Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Учитель: Тотрова З.И.
Дата проведения:20.04.2020г.
Тема урока: «Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: знакомство учащихся с правилом написания кратких прилагательных на шипящую; формирование знаний о правописании кратких имен прилагательных с основой на шипящую; формирование умения различать данную орфограмму от правописания Ь в других частях речи, употреблять их в речи.
Задачи урока:
Образовательные: Изучить правила правописания кратких прилагательных на шипящий; совершенствовать навыки правописания.
Развивающие: Развивать умение логически излагать свои мысли, аргументировать, доказывать, применять полученные знания, выделять главное, обобщать.
Воспитательные: Воспитать любовь к русскому языку, сознательную дисциплину; формировать навыки контроля и самоконтроля.
Средства обучения: компьютер, проектор, экран, учебник, тетрадь,
Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля, взаимоконтроля.
Учебник: «Русский язык. 5 класс», Москва, «Просвещение»2021. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты(включая УУД) |
Организационный момент
Мотивация к учебной деятельности
Актуализация знаний
Целеполагание |
- Добрый день, ребята! А какой этот день? Опишите его. Какие слова нам помогли? - Можем ли мы обойтись в речи без них? - Значит, есть у нас необходимость знать особенности правописания и употребления прилагательных? - Тогда предлагаю провести небольшую работу, чтобы выяснить, насколько вы владеете правилами. - Запишите предложения. Хорош зимний день! Ветер жгуч и порывист. Но детям мороз не страшен. Они всегда веселые и бодрые. - С какими правилами мы встретились в этих предложениях? - Какие прилагательные вызвали затруднение в написании? Надо или нет писать Ь после шипящих в этих словах? Мы уже знаем, как пишутся существительные с основой на шипящую. Значит, сегодня мы будем говорить о другой части речи. Эта орфограмма в какой части речи? В какой форме эти прилагательные? -Какие мы знаем правила употребления Ь после шипящих? Могут ли они помочь в нашей ситуации? - Как разрешить ситуацию?
-Ребята, а где могут пригодиться эти знания?
- Определимся с темой урока. Над чем работать? Определим, каковы цели нашего урока с помощью слов-«помощников»: Повторим Изучим Узнаем Проверим
- Что поможет справиться?
|
-Веселый, солнечный, теплый Прилагательные Нет
да
1 у доски, др. в тетради
Ответ ученика
Хорош, жгуч
В прилагател., В краткой форме
Сущ., глагол Нет
Надо узнать условия правописания На уроках, в переписке Называют тему формулируют цели. Повторим правописание Ь после шипящих на конце имён существительн. Изучим, как пишутся краткие имена прилагательные с основой на шипящую. Узнаем, почему допускаем ошибки в написании кратких прилагательных. Проверим свои умения и навыки в изучении данной темы.
Я, друг, учебник, учитель |
личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция
познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникацииРегулятивные: самоконтроль знаний, формулирование задач и целей урока. |
2. Планирование работы
Реализация построенного плана
Работа с учебником
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Взаимоконтроль(на слайде правильное написание)
Контроль, оценка
4
5сСамостоятельно
Работа в парах
Рефлексия
Физкультминут ка
Контроль, оценка
7.
8. Рефлексия деятельности.
Задание на дом |
- Как построим работу по достижению целей?
-Верно. Найдите ответ на вопрос в учебнике. Изучим правило самостоятельно и расскажем соседу. -Итак, правило мы узнали. Прочитайте задание упражнения 421. Что нужно сделать? Проведем взаимопроверку – обменяйтесь тетралдями.. На слайде представлены краткие формы. Оцените работу товарища.
-В начале урока вы сказали, что «Ь» после шипящих встречается и в других частях речи. -Насколько вы помните эти правила, мы проверим. Игра «Четвёртый лишний» Найди лишнее слово, обоснуй ответ. 1 вариант .Горяч…, хорош…, помощ…., блестящ… 2 вариант. Трескуч…, построиш…. , могуч…, колюч…. Предлагаю работу по созданию схемы «ь знак на конце шипящих»
Части речи
Сущ. Глагол крат. прил
2 скл. 3 скл ь ь
-Почему в некоторых словах пишется «Ь»? Что вам помогло справиться?
-Устали? Предлагаю провести физкультминутку.
- Ребята, где еще вы можете встретить краткие прилагательные с основой на шипящую? (1.Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. 2.Человек не за красивое хорош, а за хорошее красив. 3. Истинно могуч тот, кто сам себя побеждает. 4. Стар гриб, да корень свеж. 5. Хорошему мастеру любой материал хорош.) -Готовы? Кто прочитает, что получилось? Проверим себя? -Встретились здесь слова на изученную орфограмму?
-О чем эти поговорки? Вы согласны с этими высказываниями?
Проверочная работа
1.Весенняя ноч…, 2. вырос возле дач…, 3.снег блестящ…, 4.лесная глуш…, 5.ландыш… пахуч…, 6.упругий мяч…, 7.ветер горяч… 8.батончик тягуч… 9. колюч…ёж… 10. ребёнок неуклюж…
Вот и подошел к концу наш урок. Чем он был для вас полезным? Что было трудным? А что было интересным? Вы сегодня все хорошо потрудились. Спасибо большое за работу. Выставление оценок. Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания: 1. упр ; 2. приготовить задания другу (карточка); 3. Составить кроссворд из кратких прилагат. |
1. узнать правило правописания 2. отработать умения правильно писать 3. учиться правильно употреблять в речи Работа с учебником работа в парах -ь не пишется в крат-х прил. -учиться правильно писать -образовать кратк. форму прил. оценивают комментируют
Вставляют ответ «пишется» или нет «Ь» в разных частях речи после шипящих
Обучающиеся работают в парах, после чего объясняют свое решение
Ответы детей Комментируют (товарищ) Эмоциональная разрядка
В пословицах и поговорках
Работают в тетрадях, вставляют, где требуется, «Ь»
Дети еще раз проговаривают изученную орфограмму Ответы детей
Обмен тетрадями, взаимопроверка, взаимооценивание. Критерии оценивания: «5» — 0 ошибок «4»-1-2 ошибки «3»-3-4 ошибки «2»-5 и более 5 ошибок
Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы. Восстановление учебной мотивации.
|
познавательные: применение методов информационного поиска коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации регулятивные: коррекция (внесение необходимых изменений в план и способ действия)
регулятивные: составление плана действий, саморегуляция познавательные структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, анализ объектов с целью выделения признаков; коммуникативные: управление поведением партнера.
познавательные: пошаговое выполнение задачи; регулятивные: оценка результатов работы. познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов коммуникативные: умение полно и чётко выражать свои мысли. |
Сорокина Светлана Валерьевна
Тотрова Зоя Ильинична
Потамошнева Наталья Алексеевна
Тотрова Зоя Ильинична
Потамошнева Наталья Алексеевна
Ирина Владимировна Казарцева