Применение информационно-коммуникативных технологий

0
0
Материал опубликован 13 March 2022

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 32 имени Героя Советского Союза В.И. Литвинова» Белоглинского района




Применение информационно-коммуникативных технологий

t1647197508aa.jpgУчитель начальных классов

МБОУСОШ № 32

Тимошенко Наталья Ивановна

Введение.

     В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень  давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.

       

Актуальность.

Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. В Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования речь идет не только об освоении младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но, прежде всего, об их успешном включении в учебную деятельность, становлении учебной самостоятельности.          Использование ИКТ на  уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности

         Основная цель обучения в начальной школе - научить ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации.

         «Дитя мыслит образами, звуками, красками». Помня слова К. Д. Ушинского, учителю начальной школы всегда приходилось самому делать много наглядности к урокам. Сегодня этот нелёгкий труд заменил монитор компьютера, возможность которого намного выше, чем классной доски.

                   Использование ИКТ на уроке имеет целый ряд преимуществ по сравнению с другими техническими средствами:

 - позволяют более эффективно организовать познавательную информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность учащихся;

-обеспечивают возможность самостоятельной учебной деятельности.

        Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

            Для многих учащихся моего класса русский язык, а в частности его составляющая часть – изучение орфографии, является одним из самых сложных предметов. Поэтому возникла необходимость сформировать у детей заинтересованное отношение к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес.

         Цель работы: показать эффективность использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на уроках русского языка в начальной школе.

Задачи:

- раскрыть сущность понятия ЦОР;

 - познакомить с содержанием ЦОР;

 - использование ЦОР на  разных этапах урока;

- представить собственный опыт  использования ЦОР на уроках  русского языка.

 

Основная часть.

    В своей педагогической деятельности  в течение последних  пяти лет использую ИКТ. На данном этапе использую ЦОР и сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».

         Что такое ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)?    

         Набор ЦОР — это необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме ресурсы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, «привязанные» к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.

      Задачи ЦОР

     помощь учителю при подготовке к уроку:

     компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;

   большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;

   эффективный поиск информации в комплекте ЦОРов;

подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);

 подготовка творческих заданий;

  подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;

  обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.

помощь при проведении урока:

демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

  использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;

 компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;

 индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЦОРами на уроке;

 помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:

повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;

автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;

большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;

 возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;

развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;

 помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;

 приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними.

 

  В содержание ЦОР входят:

          - демонстрационные материалы (плакаты, интерактивные схемы, рисунки, таблицы, презентации, видеоролики);

         учебные модули;

 материалы для практических занятий (интерактивные модели, вопросы, задания, задания-конструкторы, тренажеры) ;

   материалы для контроля и аттестации (тесты, контрольные работы).

         Наибольший интерес у  учащихся вызывает использование интерактивного правила, схемы, рисунка, плаката,  где  пояснение открывается щелчком мыши, и может быть обратно скрыто. Благодаря этой особенности учитель получает дополнительные возможности при объяснении нового материала: можно акцентировать внимание школьников на информации, наиболее значимой на данном этапе объяснения; можно задать ученикам вопрос и сразу же проверить ответ, вызвав его на экран. Интерактивные правила позволяют не просто формулировать правила, но последовательно подводить учеников к их самостоятельной формулировке.

            Набор цифровых образовательных ресурсов можно использовать на всех этапах обучения русскому языку: при предъявлении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.

            В ходе изучения нового материала для создания проблемной ситуации  на уроках  использую демонстрационный  материал. Ребята, прослушав задание, пытаются найти ответ на поставленный вопрос. В конце урока можно вернуться к этому материалу на этапе рефлексии (смотри этап урока по теме «Безударные окончания имен существительных», постановка учебных задач). В интересной форме на уроке на этапе открытия новых знаний  использую  интерактивные  таблицы для демонстрации и обсуждения в классе (например: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/34159ed8-ff33-4869-8e6c-976598d00ebe/%5BNS-RUS_2-02%5D_%5BIA_061%5D.swf ).  Для работы с алгоритмом в коллекции представлен  иллюстрационный материал, описывающий алгоритм, а также задание по нему

 (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/54d1f935-e325-4a1b-9515-e826051f6abf/%5BNS-RUS_4-09%5D_%5BTQ_004%5D.swf ). Использование ЦОР  позволяет повысить роль наглядности, дает учащимся более полную и достоверную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу.  На этом этапе формируем познавательные УУД.

