12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тотрова Зоя Ильинична85

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Учитель: Тотрова З.И.

Дата проведения:20.04.2020г.

 

Тема урока: «Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: знакомство учащихся с правилом написания кратких прилагательных на шипящую; формирование знаний о правописании кратких имен прилагательных с основой на шипящую; формирование умения различать данную орфограмму от правописания Ь в других частях речи, употреблять их в речи.

Задачи урока:

Образовательные: Изучить правила правописания кратких прилагательных на шипящий; совершенствовать навыки правописания.
Развивающие: Развивать умение логически излагать свои мысли, аргументировать, доказывать, применять полученные знания, выделять главное, обобщать.
Воспитательные: Воспитать любовь к русскому языку, сознательную дисциплину; формировать навыки контроля и самоконтроля.

Средства обучения: компьютер, проектор, экран, учебник, тетрадь,

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля, взаимоконтроля.

Учебник: «Русский язык. 5 класс», Москва, «Просвещение»2021. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская.

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты(включая УУД)

 Организационный момент

 

 

 

 

Мотивация к учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целеполагание

 - Добрый день, ребята! А какой этот день? Опишите его.

Какие слова нам помогли?

- Можем ли мы обойтись в речи без них?

- Значит, есть у нас необходимость знать особенности правописания и употребления прилагательных?

- Тогда предлагаю провести небольшую работу, чтобы выяснить, насколько вы владеете правилами.

- Запишите предложения.

Хорош зимний день! Ветер жгуч и порывист. Но детям мороз не страшен. Они всегда веселые и бодрые.

- С какими правилами мы встретились в этих предложениях?

- Какие прилагательные вызвали затруднение в написании?

Надо или нет писать Ь после шипящих в этих словах?

Мы уже знаем, как пишутся существительные с основой на шипящую. Значит, сегодня мы будем говорить о другой части речи. Эта орфограмма в какой части речи? В какой форме эти прилагательные?

-Какие мы знаем правила употребления Ь после шипящих?

Могут ли они помочь в нашей ситуации?

- Как разрешить ситуацию?

 

 

-Ребята, а где могут пригодиться эти знания?

 

- Определимся с темой урока.

Над чем работать?

Определим, каковы цели нашего урока с помощью слов-«помощников»:

Повторим

Изучим

Узнаем

Проверим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что поможет справиться?

 

-Веселый, солнечный, теплый 

Прилагательные

Нет

 

да

 

 

 

 

 

1 у доски, др. в тетради

 

 

Ответ ученика

 

Хорош, жгуч

 

 

 

 

 

 

В прилагател.,

В краткой форме

 

Сущ., глагол

Нет

 

Надо узнать условия правописания

На уроках,

в переписке

Называют тему

формулируют цели.

Повторим правописание Ь после шипящих на конце имён существительн.

Изучим, как пишутся краткие имена прилагательные с основой на шипящую.

Узнаем, почему допускаем ошибки в написании кратких прилагательных.

Проверим свои умения и навыки в изучении данной темы.

 

Я, друг, учебник, учитель

 

 

 

личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция

 

 

 

 

 

 

познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникацииРегулятивные: самоконтроль знаний, формулирование задач и целей урока.

2.      Планирование работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация построенного плана

 

Работа с учебником

 

 

Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Взаимоконтроль(на слайде правильное написание)

 

 

 

Контроль, оценка

 

4

 

 

5сСамостоятельно

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

 

Рефлексия

 

 

 

Физкультминут ка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль, оценка

 

 

 

 

 

 

 

7.     

 

8.      Рефлексия деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Задание на дом

- Как построим работу по достижению целей?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Верно. Найдите ответ на вопрос в учебнике.

Изучим правило самостоятельно и расскажем соседу.

-Итак, правило мы узнали. Прочитайте задание упражнения 421. Что нужно сделать?

Проведем взаимопроверку – обменяйтесь тетралдями.. На слайде представлены краткие формы. Оцените работу товарища.

 

-В начале урока вы сказали, что «Ь» после шипящих встречается и в других частях речи.

-Насколько вы помните эти правила, мы проверим. Игра «Четвёртый лишний»

Найди лишнее слово, обоснуй ответ.

1 вариант .Горяч…, хорош…, помощ…., блестящ…

2 вариант. Трескуч…, построиш…. , могуч…, колюч….

Предлагаю работу по созданию схемы «ь знак на конце шипящих»

 

t1641495255aa.gift1641495255ab.gift1641495255ac.gifЧасти речи

 

t1641495255ad.gift1641495255ae.gift1641495255af.gift1641495255ag.gifСущ. Глагол крат. прил

 

t1641495255ah.gift1641495255ai.gif2 скл. 3 скл ь ь

 

-Почему в некоторых словах пишется «Ь»? Что вам помогло справиться?

 

-Устали? Предлагаю провести физкультминутку.

 

- Ребята, где еще вы можете встретить краткие прилагательные с основой на шипящую?

(1.Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. 2.Человек не за красивое хорош, а за хорошее красив. 3. Истинно могуч тот, кто сам себя побеждает. 4. Стар гриб, да корень свеж. 5. Хорошему мастеру любой материал хорош.)

-Готовы? Кто прочитает, что получилось? Проверим себя?

-Встретились здесь слова на изученную орфограмму?

 

-О чем эти поговорки? Вы согласны с этими высказываниями?

 

Проверочная работа

 

1.Весенняя ноч…,

2. вырос возле дач…,

3.снег блестящ…,

4.лесная глуш…,

5.ландыш… пахуч…,

6.упругий мяч…,

7.ветер горяч…

8.батончик тягуч…

9. колюч…ёж…

10. ребёнок неуклюж…

 

Вот и подошел к концу наш урок. Чем он был для вас полезным? Что было трудным? А что было интересным? Вы сегодня все хорошо потрудились. Спасибо большое за работу.

Выставление оценок.

Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания:

1. упр ; 2. приготовить задания другу (карточка); 3. Составить кроссворд из кратких прилагат.

1. узнать правило правописания

2. отработать умения правильно писать

3. учиться правильно употреблять в речи

Работа с учебником

работа в парах

-ь не пишется в крат-х прил.

-учиться правильно писать

-образовать кратк. форму прил.

оценивают

комментируют

 

 

 

Вставляют ответ «пишется» или нет «Ь» в разных частях речи после шипящих

 

 

Обучающиеся работают в парах, после чего объясняют свое решение

 

 

 

 

Ответы детей

Комментируют

(товарищ)

Эмоциональная разрядка

 

В пословицах и поговорках

 

Работают в тетрадях, вставляют, где требуется, «Ь»

 

 

 

 

Дети еще раз проговаривают изученную орфограмму

Ответы детей

 

 

Обмен тетрадями, взаимопроверка, взаимооценивание.

Критерии оценивания:

«5» — 0 ошибок

«4»-1-2 ошибки

«3»-3-4 ошибки

«2»-5 и более 5 ошибок

 

Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы.

Восстановление учебной мотивации.

 

 

 

 

 

 

 

познавательные: применение методов информационного поиска коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации регулятивные: коррекция (внесение необходимых изменений в план и способ действия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

регулятивные: составление плана действий, саморегуляция познавательные структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, анализ объектов с целью выделения признаков; коммуникативные: управление поведением партнера.

 

познавательные: пошаговое выполнение задачи; регулятивные: оценка результатов работы.

познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов коммуникативные: умение полно и чётко выражать свои мысли.


 

Опубликовано


Комментарии (6)

сменить сортировку
Сорокина Светлана Валерьевна, 06.01.22 в 20:58 0Ответить Пожаловаться
Публикация отсутствует
Потамошнева Наталья Алексеевна, 06.01.22 в 22:40 0Ответить Пожаловаться
Теперь появился, спасибо!
Ирина Владимировна Казарцева, 07.01.22 в 05:37 0Ответить Пожаловаться
Отсутствует заявленная презентация
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.