Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание ь после буквы шипящего согласного на конце имен существительных»

1
0
Материал опубликован 26 May 2018

Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание ь после буквы шипящего согласного на конце имен существительных».

Учитель: Кадабцова Е.В. МОБУ «СОШ №31»

УМК «Развивающее обучение Л.В. Занкова»

Учебный предмет

Русский язык

Класс

3

УМК

«Система Л.В. Занкова»

Цели урока

Задачи

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Цель: овладеть приемом правописания ь на конце имен существительных после букв шипящих.


 

Образовательная: подвести учащихся путем самостоятельного поиска к выводу о том, что у существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется мягкий знак

- формировать практические навыки правильного написания существительных с шипящей на конце, выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
 


 

Развивающая:

Способствовать развитию информационной компетенции, учебно-познавательной компетенции учащихся; логического и образного мышления; способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, анализировать


 

Воспитательная:

Воспитывать сознательное отношение к учебе; формировать интерес к изучению русского языка

Технологии

технология деятельностного подхода, развивающего обучения, личностно-ориентированного, гуманистического отношения к обучающимся, тьюторского сопровождения, технология критического мышления, элементы проблемного обучения, здоровьесберегающая, ИКТ-технология.

Методы

словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, практическая работа.

Формы работы:

фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая

Тип урока

Урок открытия нового знания

Основные понятия, термины

Имя существительное

Планируемые результаты

Предметные

Личностные:

Метапредметные:

умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;

развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

регулятивные:

способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

высказывать свое предложение;

коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам

познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)

Организация пространства

компьютер, проектор, доска, раздаточный материал, карта Оренбургской области

Оборудование

учебник Н.В. Нечаевой, С.Г. Яковлевой «Русский язык» 3 класс (II ч.), презентация, раздаточный материал: карточка-помощник, кластер, картинки для рефлексии.

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Самоопределение к учебной деятельности

2 мин

 - В перемену отдыхали,

И опять звенит звонок.

Мы готовы, стол в порядке,

Начинается урок!

-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка, ваши знания.

-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

-Соберите пословицу. Прочитайте

Знания собираются по капле.

-Как вы понимаете её смысл? Каждый день вы узнаёте что-то новое и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний.

-Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в ваше море знаний.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Эмоциональный настрой на урок.

Мотивирует уч-ся к предстоящей деятельности.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Взаимодействуют с учителем.

(Дети вспоминают правила «рабочего» человека)

Отвечают фронтально на вопросы учителя.

Слушать и слышать собеседника, строить монологическое высказывание.

II.Актуализация индивидуального затруднения в пробном учебном действии

 

10 мин

Над каким разделом вы сейчас работаете?

Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём эти знания и используем их.
Давайте соберем ваши знания в сундучок. Собираем кластер «Имя существительное»

- Что вы знаете об имени существительном?

-Запишем число, классная работа.

Выберите неповторяющиеся буквы.

ХЖЦКРЩКМРЦЧМШХЬ

- Какие буквы ?

- Какое задание я хочу вам предложить в минутке чистописания?

- Пропишите эти буквы в тетради. Следим за посадкой.

- На какие группы их можно разделить?

Какие орфограммы вы знаете с этими буквами?

-Какая буква не имеет звука?

- Какие функции может выполнять мягкий знак?

Как думаете, это все роли мягкого знака?

Сегодня вы побудете исследователями и выявите еще одну роль этого загадочного мягкого знака.

Приведите примеры.


 

Совместно с детьми составляется кластер на экране.


 

На закрывающейся половинке. Собираем кластер «Имя существительное»


 

Минутка чистописания.


 


 

Показ на доске.


 


 


 


 

Карточки с буквами вывешиваются на доске.


 

Показ на доске


 


 


 

На доске

Над разделом «Имя существительное»

Имя существительное –самостоятельная часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? изменяется по числам, имеет род: мужской, женский, средний

ЖЩЧШЬ

Учащиеся предлагают задания. Прописать. Дать характеристику звукам.

Согласные, шипящие

Твердые и мягкие

Жи-ши, ча-ща, чк-чн,

Мягкий знак

Обозначение мягкости согласного, разделительную функцию

Слушать и слышать собеседника, строить монологическое высказывание.

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности

уметь ориентироваться в своей системе знаний

III.Постановка учебной задачи

2 мин

Как думаете, почему не вся схема у нас заполнена?

Сформулируйте задачу урока. Это и будет проблемным вопросом нашего урока.

Сформулируйте тему урока.

-Какие задачи поставим перед собой?

Повесить знак вопроса. Это и будет проблемным вопросом нашего сегодняшнего урока, на который вы должны будете ответить.

Значит, есть ещё одна функция у мягкого знака.

Выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения, обнаруживают недостаток знаний.

Совместно с учителем формулируют тему и задачи урока.

Дети предлагают варианты

способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности

IV. Открытие нового знания

1)Наблюдение над проблемой

4 мин

Первичное закрепление.

5 мин

-Посмотрите на следующие слова. Что их объединяет?

-на какие группы можно распределить эти слова?

-Что заметили?

-Что общего у этих слов?

- Чем различаются?

Почему в одних случаях пишется мягкий знак, а в других нет?

Грач, ночь, мышь, малыш, стриж, гуашь, борщ.

- Какой вывод сделаете?

- После каких букв есть секрет у мягкого знака? Какая здесь роль у мягкого знака?. На что он указывает? (грамматическая, указывает на женский род имен существительных)

-

В таблице Ь не пишется две колонки. Значит, мы чего-то не учли? Значит, мы можем расширить наши знания? Мягкий знак после шипящих

Просит знаний настоящих.

- Рояль был без клавиш. Мама сварила компот из груш.Мы решили много задач.

Спишите. Подчеркните слова на изученную орфограмму. Сверху у данных слов определите грамматические признаки.

- Какие грамматические признаки вы можете определить.

Какой вывод можете сделать?


 

Упр. №320. Обобщив все полученные знания, поработайте самостоятельно с упражнением, распределив слова, оканчивающиеся на Ь, в таблицу.

Обменяйтесь тетрадями. Сверка по эталону.

-У кого возникли затруднения при выполнении этой работы? В каких словах вы допустили ошибки?

На карточках. Заполняем шапку таблицы совместно.

Распределяют слова фронтально, по одному слову.

Добавляем в таблицу третью функцию.

На экране. Предлагаю поработать в паре.

Эталон на экране.

Это имена существительные.

По родам.

Оканчиваются на шипящие. У слов в мужском роде мягкий знак не пишется, а в женском роде пишется.

Работают с информацией, сравнивают и анализируют.

Участвуют в обсуждении. Формулируют собственное мнение и аргументируют  его. Делают выводы.

Взаимодействуют с учителем и друг другом во фронтальном режиме.

совместно с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют самостоятельно. Распределяют слова по группам.

Уч-ся выполняют взаимопроверку.

осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества

уметь ориентироваться в своей системе знаний

находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

адекватно воспринимать информацию

Принимать и сохранять учебную задачу

Оформлять свои мысли в устной форме.

Осуществлять пошаговый контроль

Физминутка.

Потрудились – отдохнуть нужно без сомненья

Дружно быстренько встаём – выполним движенья.

-Ребята, я буду называть имена сущ. женского и мужского рода с шипящим на конце. Если это имя сущ. женского рода и на конце после шипящих пишется мягкий знак - приседаете, а если мужского рода и мягкий знак не нужен - подпрыгиваете.

Шалаш, мышь, меч, плащ, вещь, тишь, ёж, печь, снегирь, рожь, нож, товарищ, ложь.

Какое слово лишнее – снегирь. Почему? Сказать о зимующих птицах.

 

Учащиеся выполняют упражнения

Принятие установки на здоровый образ жизни

V. Включение новых знаний в систему знаний

Выполнение творческих заданий в группах.

Работа в группах.

Поработаете в группах. О каких правилах надо помнить, работая в группе?

Правила работы в группе:

Будьте доброжелательны по отношению друг к другу;

До конца выслушивайте мнение каждого члена группы;

Помогайте друг другу в работе;

Отстаивайте свою точку зрения.

Первая группа будет составлять правило.

Вторая – памятку.

Третья группа - алгоритм написания мягкого знака после шипящих.

Еще одна группа – попробует зарисовать правило.


 

А другая группа – показать правило.


 

Составление памятки.

1. Это имя существительное?

2. Есть ли шипящий звук на конце слова?

3.Определяю род.

4. Слово стоит в начальной форме?

5. Женский род – Ь пишу, мужской род – Ь не пишу.

Отчет творческих групп.

Ребята, слушайте внимательно. Задам вопросы.

-Как думаете, где вам пригодится памятка или алгоритм?

- Сформулируйте еще раз правило, о котором рассказали персонажи сказки.

 

учащиеся отвечают о правилах работы в группах.

Взаимодействуют с учителем.

Осуществляют в группах поиск решения учебной задачи.

Участвуют в обсуждении. Формулируют вывод и аргументируют его.

Представляют результаты групповой работы.

Адекватно воспринимать предложения товарищей по группе

совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Осуществлять поиск необходимой информации Сравнивать результат с эталоном, выявлять ошибки.

Адекватно самостоятельно оценивать правильность.

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

использовать знаково-символические средства

строить сообщения в устной форме

воспринимать и анализировать сообщения

чувства гордости за свой край

VII. Самостоятелная работа – 5 мин.

Фамилия_______________________
Тест. 
1. На конце существительных ж. р. после шипящих:
а) всегда пишется ь знак;
б) не пишется ь знак.
2. На конце существительных м. р. после шипящих:
а) пишется ь знак;
б) не пишется ь знак.
3. ь знак после шипящих на конце существительных указывает:
а) на падеж;
б) на число;
в) на род существительных
4. Сколько ролей выполняет мягкий знак в словах
а) 1
б) 2
в) 3
5) Слова на какой строке написаны верно
а) шалаш, печь, стриж, дич
б) камыш, экипаж, молодёжь
в) плачь, матч, горечь

 

   

воспринимать и анализировать сообщения

чувства гордости за свою страну, народ.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Подведение итогов

 

Домашнее задание

Самооценка деятельности

Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Мы достигли её?

- Подведем итог.

- На какие вопросы мы сегодня нашли ответ?

-Оцените свою деятельность на уроке.

Если все понятно и было интересно – возьмите большую каплю, если не все на уроке было понятно и есть затруднения, - возьмите поменьше, и .

если ничего не понял и на уроке было неинтересно – возьмите самую маленькую каплю.

Подходите к доске по очереди и приклейте свою каплю. Посмотрим какое море знаний сегодня получилось на уроке.

- Посмотрите, какое море знаний получилось. Представляете, каким оно станет огромным к концу обучения в школе. . Я верю, когда вырастете, своими знаниями. принесете огромную пользу родному Оренбургу и любимой Родине.

Задает вопросы 
о цели урока. Спрашивает, какая цель останется 
на следующие уроки.

В соответствии с ситуацией учитель подводит итог.

Устанавливают связь между целью деятельности и её результатом.

Отвечают на поставленные вопросы, опираясь на кластер.

 

Адекватно анализировать свою работу на уроке.

умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации