12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Устинова Валентина Ивановна2863
Россия, Амурская обл., Благовещенск
34

Урок-презентация по русскому языку на тему «Буквы О, Ё после букв шипящих в корне слова»



Автор:  Устинова Валентина Ивановна

Место работы, должность: учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа № 12 г. Благовещенска»

Регион: Амурская область

Тема: Буквы О, Ё после букв шипящих в корне слова.  


Буквы О,Ё после шипящих
PPTX / 8.46 Мб

Тезисы.

Методическая разработка урока по теме «Буквы О, Ё после букв шипящих в корне слова» предназначена для изучения русского языка в 5 классе основной школы по учебнику под редакцией Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комисаровой, 2006 г.

Самой распространенной формой использования информационно-коммуникативных технологий на уроке является работа с презентациями.

Основная задача моей презентации - способствовать активизации мыслительной деятельности обучающихся.
 

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель работы:

Цели:

  • создать условия для усвоения темы, развивать готовность мышления к усвоению новых способов деятельности, развивать  навыки контроля и самоконтроля, развивать навыки самооценки;
  • учить анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию.

Задачи:

  • находить орфограмму – букву О, Ё после букв шипящих под ударением в корне слова;
  • правильно писать слова с изученной орфограммой;
  • различать виды орфограмм с общим опознавательным признаком – наличием шипящего:  

1)      букв А, У, И после букв шипящих;

2)      букв О, Ё под ударением после букв шипящих в корне;

3)      непроверяемой буквы безударного гласного в корне;

4)      буквы Ь после букв шипящих в конце имён существительных.

  • графически обозначать опознавательный признак орфограмм и условия их выбора.

Место проведения: учебный класс

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Урок имеет следующие особенности:

  • рассчитан на работу  индивидуально, в группах;
  • цели урока обучающиеся определяют самостоятельно;
  • творческие задания разработаны таким образом, что учащимся требуется применить смекалку и сообразительность;

Структура урока: 
Мотивация к учебной деятельности

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Выявление места и причины затруднения.

Построение проекта выхода из затруднения.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Итог урока.

Домашнее задание.

 

Планируемые результаты:

Метапредметные результаты 

Познавательные результаты

Умение:

  • владеть приёмами анализа и систематизации материала;
  • анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию;
  • строить логические рассуждения;
  • свободно пользоваться электронными ресурсами в учебных целях.

Регулятивные результаты

Умение:

  • высказывать предположения на основе наблюдений;
  • формулировать проблему урока;
  • искать пути решения проблемы;
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные результаты

Умение:

  • соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы;
  • аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения.

Предметные результаты 

  • находить орфограмму – букву О, Ё после букв шипящих под ударением в корне слова;
  • различать виды орфограмм с общим опознавательным признаком – наличием шипящего; формирование умения графически обозначать опознавательный признак орфограмм и условия их выбора.

 Личностные результаты

  • проявление творческого отношения к процессу изучения темы;
  • самооценка на основе успешности;
  • понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

 

Технологическая карта урока

Этап урока

Материал урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УДД

Мотивация к учебной деятельности

 

 

Цель этапа:

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися основных особенностей орфограмм

«Буква Ь после букв шипящих в конце имён существительных» и «Буквы И, У, А после букв шипящих».

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке-

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки – все для вас!

Пожелаю всем удачи.

За работу, в добрый час!

(используется презентация, слайд 2)

Ой, а нам пришло письмо. Давайте его откроем!

(отгадывают загадки)

1. - Какая орфограмма скрывается в этих словах?

2. - Запишите слова группами в зависимости от орфограммы

(используется презентация, слайд 3):

брошь, чаща, круча, дрожь, морж, луч, жизнь, щавель, ключ, чудо.

3. - Проверка проводится с помощью слайда:

(используется презентация, слайд 3):

- Приветствие.    - Настраивает на урок.                                   - Выявляет отсутствующих.

- Корректирует и контролирует выполнение заданий.

- Помогает формулировать проблему и тему урока.

- Ставит с детьми цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Включаются

 в деятельность

- Записывают слова.

- Обозначают орфограммы.

- Вставляют необходимую букву. –

- Анализируют каждое слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метапредметные

Планирование учебного взаимодействия с учителя и учеников.

 

Познавательные Владеть приёмами анализа и систематизации материала.

 

Коммуникативные

Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы.

 

Личностные Настрой на позитивную мотивацию учебной деятельности.

 

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Первичное закрепление.

 

 

Цель этапа:

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации.

Проблемная ситуация.

Ученики читают материал и выполняют задания под рубрикой «Определяем основной вопрос урока». (Работа проводится при закрытых учебниках.)