          На этапе закрепления, используя компьютер, можно проследить уровень усвоения учебного материала. Для этого на уроке использую парную и групповую работу (смотри конспект урока по теме «Глагол»). В единой коллекции ЦОР представлены задания для фронтальной работы  и индивидуальной (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/24c6c785-25e4-42b3-9dc6-93d86ebff272/%5BNS-RUS_3-16%5D_%5BIP_005%5D.swf). Так же имеются интерактивные тренажеры ( http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/286286d2-29e5-45fc-a783-f1e43bfb36bd/ResFile.SWF) для отработки полученных знаний.   На этом этапе формируем  регулятивные и коммуникативные УУД.

         На уроках закрепления и обобщения полученных знаний для контроля и аттестации учащихся можно использовать различные тесты.  Это тесты, предполагающие ввод ответа в той или иной форме и его автоматическую проверку. (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/01519070-7237-4569-a9c8-b64b5b139c4d/ResFile.SWF ).   Ребенок по окончанию выполнения теста видит свой результат. Это занимает немного времени.

             При повторении, обобщении и систематизации знаний используются графические возможности компьютера, программы-тренажеры, которые помогают ученику самому определить степень усвоения материала, исправить ошибки.

        Я считаю, что уроки с использованием цифровых образовательных ресурсов  не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, обучение становится интересным и увлекательным. ЦОР обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса, повышают уровень качества знаний, экономит время на уроке.

          Учитель должен сформировать в школе личность, обладающую  информационными и коммуникативными навыками, навыками решения проблем, межличностного общения и самоконтроля. Поэтому информационно-коммуникационные технологии (ЦОР)  видятся мне наиболее перспективными для достижения этой цели, так как они отвечают всем требованиям наглядности, медийности, возможности самостоятельной и исследовательской  работы.

       Использование ЦОР  на уроках русского языка  позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ЦОР  позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир.       

            С опытом работы по данной теме я неоднократно выступала на заседаниях школьных методических объединений, давала открытые уроки, где демонстрировала их применение:

Открытый урок технологии во 2 классе по теме «Модели и макеты».

 2. Открытый урок русского языка в 3 классе «Повторение по теме «Имя существительное».

 3. Выступление на семинаре-практикуме по теме «Проектная деятельность – одно из направлений успешной подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ»

4. Выступление на педсовете « Использование ЦОР в учебной и внеучебной деятельности».

5.Хочу отметить, что качество знаний обучающихся по русскому языку выросло с 37 % до 42 %.  Несомненно, достичь таких результатов помогло, в том числе, и внедрение в практику моей работы использование ЦОР.

                                 

    Заключение.

        Я считаю, что применение на уроке компьютера позволяет за короткое время получать объективную картину уровня изученности по теме материала и своевременно скорректировать результаты. Таким образом, применение компьютера на уроках в начальной школе представляется целесообразным и перспективным.

ЦОРы использую  в своей  работе, как для подготовки к уроку, так и в его проведении, они значительно облегчают мою  работу , из этого можно сделать вывод, что они занимают центральное место в электронном пространстве учителя.

Цифровыми образовательными ресурсами могут пользоваться все участники образовательного процесса: учителя при подготовке и ведении занятий, учащиеся на уроках и при самостоятельных занятиях, методисты, разработчики учебно-методических материалов, родители.

Анализируя опыт использования ЦОР  на  уроках русского языка в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

обеспечить положительную мотивацию обучения;

проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

усовершенствовать контроль знаний;

рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

формировать навыки подлинно исследовательской деятельности.

               

 Список  используемой литературы.

1.     Л.В. Савельева, Г.С.Щёголева, Е.А. Гогун «Методические рекомендации в поддержку ИУМК «Открываем законы родного языка, математики и природы»

2.     Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2003.

3.     http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

4.     Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

5.      Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.

6.     . Кувшинкова, А. Формирование ИКТ-компетентности педагогических кадров в процессе повышения квалификации.[Текст]. // Народное образование.-2007.-№8.-с.164;

7.     Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.

8.     Брылова М.Н. Применение компьютерных технологий на уроках русского языка. Начальная школа. № 11 2009г.

9.      Волкова Л.А.Применение информационных технологий на уроках развития речи. « Начальная школа плюс До и После». № 1 2009г.

10.                        Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при обучении орфографии. «Начальная школа». № 9 2009г.

 11. Кондаков А.М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (Стандарты второго поколения). И: Просвещение, 2009г.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации