12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Хаустова Ирина Антанасовна163
Россия, Курская обл., Горшеченский район
0

Выступление «Повышение мотивации к изучению иностранного языка посредством применения информационно-коммуникативных технологий»

«Повышение мотивации к изучению иностранного языка посредством применения информационно-коммуникативных технологий."

Общество на современном этапе развития характеризуется ярко выраженным процессом информатизации. Одним из главных направлений этого процесса информатизации является информатизация системы образования, что подразумевает внедрение средств информационных технологий в образовательный процесс. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий относят к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, установленными ФГОС. Таким образом, актуальность вопроса применения ИКТ в образовательном процессе становится очевидной.

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения полностью выстроены на системно-деятельностном подходе, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов изменило представление о системе образования в целом и о преподавании отдельных предметов. Стандарт закрепил  требования к результатам (личностным, предметным и метапредметным) освоения основных образовательных программ, включая предмет «Иностранный язык».

Последнее поколение детей с раннего возраста находилось  в окружении компьютеров, планшетов, смартфонов и других всевозможных гаджетов, поэтому применение ИКТ – это не только требование установленное ФГОС, но и требование современного ребенка. Для учителя ИКТ - это не просто веяние моды на новые ФГОС, это инструмент, позволяющий не только решать задачи  развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка, повышать мотивацию, а значит и качество своей работы, но и сделать занятия более продуктивными, современными, интересными и увлекательными для своих учащихся. 

Главной целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся, задача учителя – это создать условия для практического владения языком. Однако, не для кого не секрет, что интерес обучающихся к изучению иностранного языка  падает. Отсутствие мотивации, в свою очередь, влечет снижение качества обученности учащихся. Использование только традиционных методов преподавания сегодня уже не дает желаемых результатов, и не позволяет достигать установленных ФГОС требований и поддерживать интерес учащихся. Чтобы совершенствовать и оптимизировать учебный процесс  учитель вынужден дополнять и сочетать привычные методики с новыми технологиями в преподавании иностранных языков.

Общество на современном этапе развития характеризуется ярко выраженным процессом информатизации. Одним из главных направлений этого процесса информатизации является информатизация системы образования, что подразумевает внедрение средств информационных технологий в образовательный процесс.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий относят к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, установленными ФГОС.

Таким образом, актуальность вопроса применения ИКТ в образовательном процессе становится очевидной.

С 2014 года я работаю над темой использования ИКТ-технологий на уроках английского языка (далее – АЯ).

Выбор темы обусловлен необходимостью реализации требований ФГОС, поддержанием стабильно высоких показателей успеваемости обучающихся через создание устойчивой учебной мотивации к изучению английского языка посредством использования ИКТ.

Исходя из существующей проблемы мной была выдвинута гипотеза исследования: если использовать ИКТ обучения английскому языку  в системе, то они будут способствовать:

· развитию высокой учебной мотивации к овладению АЯ;

· обеспечению высоких качественных показателей успеваемости обучающихся;

· комплексному решению задач образования и воспитания.

Предмет исследования: эффективность воздействия ИКТ  на весь процесс обучения английскому языку.

Цель исследования: установление связи между применением ИКТ и учебной мотивацией учащихся, повышением качества образовательного процесса.

Объект исследования: взаимодействие участников образовательной деятельности при использовании ИКТ.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

-изучить и обобщить педагогический опыт по данной теме;

-апробировать ИКТ при проведении учебных занятий;

-проанализировать и оценить эффективность использования ИКТ при обучении английскому языку.

На начальном этапе было проведено изучение педагогической литературы и мирового педагогического опыта по данной теме.

Некоторые авторы под ИКТ-компетентностью подразумевают формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования ИКТ-технологий (поиск, построение и передача информации, презентация выполненных работ, знания основ информационной безопасности и т.д.).

При таком подходе к обучению роль учителя заключается в организации материала так, чтобы учащиеся постоянно стремились  к своему интеллектуальному развитию. На таких занятиях активен каждый ребенок, даже «слабый» ученик может проявить свою  активность, самостоятельность, творческие и исследовательские способности.

Применение ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с только лишь традиционными методами обучения:

-индивидуализация процесса обучения;

-развитие самостоятельности обучающихся;

-повышение мотивации к изучению иностранного языка;

-развитие познавательной активности учащихся;

-создание благоприятной и комфортной среды обучения;

-интенсификация процесса обучения;

-повышение качества обученности иностранному языку;

-развитие творческих способностей;

-создание условий для самообразования;

-создание реальных условий и языковых ситуаций общения;

-всесторонний и объективный контроль.

Сочетание традиционных методов и современных ИКТ позволяет учителю переложить часть своей работы на компьютер, но при этом процесс обучения становится более интересным и интенсивным. Подбор ИКТ-средств зависит от текущего учебного материала, уровня подготовки обучающихся, их потребностей и интересов. Работа с ИКТ не только способствует повышению интереса к учебе, дает возможность в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, но и позволяет полностью устранить одну из основных причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием или незнанием материала, боязнью дать неверный ответ,  быть окритикованным публично.

Активное и уместное применение ИКТ на уроках АЯ является целесообразным исходя из специфики самого предмета. В обучении АЯ современные технологии могут быть использованы для ознакомления с новым языковым материалом, для тренировки и закрепления полученных знаний учащихся в различных коммуникативных ситуациях и заданиях с учетом уровня подготовки каждого ученика, его личностных интересов и психологических особенностей и как средство контроля (контроль со стороны учителя, самоконтроль).

Войтко С.А. выделяет следующие направления использования ИКТ на уроках:

1.   использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем;

2.   создание собственных мультимедийных и обучающих программ;

3.   создание мультимедийных презентаций;

4.   использование ИКТ во внеклассной работе;

5.   использование ресурсов сети Интернет.

Ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку является обучение различным видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо). Применение ИКТ при формировании навыков в четырех видах речевой деятельности помогает решать следующие дидактические задачи:

1.   формирование лексических навыков, обогащение словарного запаса;

2.   формирование произносительных навыков;

3.   обучение диалогической речи;

4.   обучение чтению и письму;

5.   формирование грамматических навыков;

6.   контроль за сформированностью навыков учащихся.

Обучение чтению с помощью ИКТ дает доступ к текстам различных литературных жанров. Использование онлайн версий газет, журналов, чтение и обсуждение последних мировых новостей интересно и полезно для учащихся, т.к. они содержат актуальную и понятную для учащихся информацию. Чтение статей, анализ, обсуждение помогает развивать языковую догадку, темп чтения, способствует формированию навыков чтения и устной речи.

Работа с ИКТ при обучении устной речи становится намного эффективнее, т.к. глобальная сеть может предложить массу тем для обсуждения. Таким образом, материалы сети Интернет помогут организовать работу не только по любой программной теме, но и за пределами программного материала.

Обучение письму также становится намного интереснее и плодотворнее с применением ИКТ. Написание различного рода писем, открыток, документов из обязательной программы теперь можно не просто отрабатывать на уроках и дома, но и организовать реальную переписку между учащимися и учителем, друзьями из других классов, школ, зарубежными сверстниками.

Правильно подобранные аутентичные материалы (с учетом уровня обученности, программных требований, личностных предпочтений и интересов учащихся) помогают сделать обучение аудированию значительно увлекательнее.

Я применяю ИКТ на всех ступенях обучения. В начальной школе я стараюсь организовать работу так, чтобы современные технологии стали мощным психолого-педагогическим средством формирования мотивации учащихся, средством поддержания и развития устойчивого интереса к изучению английского языка. Широко использую мультимедийные приложения к УМК Биболетовой М.З., аудио и видео ресурсы, создаю и привлекаю к созданию мультимедийных презентаций своих учеников, участвуем в конкурсах, олимпиадах, викторинах различного уровня (всероссийского, международного), разрабатываем интерактивные материалы по изучаемым программным темам (стихи, проектные работы, кроссворды, пословицы и поговорки, загадки, флэш-открытки, газеты, лексические и грамматические игры и т.д.).

Применяя образовательные компьютерные программы на уроках иностранного языка, нужно помнить, что любая образовательная технология должна соответствовать следующим методическим требованиям: 1)концептуальность: научная концепция, включающая психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;2)системность: наличие всех признаков системы (логичность построения процесса, взаимосвязь всех его частей - целостность); 3)эффективность: гарантия результатов, соответствующих образовательным стандартам;4)гибкость: возможность варьирования в содержании для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия педагога и обучающихся с учетом конкретных условий педагогической деятельности; 5)динамичность: возможность развития или преобразования используемой технологии; 6)воспроизводимость: возможное использование технологий другими учителями в учебных образовательных  учреждениях

При изучении лексики в начальных классах активно используется компьютерная программа “Enjoy listening and playing”. Все это дает возможность управлять вниманием обучающихся, затрагивать эмоциональную сферу детей, позволяет закрепить лексику по определенной теме.

Следует помнить, что коммуникативная компетенция тесно связана с социокультурной. Обучающимся дается возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка. Здесь ИКТ как средство наглядности дает большие возможности. Большое внимание формированию социокультурной компетенции уделяется на уроках  в 5 классе при изучении темы «Достопримечательности Лондона». Имея серии уроков по конкретной теме, они постепенно складываются в систему. На таких уроках показывается большое количество материала за короткий отрезок времени. Картинки, рисунки, комментарии к ним меняют друг друга, вовлекая каждого обучающегося в процесс обучения. В конце презентации обязательно проводится проверка понимания. Это могут быть вопросы по содержанию увиденного, кроссворд, тест на выбор правильного варианта. При осуществлении контроля интересно и приемлемо интерактивное тестирование. Ученики отвечают на поставленные вопросы, а информация от них тут же автоматически обрабатывается, позволяя учителю оценить их знания. Таким образом, проводится контроль чтения и понимания текста (Reading Comprehension), контроль грамматического навыка определенного явления, контроль аудирования (Listening Comprehension) . Обучающиеся быстро адаптируются к новым средствам обучения и с желанием включаются в работу. При таком виде контроля каждый ученик сам обдумывает и выполняет задания за установленное ему время. И вопрос о субъективности оценивания снимается. Мы можем рассматривать возможности использования компьютера на всех этапах обучения лексике. Ознакомление со словами включает раскрытие их формы, значения и употребления. Использование компьютера позволяет формировать графический образ слова одновременно с его звуковым и моторным образом. На этапе показа на экране появляются слова и соответствующие им картинки. Одновременно с графическим изображением слов младшие школьники имеют возможность прослушать слово (при этом происходит формирование звукового образа слов). Письменная фиксация лексики способствует укреплению связей слов (речемоторных, слуховых, зрительных) и содействует тем самым их лучшему запоминанию. Зрительное и слуховое восприятие помогает ребенку активно, сознательно усвоить лексический материал . Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль.

С учащимися старшей школы использую все направления ИКТ, но на более сложном материале, однако наибольший интерес у учащихся вызывает работа с ресурсами сети Интернет. Среди неоспоримых преимуществ ресурсов Интернет выделяется актуальность и доступность материалов по любой программной теме и за ее пределами. Кроме того эти ресурсы выступают в роли «реальных носителей информации», а значит помогают создать реальную языковую среду для осуществления межкультурной коммуникации.

На уроках активно применяю следующие ресурсы Интернет:

- информационные ресурсы;

- поисковые системы;

- справочники, каталоги;

- конференции, онлайн тестирования, олимпиады, викторины, конкурсы, творческие и исследовательские проекты;

- публикации, представление в сети собственных материалов;

Возможности ресурсов Интернет неисчерпаемы. Сеть хранит огромный объем информации: аудио и видео материалы, страноведческий материал, литературные произведения различных жанров, газеты, журналы, мировое художественное и музыкальное наследие и т.д.

При формировании речевой деятельности и коммуникативной культуры очень эффективно также применение видео-технологий. Видеоматериалы предоставляют большие возможности для изучения языка, так как соединяют несколько компонентов, например аудирование и зрительное восприятие, которое обеспечивает контекст. Применение видеоматериалов дает возможность погружения обучающихся в ситуацию знакомства с традициями взаимоотношений и культур стран изучаемого языка, с языком жестов и мимики. Кроме аудирования учитель имеет возможность предлагать обучающимся различные задания, например на расшифровку мимики и жестов, на стимулирование беседы и общения (говорение), на чтение и даже на развитие навыков письма.

Таким образом, на основе применения видео-технологий открывается большая возможность развития творческого потенциала обучающихся, в частности развитие воображения и прогнозирования на основе реальных жизненных ситуаций и событий. С другой стороны, эти методы обучения дают возможность в дальнейшем избежать грубых коммуникативных ошибок при реальном общении с представителями стран изучаемого языка. Тем самым мы решаем одну из главных задач изучения иностранного языка – проблему общения, одновременно получая возможность эффективно формировать все 4 вида речевой деятельности.

Применение видео можно начать  с использования фрагментов мультипликационных фильмов уже на первых этапах обучения иностранному языку в младших и средних классах. Для этого можно использовать серии образовательных программ для изучения английского детьми «Любимые герои говорят по-английски». В данной серии выпущены хорошо знакомые всем с детства мультфильмы, такие как «Малыш и Карлсон», «Трое из Простоквашино», в которых персонажи говорят на английском языке фразы, знакомые нам наизусть на русском. Дети хорошо знают содержание текста, поэтому при просмотре на английском языке у них не возникает никаких проблем.

Эффективность использования видеофильма при обучении речи зависит не только от точного определения  его  места  в  системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура видео-занятия, как согласованы учебные  возможности  видеофильма с задачами обучения. В структуре видео-урока  для обучения устной речи можно выделить четыре этапа: 1)подготовительный – этап предварительного снятия языковых и лингвострановедческих трудностей;
 2)
восприятие  видеофильма – развитие умений восприятия информации; 3)контроль понимания основного содержания; 4)развитие языковых навыков и умений устной речи.  Четвертому этапу может предшествовать повторный просмотр фрагмента.       

Подводя итог работы с видео-технологиями, можно утверждать, что учебные видео-курсы и мультипликации раскрывают широкие возможности для активной работы в процессе формирования речевых навыков и умений обучающихся и делают учебный процесс овладения  иностранным  языком привлекательным для школьников на всех этапах обучения.

