Урок русского языка «Правописание буквы Ь после шипящих» (5 класс)

2
0
Материал опубликован 6 July 2020 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область

Петрова Наталья Васильевна



Конспект урока по теме «Правописание буквы Ь после шипящих». 5 класс





Цели урока.

1. Создать условия для повторения закономерностей написания буквы ь после шипящих; формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их.

2.Формировать регулятивные универсальные учебные действия целеполагания, контроля, коррекции, оценивания.

3. Развивать коммуникативные УУД.

Тип урока: урок-повторения.

Оборудование: тетрадь, раздаточный материал, проектор.



Ход урока

1. Организационный момент.

Начнём урок с добрых пожеланий друг другу. Возьмитесь за руки и повторяйте за мной:

Я желаю тебе сегодня добра.
Ты желаешь мне сегодня добра.
Мы желаем друг другу добра.
Если тебе будет трудно, я тебе помогу!


2. Постановка темы и цели урока.

- Посмотрите внимательно на слова, записанные на доске. Определите, к каким частям речи относятся эти слова. Что объединяет все эти слова?


Задание №1

Увлечь (глагол), камыш (сущ), терпишь (глагол), не зависишь (глагол), ландыш (сущ), хорош (кр.прил), собираешь (глагол), беречь (глагол), из-за туч (сущ. Р.п), мышь (сущ), бродишь (глагол), спешишь (глагол), пейзаж (сущ), свеж (кр.прил). (Эти слова заканчиваются на шипящий согласный. В конце глаголов пишется Ь, в именах существительных нужно определить род).

- Подумайте и скажите, пожалуйста, какова тема урока? (Буква Ь после шипящих в конце слова).

- Запишите в тетрадь число и тему урока.

- Что будет являться целью нашего урока? (Научиться правильно писать слова с буквой ь после шипящего в конце слова).

3. Обобщение и систематизация изученного.

- А теперь вспомните, что вы знаете о написании букв с ь после шипящих. Заполните таблицу. Слова, записанные на доске распределите по колонкам. (Таблица выдается каждому ученику).

Ь пишется

Ь не пишется

1. В существительных 3 склонения:

мышь.

1. В существительных муж. рода: камыш, ландыш, пейзаж.

2. В глаголах: увлечь, терпишь, не зависишь, собираешь, беречь, бродишь, спешишь.

2. В кратких прилагательных: хорош, свеж.



Проверка выполнения (ответы выводятся на экран), взаимопроверка, оценивание.



Задание №2. Работа в парах.

1.Прочитайте. Докажите, что это текст. Определите стиль текста. Докажите свое мнение. Вставьте пропущенные буквы, выпишите эти слова, объясните свой выбор.

Как хорош… день в лесу в конце зимы! Ты не можеш … усидеть дома выходиш…, осматриваеш…ся вокруг. Любуеш…ся голубым небом, белоствольными берёзами. Из – за туч …выглядывает редкий луч…. Ты с радостью понимаеш…, что весна не мираж, что скоро почувствуеш… запах талых крыш.... А снег блестящ… и скрипуч...

Хорош (кр. прил.), не можешь (глаг.), выходишь (глаг.), осматриваешься (глаг), любуешься (глаг.), из – за туч (сущ. Род. п. мн. ч.), луч (сущ. муж. р.), понимаешь (глаг.), мираж (сущ. М.р), почувствуешь (глаг) крыш (сущ. Род. п. мн. блестящ (кр.прил.), скрипуч (кр.прил).

Проверка (ответы выводятся на экран), оценивание выполнения по «ключам».



Задание № 3.Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Найди лишнее слово, запиши в тетрадь.

1. Угрожающ, жгуч, блестящ, камыш.

2. Мышь, крепыш, камыш, пейзаж.

3. Молодежь, собираешь, вертишь, слушаешь.

4. Луж, задач, рощ, забудешь.

Взаимопроверка (ответы выводятся на экран), оценивание.



3. Самостоятельная работа.

Задание №5.

Вставить пропущенную букву.

Учащиеся выбирают уровень самостоятельно.

I уровень – «3».

Глуш(?) (3 скл.), финиш(?) (2 скл ), мелоч(?) (3 скл.), из – за туч(?) (1 скл.), помощ(?) (3 скл.), жилищ(?) (1 скл.), молодёж(?) (3 скл.), манеж(?) (2 скл.).

II уровень – «4».

Реч (?), пахуч (?), луч (?), рощ (?), морж (?), блестящ (?), вещ (?), залеж (?), задач (?), роскош (?), проигрыш (?), клещ (?).

III уровень – «5»

Списать словосочетания, ставя, где надо, мягкий знак на конце, обозначая условия выбора.

Водится дич (?), прячется ёж (?), собирается молодёж (?), скребётся мыш (?), ползает уж (?), спрячеш (?) вещ (?), ландыш (?) пахуч (?), песок сыпуч (?), напиток шипуч (?), видиш (?) пейзаж (?), рисуеш (?) камыш (?).

(I уровень – «3».

Глушь (3 скл.), финиш (2 скл ), мелочь (3 скл.), из – за туч (1 скл.Р.п), помощь (3 скл.), жилищ (2 скл.Р.п), молодёжь (3 скл.), манеж (2 скл.).

II уровень – «4».

Речь, пахуч, луч, рощ, морж, блестящ, вещь, задач, роскошь, проигрыш, клещ.

III уровень – «5»

Водится дичь, прячется ёж, собирается молодёжь, скребётся мышь, ползает уж, спрячешь вещь, ландыш пахуч, песок сыпуч, напиток шипуч, видишь пейзаж, рисуешь камыш).

Проверка выполнения (ответы выводятся на экран), оценивание работы.



Дополнительный материал для работы.

Разноуровневые карточки.

I уровень

отвлечь внимание (глагол)

множество неудач (род.п., мн.ч.)

военная мощь (ж.р.)

удачный розыгрыш (м.р.)

кактус колюч (кр.прил.)

зарево пожарищ (род.п., мн.ч)

сумел отвлечься (глагол)

великолепный пейзаж (м.р.)

быстро уничтожь (глагол)

ужасно тощ (кр.прил.)

ничего не помнишь (глагол)

зеленая гуашь (ж.р.)

II уровень

отвлечь внимание (глагол)

множество неудач (сущ.)

военная мощь (сущ.)

удачный розыгрыш (сущ.)

кактус колюч (прил.)

зарево пожарищ (сущ.)

сумел отвлечься (глагол)

великолепный пейзаж (сущ.)

быстро уничтожь (глагол)

ужасно тощ (прил.)

ничего не помнишь (глагол)

зеленая гуашь (сущ.)

III уровень

отвлечь внимание

множество неудач

военная мощь

удачный розыгрыш

кактус колюч

зарево пожарищ

сумел отвлечься

великолепный пейзаж

быстро уничтожь

ужасно тощ

ничего не помнишь

зеленая гуашь

4. Итог урока.

- Сегодня мы повторили тему “Мягкий знак после шипящих”. Подведем итог при помощи сигнальных карточек, которые лежат у вас на столах. На мои вопросы вы поднимаете карточку с правильным ответом.

В словах какой части речи после шипящих всегда пишется Ь? (ГЛАГОЛ)

В словах какой части речи написание Ь после шипящих зависит от рода, числа, падежа? (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)

В словах какой части речи Ь после шипящих никогда не пишется? (ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)

5. Домашнее задание.

Составить словарный диктант из 15-20 слов с орфограммой “Ь после шипящих на конце слова”

























































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации