12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юзкаева Лилия Марсовна124
Юзкаева Лилия Марсовна. На сегодняшний день работаю воспитателем группы продлённого дня. Считаю, что компетентный учитель должен уметь находить подход к каждому ученику индивидуально, учитывая его способности и возможности.
Россия, Татарстан респ., Актаныш
Материал размещён в группе «Особое обучение»
7

«Имена существительные с основой на шипящий».

 

Урок русского языка в 5-м классе  для индивидуального обучения на дому.

Тема: «Имена существительные с основой на шипящий».

Цель: 1. Выявить особенности рода имён существительных с основой на шипящий.

            2. Научить распознавать и грамотно употреблять в устной и письменной

                речи полученные знания, развивать творческое мышление, память,

                наблюдательность, воображение.  

             3. Воспитание чувства дружбы, взаимопомощи.

Литература: 1. Л.З.Шакирова.  Русский язык. 5 класс. Казань. «Магариф». 2004 г.

                        2. В.Г. Лысаков. 1000 загадок. АСТ. Профиздат. Сталкер. 2008 г.

Форма работы – индивидуальная.

   При обучении ребёнка с ОВЗ на дому обязательно нужно учитывать его индивидуальные способности и возможности, состояние здоровья, психологического настроя на урок.  Желательно на  уроке опираться на наглядность. С целью поддержки интереса к уроку, развитие памяти, наблюдательности, творческого мышления, связной речи подобрала такие виды работы как путешествие, игра,  отгадывание загадок, составление предложений, написание диктанта, показ рисун-ков.

1.      Психологический настрой.

-Я хочу пригласить  тебя в путешествие по озеру. Выбери себе лодку. Она похожа на мягкий надувной матрац. Почувствуй, как ты удобно расположился на этом надувном матраце. ( Можно также в домашних условиях взять подушки от диванов)

Теперь начинается путешествие. Твоя лодка медленно плывёт по голубому озеру. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?Здесь, в озере, все спокойно и тихо шелестят камыши. Пусть твоя лодка понесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.Постарайся мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь может

произойти что-то чудесное и волшебное.  А теперь  снова плыви на свое место –на урок. Потянись, выпрямись. Будь на уроке внимательным, аккуратным.

2.- Теперь продолжим наше путешествие по озеру. А сопровождать нас по озеру будет маленькая рыбка ёрш. (рисунок ерша)  Ёрш теперь наш друг. Он обещает в конце путешествия, при  активной  работе на уроке, вручить тебе приз.

    -Тема нашего путешествия  «Род имён существительных с основой на шипящий ». 

-Эта тема нам знакома с младших классов. Сегодня во время путешествия мы ее повторим и закрепим. Желаю тебе приятного путешествия!

-Открой тетрадь. Запиши число. Классная работа . Тема урока.  Ёрш будет плавать  с одной водяной кувшинки на другую,(рисунки водяных кувшинок) а мы с тобой, следуя за ним, будем выполнять задания, которые приготовил нам наш герой.

Первая кувшинка, к которой приплыл ёрш, так и называется: Ёрш.

- К какой части речи относится слово ёрш?

- Сделай запись в тетради: Ёрш – сущ.,

- Определи род, число и падеж существительного ёрш.

- Продолжи запись: м.р., ед.ч., И.п., 
- Назови шипящую букву в слове ёрш (ша).

-Какие еще шипящие буквы ты знаешь? (че,ща, же)

Вывод: существительное ёрш мужского рода с шипящей на конце.

- Что ты знаешь о правописании существительных мужского рода с шипящей на конце? (у существительных мужского рода после шипящих ж,ч,ш,щ  в окончании  ь знак не пишется)

-Приведи примеры. (камыш, чиж, ёж…)

- Что ты знаешь о правописании существительных женского рода с шипящей на конце? (у существительных женского рода после шипящих в окончании пишется  ь знак)

Приведи примеры. (рожь,мышь,ночь…)

Вывод: Чтобы не ошибиться в правописании существительных мужского и женского рода с шипящей на конце, необходимо:Определить род имени существительного.Если Ж.Р. – то Ь есть.Если М.Р. – то Ь нет.

-Молодец!

Продолжаем наше путешествие.Следующая кувшинка  «Цирк». Послушай рассказ ерша.

В цирке.

В полноч_ на манеж_ вышел циркач_ и его доч_. На нем был плащ_. В руках он держал мяч_. Скрипач_ играл марш_. Вот морж_ поймал мяч_. В зале сидела молодеж_. Стояла тиш_.

 

Запиши текст под диктовку, вставь, где нужно, Ь знак, над существительными с основой на шипящий укажи  род.

(                         В цирке.

В полночь на манеж вышел циркач и его дочь. На нём был плащ. В руках он держал мяч.Скрипач играл марш. Вот морж поймал мяч. В зале сидела молодёжь. Стояла тишь.)

-А сейчас проверим себя ,читаем только существительные, над которыми стоит род . (существительные с Ь знаком это существительные женского рода, а без Ь знака-существительные мужского рода)

  -Молодец!

Потрудились – отдохнуть,
Нужно, без сомнения.

Дружно быстренько встаем,
Выполним движения.
3.«Физминутка»

4. Продолжаем. Я буду называть имена существительные женского и мужского рода с шипящими на конце. Если я назову существительное женского рода, ты хлопаешь ладонями над головой. Если услышишь существительное мужского рода, хлопаешь ладонями перед собой.

(Шалаш, мышь, чиж, плащ, вещь, молодёжь, ёж, ночь, грач, рожь, нож, печь, товарищ, помощь.)

  -Продолжаем наше путешествие.

Следующая кувшинка  «Игра»

- Ёрш  предлагает нам с тобой сыграть в игру «Добавь словечко».

Я буду читать тебе словосочетания, а ты будешь добавлять существительное с шипящей на конце и записывать его в тетради в тот столбик, какого оно рода.

Запишите в тетради:м.р.   ж.р.

(* Она бывает устной и письменной…(речь). * Он бывает тупой или острый…(нож).  * Морской, речной бывает он…(пляж).  * Верный, преданный…(товарищ).  * Она наступает после вечера… (ночь). * Правда лучше, чем…(ложь).)

-  Молодец!

Следующая кувшинка  «Загадки»

Я буду загадывать тебе загадки, буд внимательным, отгадкой должно быть существительное с шипящей на конце. Отгадку записывай в тетради, продолжаем те же столбики:
м.р.   ж.р.

1.Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,

              Потому что до темна
              В норке прячется она.
              (рисунок) (Мышь)

2.Полежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
А потом вдруг убежала.
(рисунок) (Ёж)

3.Признается он ножу:
- Без работы я лежу.
Построгай меня, дружок,
Чтобы я работать мог.
(рисунок)( Карандаш)

  -Молодец!  Теперь попробуем составить с отгадками предложения и записать в тетради.(Мышь живёт в норе.  Ёж  умеет сворачиваться в клубок. Мне купили новый карандаш.)

4. Домашнее задание:

1.Найти 2-3 загадки по сегодняшней теме, записать в тетрадь. К отгадкам нарисуй  рисунки. 2. Выполнить  упр.420,  (по заданию)

5. Итог. Выставление оценки.  Вот и подошло к концу наше путешествие. Ёрш  благодарит нас за приятное путешествие и дарит тебе приз- открытку с изображением рыбы ерша. За активность на уроке ставлю тебе хорошую оценку.

- Тебе понравился приз? А урок? Чему ты научился на этом уроке?

Сохрани  приз, и когда тебе встретится существительное с шипящей на конце, ты вспомнишь наше путешествие и существительное ёрш, на конце которого после шипящей Ь знака нет.

А сейчас поблагодари свою лодку и ерша  за чудесное путешествие.

Опубликовано в группе «Особое обучение»


Комментарии (1)

Федорова Людмила Ивановна, 11.12.15 в 23:37 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за хороший и полезный материал. Моим детям здорово поможет.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.