(используется презентация, слайд 4)

При подходе к проблеме важно зафиксировать  опознавательный признак орфограммы – наличие буквы шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора буквы (используется презентация, слайд 5,6)

Упр. 60 – развивается умение объяснять условия выбора орфограммы – буквы О, Ё после букв шипящих в корне слова, выборочное списывание с графическим обозначением условий выбора орфограммы.

- Создает проблемную ситуацию.                      - Устанавливает осознанность восприятия изучаемого материала.

- Направляет и контролирует выполнение заданий.

- Организует деятельность по применению новых знаний.

- Осуществляет проверку, организует самопроверку.

- На основе наблюдений высказывают предположения - Формулируют проблему урока.                            - Записывают однокоренные слова.

- Выявляют закономерность замен букв.

- Делают вывод о написании буквы О или Ё.

- Находят

орфограмму – букву О, Ё после букв шипящих.

- Графически обозначают опознавательный признак орфограмм и условия их выбора.

Метапредметные Учебное взаимодействие с учителя и учеников.

Умение выражать свои мысли.

 

Предметные результаты

Анализ  с целью выделения признаков.

 

Познавательные УУД

1. Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию.

2. Строить логические рассуждения.

3. Производить анализ, синтез, сравнение.

Выявление места и причины затруднения.

 

 

Цель этапа: 

постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации.

 

Упр. 61 – развивается умение писать букву О или Ё в корне слова после букв шипящих, а также слова с ранее изученными орфограммами – буквами гласных, согласных, Ь.

Упр. 62 – развивается «обратное» умение – подбирать и писать слова с орфограммой –буквой Ё после буквы шипящего в корне на основе приведённых однокоренных слов с Е в корне.

 Упр. 63 – развивается лексическое умение – соотносить слово с изученной орфограммой и его лексическое значение, совершенствуются орфографические умения – писать слова с орфограммой – буквой О или Ё после буквы шипящего в корне, Первую часть задания ученики выполняют коллективно устно (к слову подбирается толкование и наоборот – сначала читается толкование, потом ученики называют слово).

(используется презентация, слайд 7):

На слайде записаны два предложения:

Мальчик нечаянно ожёг руку. К счастью, ожог был несильный.

- Как называются такие слова? (Омофоны – имеют только одинаковое звучание, а пишутся по-разному.) Предположите, почему слова пишутся по-разному.

б) Самостоятельное осложнённое списывание слов из упр. 63 с графическим обозначением условий выбора изученной орфограммы.                                          - Взаимопроверка.

- Направляет и контролирует выполнение заданий.

- Организует деятельность по устранению причин затруднения.

- Выполняют коллективно  устную работу  (к слову подбирают толкование и наоборот – сначала читают толкование, потом называют слово).

- Сравнивают два одинаково звучащих  слова ([ажок].)

- Анализируют.

- Делают выводы.

- Списывают слова с графическим обозначением условий выбора орфограммы – непроверяемой буквы безударного.

 

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного.

Волевая регуляция в ситуации затруднения.

 

Коммуникативные результаты

Соблюдение  в практике речевого общения орфоэпических норм.

Аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения.

 

Предметные результаты

Рефлексия

 

Личностные результаты

Проявление творческого отношения к процессу изучения темы. Самоопределение.

Построение проекта выхода из затруднения.

 

 

Цель этапа:

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися основных особенностей. 

 

Развитие умений не смешивать изученную орфограмму с орфограммой – буквой безударного гласного после буквы шипящего в корне слова.

(используется презентация, слайд 8, 9):

– Какой опознавательный признак объединяет эти слова? (Наличие шипящего перед гласным.)

– Можно ли сказать, что перед нами слова с орфограммой – буквой О/Ё после буквы шипящего в корне слова? Почему?

– Какие бы буквы вы вставили в эти слова? Почему?

– Проверим себя. Прочитайте правило на с. 48 (после упр. 63), а также слова под рубрикой «Запомни».

– Как называется эта орфограмма? (Непроверяемые буквы гласных в корне слова.)

Обратить внимание учащихся на графическое обозначение – знак ударения в словах.

– Как вы думаете, почему это правило включено в §6? (Здесь есть два сходных условия  выбора с орфограммой О/Ё  – это написание после букв шипящих в корне слова.)

Осложнённое списывание слов с графическим обозначением условий выбора орфограммы – непроверяемой буквы безударного

упр.65 Самостоятельное осложнённое списывание.

- Направляет деятельность учащихся.

- Помогает различать орфограммы.

- Организует деятельность по выходу из затруднения.

- Анализируют.

- Делают выводы.

- Графически обозначают опознавательный признак орфограмм и условия их выбора.

- Осложнённое списывание упр.64

 

Метапредметные Учебное взаимодействие с учителя и учеников.

Умение выражать свои мысли.

 

Предметные результаты

Анализ  с целью различия орфограмм.

 

Познавательные УУД

1. Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию.

2. Строить логические рассуждения.

3. Производить анализ, синтез, сравнение.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа:

сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

(используется презентация, слайд 10):

- Найди лишнее слово.

На слайде записаны слова:

расчёска; жонглёр; шорох;

шёпот.

(используется презентация, слайд 11, 12,13,14,15,16,17):

-  Помоги Красной Шапочке скорее прийти к бабушке.

- Организует работу по рефлексии.

- Анализируют слова.                                 - Выбирают нужный вариант.

 

Познавательные  УУД

Отвечать на поставленные вопросы.

Личностные результаты

формирование критического мышления. 

 

Итог урока.

 

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.

 

Вопросы:

Какую цель ставили?

Удалось достичь поставленной цели?

Каким способом?

Какие получили результаты?

 

- Организует самооценку результатов учащихся.

-Осуществляют оценку урока и самооценку.                - Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

- Называют ключевые слова темы.

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли Предметные результаты

Рефлексия.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности.

Домашнее задание.

 

1. Составить схемы правил §6, выучить слова исключения.

2. Упр. 64 – составление самодиктанта (с ИКТ­поддержкой) в группах (2 группы) для последующей работы в классе (задание выдается дифференцир.).

 

Дифференцирует  домашнее задание с учетом уровня подготовки учащихся.

- Учащиеся самостоятельно выбирают задание.                        - Уточняют его содержание.

Познавательные УУД

Свободно пользоваться электронными ресурсами в учебных целях.

 

Использованная литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Учебник  Русский язык. 5 класс. Учебник. Комплект в 2 частях. Бунеева, Текучева, Комиссарова.
  3. Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова Русский язык 5 класс Методические рекомендации для учителя Москва, Баласс, 2006
  4. Школа 2100. Конспекты уроковschool2100.com/pedagogam/lessons /  http://school2100.com/pedagogam/lessons/general-class.php?SECTION_ID=1603
  5. Стихи на начало и конец урока https://babaeva.wordpress.com/
  6. Интернет-ресурсы по ФГОС: mon.gov.ru – сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел Федеральные государственные образовательные стандарты содержит текст ФГОС и нормативные акты, регламентирующие введение ФГОС.
  7. www.mcko.ru – сайт Московского центра оценки качества содержит методические рекомендации по реализации основной образовательной программы, раскрывает специфику деятельностного подхода при реализации ФГОС.
Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (7)

сменить сортировку
Сафонова Елена Валерьевна, 26.09.16 в 11:50 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень интересная разработка. Сама я работаю по ФГОС первый год, но д.з. такого типа даю давно, только дети сами выбирают, какое задание выполнить. Еще раз спасибо за полезный материал.
Грибанова Ирина Эдуардовна, 26.09.16 в 19:58 1 Ответить Пожаловаться
Уважаемая Валентина Ивановна! Мне очень понравился ваш урок. Интересный, насыщенный, с прекрасной профессионально сделанной презентацией. С вашего разрешения воспользуюсь вашей разработкой. Спасибо вам за публикацию в нашей группе!

Устинова Валентина Ивановна, 27.09.16 в 00:07 0 Ответить Пожаловаться
Пользуйтесь! В нашей группе собралось много профессионалов-предметников, поэтому любое замечание, любой комментарий принимаю с вниманием и стремлением, что-то улучшить. Спасибо!
Александрова Марина Александровна, 28.09.16 в 17:16 1 Ответить Пожаловаться
Валентина Ивановна, спасибо за качественную и содержательную разработку. Урок соответствует требованиям ФГОС, учитывает индивидуальные особенности детей, реализуя индивидуально-личностный подход. Приемы проблемного и развивающего обучения помогают насытить урок интересными заданиями, которые демонстрируются с помощью возможностей презентации.
Сама презентация выполнена на высоком уровне и является прекрасным интерактивным средством обучения. Мне показался очень темным фон слайдов презентации. Возможно, мой экран имеет более темную цветопередачу, но это значит, что на разных компьютерах такой фон будет смотреться по-разному. Может быть, стоит немного высветлить и сделать менее броским.
Удачным мне показался и этап рефлексии, когда учитель предлагает не только подвести итог своей деятельности на уроке, но и проявить личностную ответственность за результаты деятельности с привлечением образа, близкого и понятного детям.
Надежда Владимировна Кучмина, 22.11.16 в 17:31 1 Ответить Пожаловаться
Валентина Ивановна, спасибо за интересный урок!
Горбачёва Марина Юрьевна, 02.08.18 в 18:08 0 Ответить Пожаловаться
Благодарю за качественный и полезный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.