 10 слов.
|
Задают вопросы по домашнему заданию. |
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
|