12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Устинова Людмила Валентиновна320
Россия, Омская обл., село Аёв

Устинова Людмила Валентиновна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Аёвская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока русского языка

в 3 классе по теме:

«Правописание имён существительных

с шипящей на конце».

Устинова Людмила Валентиновна,

учитель начальных классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Урок русского языка по теме «Правописание имён существительных с шипящей на конце» проводится в третьем классе в третьей четверти, раздел «Существительные с твёрдой и мягкой основами».

Программа «Русский язык» (Горецкий В.Г., Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.). Сборник рабочих программ «Школа России». М. «Просвещение» 2011

Учебник «Русский язык» (Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.). М. «Просвещение» 2012, раздел «Имя существительное».

В классе обучалось 14 человек: девочек – 8, мальчиков – 6. Состав семей: один ребёнок – 2, двое детей – 6, трое детей – 3, более трёх детей – 3.

Работоспособность класса хорошая. Дети любознательны и общительны. Не все обучающиеся учились в меру своих возможностей. На « 4» и «5» - 7 человек. Неуспевающих нет.

Физическое развитие детей оставляло желать лучшего уровня. Много в классе ребят с хроническими заболеваниями, поэтому много пропусков, что влияло на общую картину успеваемости.

Тип урока: открытие нового знания. На уроке осуществляется технология системно – деятельностного подхода.

Этапы урока:

Орг. момент

Актуализация знаний

Постановка учебной задачи

Решение учебной задачи

Физминутка для глаз

Решение учебной задачи

Физминутка

Первичное закрепление

Оценка

Рефлексия

Домашняя работа

На уроке используется ИКТ, групповые и парные формы работы, проблемные ситуации, «открытие» новых знаний через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения. Учащиеся проводили анализ слов, сравнение и классификацию, устанавливали причинно – следственные связи написания существительных мужского и женского рода с основой на ж, ч, ш, щ.

 

Технологическая карта урока

Место урока в системе уроков по данной теме 1 урок

Цель урока: стремление к приобретению новых знаний через анализ слов, сравнение и классификацию, установку причинно – следственных связей написания существительных мужского и женского рода с основой на ж, ч, ш, щ в ходе парной и групповой практической деятельности под руководством учителя, осуществляя контроль (самоконтроль), оценивая правильность выполнения заданий, внося коррективы на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Представление о результатах:

- личностные результаты: стремление к самоизменению – приобретению новых знаний.

- метапредметные результаты:

регулятивные: умение ставить цели урока, осуществлять контроль (самоконтроль) по образцу, оценивать правильность выполнения заданий, вносить необходимые коррективы на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

познавательные: осуществлять анализ слов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно – следственные связи написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- предметные результаты: наблюдать и различать правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ч, ш, щ.

Этап урока

Планируемое время

Результаты этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Орг. момент

1 мин

Личностные УУД:

Формирование интереса к учению.

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Действия педагога

Действия обучающегося

   - Весёлый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

  - Итак, ребята, мы отправляемся в дорогу,

Хорошее настроение возьмём себе в подмогу.

 

Актуализация знаний

5 мин

Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, группировать, находить закономерности. Самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения..

актуализировать и выявить имеющиеся у учащихся знания по теме урока

- Начнём нашу работу с минуты чистописания. Запишите число, классная работа.

- Рассмотрите запись.

ж ш ч к щ р я л т о

- Найдите среди данных буквы, обозначающие шипящие звуки.

- Запишите эти буквы. Составьте слова, которые начинались бы с этих букв.

- Назовите орфограммы в данных словах. К какой части речи относятся эти слова?

- Что мы знаем об имени существительном?

Слайд 2

ж ш ч щ

Жизнь, чудо, щука, шарф.

Имя существительное.

Имя существительное – часть речи, которое обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?

Имя существительное изменяется по числам, бывают женского, мужского и среднего рода.

Постановка учебной задачи

5 мин

Регулятивные УУД:

умение ставить цели урока

Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, группировать, находить закономерности. Самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение

Личностные УУД:

стремление к самоизменению – приобретению новых знаний

формировать умение определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения

Прочитайте слова. Чем они похожи?

Мощь, печь, луч, сушь, камыш, чиж, молодёжь, врач.

Чем эти слова различаются?

Значит, над какой темой мы сегодня поработаем?

Кто может сформулировать цель нашего урока?

Это существительные, оканчиваются на шипящую.

Слайд 3

В одних словах на конце есть мягкий знак, а в других – нет.

Правописание существительных с шипящей на конце.

Слайд 4

Мы должны узнать, почему в одних случаях после шипящих у существительных пишется ь знак, а в других не пишется.

Слайд 5

Решение учебной задачи

9 мин

Личностные УУД:

стремление к самоизменению – приобретению новых знаний

Коммуникативные УУД:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Познавательные УУД:

осуществлять анализ слов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно – следственные связи написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

Регулятивные УУД:

осуществлять контроль по образцу, оценивать правильность выполнения заданий, вносить необходимые коррективы на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

организовать совместное открытие нового знания

- Ещё раз посмотрите на слова.

Какие есть предположения о правописании мягкого знака?

- Посмотрите, чем ещё (кроме мягкого знака) различаются слова?

- Что можно сказать о роде?

-Давайте проверим вашу гипотезу. Как это можно сделать?

- Сгруппируем слова по общему признаку.

- Я предлагаю поработать вам в паре.

- Проверим, как вы выполнили задание.

Что общего у слов 1-го столбика?

Что общего у слов 2-го столбика?

- Какой вывод вы можете сделать?

- Это ваша гипотеза, верна ли она? Ответить помогут страницы учебника 77.

- Прочитайте правило, сравните с выводом, который вы сделали сами.

- Правильно ли мы с вами сделали вывод?

Оцените свою работу. Если нет ошибок ставим +, если 1, 2 ошибки ставим +, -.

Слайд 6

Высказывают ошибочные гипотезы или молчат.

В женском роде мягкий знак пишется, в мужском – нет.

Выписать в один столбик слова женского рода, в другой – мужского рода и посмотреть на мягкий знак.

Работа в паре. Задания выполняются в тетрадях, затем один ученик даёт ответ. Слайд 7

Слова первого столбика – мужского рода и без мягкого знака

 

Слова второго столбика – женского рода с мягким знаком.

 

На конце имён существительных после шипящих в женском роде пишется мягкий знак, в мужском роде не пишется.

Читают правило по учебнику.

-Да, правильно.

Физминутка для глаз

2 мин

Личностные УУД:

установка на здоровый образ жизни.

     

Решение учебной задачи

8 мин

Коммуникативные УУД:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации;

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- построение логической цепи рассуждения

организовать совместное открытие нового знания

Назовите главное в выборе написания ь.

Работать будем в группе.

Запишем слово ночь и попробуем составить алгоритм написания мягкого знака в этом слове.

Но перед этим вспомним, что такое алгоритм?

Задания будут разными. Одна группа составит алгоритм из предложенных пунктов, другие - будут дополнять алгоритм, восстанавливая пропущенные этапы работы.

Проверка с опорой на слайд (по эталону). Слайд 8

- Что, по вашему мнению, мы должны выяснить сначала?

 

-А дальше?

 

3 шаг.

4 шаг.

Кто смог выполнить работу верно? Для чего нужен алгоритм?

-Молодцы! Мы с вами составили алгоритм, которым можно пользоваться, чтобы не ошибиться при написании Ь у существительных после шипящих.

Род имени существительного.

Работа в группе


 


 


 

Порядок действий для решения проблемы.

Отчёт групп

Надо определить сначала часть речи, ведь нам может встретиться другая часть речи.

Если слышу на конце шипящий звук, то определяю род имени существительного.

Если существительное женского рода, то Ь пишу.

Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.

1. Определи часть речи.

2. Если на конце шипящий звук, то определяю род.

3. Если существительное женского рода, будем писать ь.

4. Если существительное мужского рода, не будем писать ь.

Физминутка

2 мин

Личностные УУД:

установка на здоровый образ жизни.

 

Потрудились – отдохнём,

Нужно, без сомнения.

Дружно быстренько встаём,

Выполним движения.

Сейчас мы отдохнём, но не будем забывать про тему нашего урока. Если я называю существительное женского рода – приседают девочки, мужского рода – мальчики.

Ключ, лещ, молодёжь, малыш, мышь, этаж, вещь, ёж, багаж, мелочь, тишь, глушь, речь, меч, карандаш, уж, ночь.

 

Первичное закрепление

.5 мин

Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, группировать, находить закономерности. Самостоятельно делать выводы.

Регулятивные УУД:

осуществлять контроль (самоконтроль) по образцу, оценивать правильность выполнения заданий, вносить необходимые коррективы на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

организовать самостоятельную работу по применению новых знаний;

- организовать самопроверку;

А сейчас выполним следующее задание.

- На карточке записано слово.

Возьмите лист желтого цвета.

- Подберите слова, из предложенной вам группы слов, на эту же орфограмму.

При выполнении задания пользуемся алгоритмом.

Слова:

1. Вещь, дочь, врачь, плащь, ложь, ёжь.

2. Ключ, помощ, доч, глуш, лещ, силач.

- Проверим, как же вы справились с данной задачей.

Проверка с опорой на слайд (по эталону).

Оцените свою работу. Если нет ошибок ставим +, если 1, 2 ошибки ставим +, -.

Возьмите зеленый лист.

- Каждый из вас приступает к работе с карточкой самоконтроля.

Карточка самоконтроля.

Исправьте ошибки в словах.

Мыш, грач, сторожь, печ, ключ, дрожь, ёршь, мелочь, моржь.

Обменяйтесь листочками с соседом по парте.

Назовите слова, в которых были допущены ошибки

Оцените работу своего соседа. Если нет ошибок ставим +, если 1, 2 ошибка ставим +, -.

Работа в паре.

печь

луч

Самоконтроль.

Исправляют ошибки.

Взаимоконтроль.

Оценка

1 мин

 

умение анализировать и осмысливать свои достижения

Отметку я вам поставлю на следующем уроке после заполнения тестов. Отметка будет складываться из вашей самооценки и результатов тестов.

 

Рефлексия

6 мин

Регулятивные УУД:

оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли

зафиксировать новое содержание урока;

организовать рефлексию собственной учебной деятельности

Мы с вами хорошо потрудились.

 

О чём мы договаривались узнать сегодня на уроке?

Мы достигли цели урока?

Какие ваши действия помогли получить эти знания и умения?

- Кого из одноклассников могли бы отметить за работу?

- Что вы можете сказать о своей работе на уроке? Для этого мы заполним анкету оценим свою работу на уроке. ( см. Приложение )

Мы должны узнать, почему в одних случаях после шипящих у существительных пишется ь знак, а в других не пишется.

Мы провели исследовательскую работу, составили алгоритм

Слайд 9

Домашняя работа

1 мин

 

организовать выполнение домашнего задания

Чтобы научиться правильно писать имена существительные с шипящей на конце, выучите правило на с. 77 и выполните упр.69

Молодцы! Спасибо за урок.

 

Приложение

Анкета – оцени
1. Оцени, насколько интересной показалась тебе эта работа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Оцени свой вклад в решение заданий (насколько ты оказался полезен в группе, в паре).

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Список использованной литературы

Программа «Русский язык» (Горецкий В.Г., Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.). Сборник рабочих программ «Школа России». М. «Просвещение» 2011

Учебник «Русский язык» (Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.). М. «Просвещение» 2012

Анкета - оцени http://wiki.iteach.ru/images .

 
Опубликовано


Комментарии (1)

Евдакименко Виктория Викторовна, 05.02.16 в 17:12 0Ответить Пожаловаться
хотелось бы увидеть техническое оснащение урока.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.