12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бондаренко Оксана Ивановна17

 МБОУ СОШ №4 г Липецка

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

«Буквы О-Е после шипящих в корнях слов» (5 класс)

Учитель русского языка и литературы

Бондаренко О. И.
 

Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Метод: комбинированный.

Модель обучения: базовая (5 класс – 6 часов в неделю).

Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» под редакцией М.М.Разумовской.


 

Тема: Буквы о -ё после шипящих в корнях слов

Цель урока: сформировать представление о способе выбора о-ё в корнях слов после шипящих, уметь определять написание о-ё в корнях слов и комментировать условия написания, закрепить знания этапов учебной деятельность и их содержание, тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя

Задачи:

-обучающие: обосновывать выбор о-ё в корнях слов после шипящих, владеть приемами устной и письменной речи, различными приемами работы с учебной и дополнительной литературой, владение новыми видами тематических ответов, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, умение коллективно работать.

-развивающие: развитие речи, мышление умственной деятельности, выполнять операции анализа, классификации, способность наблюдать делать выводы.

-воспитательные: формировать нравственные и эстетические представления, мотивы социального поведения, формировать положительную эмоциональную обстановку в процессе работы.
 

Этапы урока

       


 

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


 

УУД

Организационный момент


 

Приветствие. Мотивация к учебной деятельности

Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Учитель: «Здравствуйте, дети. Проверим, всё ли готово у нас к уроку»


 


 


 


 


 


 

Учитель: «А чтобы наш урок был интересным, полезным для всех нас, мы должны выполнять правила, которые мы помним всегда. Давайте их озвучим».

Учашиеся включаются в деловой ритм урока, читая вместе стихотворные строки о порядке учебных принадлежностей на их рабочих столах: «Быть должны у нас в порядке Ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас такой: Всё, что нужно, под рукой.»


 

Дети попеременно с учителем произносят: «На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным, Говори всё чётко, внятно, Чтобы всё было понятно. Если хочешь отвечать, надо руку поднимать, Если друг стал отвечать, не спеши перебивать, А помочь захочешь другу, Подними спокойно руку».

Личностные: самоопределение.


 

«Мозговой штурм»

Лингвистическая разминка

Повторение пройденного материала, обобщение ранее изученного

Учитель задаёт вопросы:

«Что такое орфограмма?

(Это ошибкоопасное место.)

Зачем нам нужно знать орфограммы?(Мы должны быть грамотными людьми.)А какие орфограммы в корне мы с вами изучили на прошлых уроках?(Корни с чередованием –раст- ращ-рос-,-лаг--лож-Озвучьте, пожалуйста, эти правила.

Дети отвечают на вопросы, озвучивают правила о правописании корней с чередованием гласных О-А.

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Регулятивные:

самопроверка

Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Актуализация опорных знаний и способов действий на основе изученного материала по аналогии


 

Учитель ставит учебную задачу: на слайде и на карточках(лежат у детей на партах) даны слова с пропущенными буквами в корне: росток, щётка, прилагательное, подросток, положить, расчёска, заросли, Ростов, жёлуди, выращенный, слагаемое ,отрасль. Разделите слова на группы, докажите свои действия».


 

Учащиеся работают в парах, анализируют, сопоставляют, делают выводы.


 


 

Учащиеся проверяют правильную запись данных слов по слайду ,на котором все орфограммы вставлены(самопроверка).


 

Познавательные:

преобразование модели с целью выявления общих законов, установление причинно-следственных связей

Логические :

построение логической цепочки рассуждений

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

представление информации.


 

Формулировка темы и цели урока.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.


 


 

Создание учителем проблемной ситуации :

«Со всеми ли словами вы справились? Почему возникли затруднения? Значит, вы что-то не знаете? Что же нам предстоит выяснить? Попробуйте сформулировать тему и цели урока ».

Определение темы и целей :

«Буквы О-Ё после шипящих в корне слова» Цели :

«Научиться находить орфограмму в корне слова после шипящих, устанавливая позицию этой гласной (ударная или безударная).

Подбирать однокоренные слова, доказывая данную орфограмму» .

Регулятивные :

высказывают предположения на основе наблюдений.

Формулируют тему, цели урока, записывают тему в тетрадь.


 

Открытие новых знаний. Наблюдение.

Открытие новых знаний учениками, формулировка орфограммы, систематизация, отработка навыков.

Учитель предлагает подумать над вопросом: «Ребята, как мы можем узнать правило о написании О-Е в корне после шипящих?» Учитель предлагает выполнить задания в группах: «На доске правильно записанные слова: жёлтый, чёрный, шёл, жёрдочка, пчёлы. Прочитайте их, спишите и выделите корень. Сравните их и попробуйте выяснить закономерности написания .Обратите внимание , в какой позиции (ударной или безударной)находятся гласные после шипящих в корне, постарайтесь подобрать к ним однокоренные слова.

Затем учитель предлагает понаблюдать за ещё одной группой слов, которые относятся к исключениям и заимствованным словам.

Ученики отвечают, что правило можно прочитать в учебнике, также можно понаблюдать за словами и попробовать выявить определённые закономерности. Выявляют позицию гласной в корне, подбирают однокоренные слова и приходят к выводу о написании гласных в корне, таким образом формулируя правило. Наблюдая за словами-исключения- ми и заимствованными словами, делают вывод, что данные слова пишутся не по правилу, то есть являются исключением.

Соотносят свои выводы с учебником, Совместное составление алгоритма.

Регулятивные:

создание благоприятной атмосферы, заинтересованности, развитие монологической речи. Поиск путей решения проблемы.

Осуществляют познавательную и личностную рефлексию.


 

Познавательные :

выделяют главное, свёртывают информацию до ключевых слов. Анализируют, сравнивают, делают выводы, устанавливают закономерности.


 

Усвоение новых знаний, их первичное закрепление


 

Развитие учебно-языковых и орфографических умений.

Учитель предлагает выполнить упражнение из учебника: списать выборочно слова, вставить пропущенные орфограммы, обозначить графически.

Тем, кто справится с работой быстро, учитель предлагает карточки:

распределить слова в 2 группы(5-7 учащимся).


 


 


 

Один учащийся пишет на доске, объясняя написание орфограммы. Остальные работают в тетрадях.

В карточках ученики распределяют слова , мотивируют принцип, графически объясняют орфограммы (карточки сдаются учителю на проверку).


 


 

Познавательные

строят работу на основе алгоритма.

Осуществляют познавательную рефлексию.

Анализируют, сравнивают, группируют.


 

Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, слушают и слышат других, готовы корректировать свою точку зрения.

Оказывают взаимопомощь, осуществляют взаимный контроль.


 

Физкультминутка


 


 


 


 

Закрепление

Отработка и закрепление изученного иматериала,,выведение на уровень автоматизированного умственного действия

Учитель предлагает работу над этимологическим анализом слова «чесать»: подберите гнездо однокоренных слов от этого слова. Затем предлагает предложение с двумя словами из этого гнезда для синтаксического разбора: « Если б дали берёзе расчёску, изменила б берёза причёску.» Далее учитель предлагает детям (в группах) письмо (из мультфильма), где допущены ошибки на данную орфограмму. Ошибки необходимо исправить.

Дети работают с этимологическим словарём, подбирают однокоренные слова, записывают. Выполняют синтаксический разбор предложения, затем происходит взаимопроверка по правильному варианту на слайде. В группах работают над ошибками в письме, затем проверяют себя по слайду, исправляют ошибки, объясняя орфограммы.


 

Коммуникативные: сотрудничество с учителем, сверстниками.

Регулятивные: ищут пути решения проблемы.

Осуществляют познавательную и личностную рефлексию.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Обобщить, сделать выводы,

Учитель задаёт вопросы:

«Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли мы её?

Оцените свою деятельность (критерии выведены на слайде) и одноклассников (сигнальными карточками :зелёный – цель урока достигнута, красный – не достигнута.)

Ученики проговаривают цель, доказывая формулировкой правила. Оценивают свою работу.

Регулятивные :

соотносят цели и результаты своей деятельности. Оценивают свою работу и определяют степень успешности работы всего класса.


 

Домашнее задание.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.


 

Всем выучить теорию. Практическое задание по выбору: 1)упражнение,2)составить тест-лист на изученное правило из 10 слов.


 

Задают вопросы по домашнему заданию.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.