Для учителя Интернет – это и источник информации, и уникальная возможность постоянного профессионального роста и самосовершенствования, возможность повышать свой уровень владения языком и активно приобщать к этому своих учеников. Учитель, идущий в ногу со временем, всегда интересен и более близок ученикам, поэтому ИКТ способствует формированию мотивации и укреплению авторитета учителя в глазах детей.

Опыт работы нескольких лет по использованию ИКТ-обучения английскому языку позволяет говорить о формировании положительных результатов во всех направлениях учебно-воспитательной работы.

 С целью контроля промежуточных результатов провожу вторую диагностику. Изучение динамики качества обученности учащихся по английскому языку отслеживаю при проведении итоговой диагностики. Сопоставление результатов входной и итоговой диагностики позволило мне убедиться в том, что происходят качественные изменения уровня обученности учащихся. За данный период исследования были проведены тесты, контрольные срезы, которые позволили мне убедиться в положительной динамике по всем видам речевой деятельности. Таким образом, эффективность использования ИКТ в обучении АЯ подтверждается стабильной успеваемостью и достаточно высоким уровнем обученности учащихся.

Активный процесс информатизации общества не оставляет иного выбора учителю, кроме как принять происходящие изменения и сделать новые ИКТ своими помощниками в сочетании с привычными для нас, но уже не такими действенными методами обучения.

Применение ИКТ способствует формированию интеллектуально развитой, творческой личности, способной ориентироваться в современном информационном пространстве, готовой к непрерывному самообразованию и развитию. Практикой подтверждается, что ИКТ на уроках английского языка позволяют учащимся прочно овладеть всеми видами речевой деятельности в увлекательной для них форме, что значительно отражается на качестве знаний, а также существенно повышает интерес учащихся, мотивацию к изучению АЯ. Сегодня существует множество направлений и способов применения ИКТ (ресурсы Интернет, аудио и видео материалы, мультимедийные программы и т.д.), при этом главное для учителя - с умом распорядиться этими ресурсами, чтобы урок был интересным для учащихся, эффективным с точки зрения прочного овладения видами речевой деятельности и способствовал формированию положительной мотивации.

ВЫВОД: Рациональное использование современных технических средств обучения  языку позволяет: 1) восполнить отсутствие иноязычной среды на всех этапах обучения иностранному языку; 2) повышать мотивацию обучающихся к обучению иностранного языка; 3) полнее реализовать важный дидактический принцип наглядности; 4) создать лучшие условия для программирования и контроля; 5) осуществлять обучение с учетом индивидуальных типологических возможностей каждого обучающегося; 6) обеспечивать ускоренное формирование и развитие навыков слухового самоконтроля; 7) выполнять многие активные виды упражнений со всеми обучающимися одновременно, включая говорение; 8) максимально использовать аналитические и имитационные способности обучающихся, полнее мобилизовать их внутренние ресурсы.

Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности обучающихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации.

Учитель призван быть творцом своих уроков. Но если он знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

Список литературы

1. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка.- ИЯШ №5, 2003.

2. Евдокимова М.Г. Компьютерные технологии обучения иностранным языкам: методологические и педагогические аспекты // Телекоммуникация и информатизация образования. 2001, №4, с.47—57. 

3. Иванова Н.В. Эффективное использование новых информационных технологий в преподавании английского языка в средней школе. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с.109-112 

4. Инкина И.И. Использование ИКТ в обучении иностранному языку.- www.kn.att.com .

5. Информационно-коммуникационные технологии в обучении английскому языку. Учебное пособие. — Пермь, Пермский государственный университет, 2006. – 238с. 3.

6. Карпов А.С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка. ИЯШ, №4, 2002. с. 73-78.

 7. Слабова Т.Л. Использование современных образовательных технологий при обучении английскому языку. – www.edu .ru

8. Ткачёв В.О. Применение компьютерных технологий на уроках английского языка. – www.churap.ru .

9. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка. МОУ СОШ №8 e-mail :moyshkola8@yandex.ru

10.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.:Просвещение, 2011. – 48с. – (Стандарты второго поколения)

11. Лисичкина Т.А., Плотникова Л.А., Сельментова Ю.В., Колосс Н.М. Использование инновационных технологий на уроках английского языка: Материалы НПК «Совершенствование качества обучения иностранному языку в контексте реализации концепции модернизации образования». – Казань: РИЦ «Школа», 2007.

12.     Миньяр-Белоручев, Р. К. Методика обучения иностранным языкам или лингводидактика / Р. К. Миньяр-Белоручев // Иностр. яз.вшк. - 1996. - № 1. – С. 25-34.

13..     Митрюхина Л.Н. Компьютерные технологии в системе образования: Материалы НПК «Совершенствование качества обучения иностранному языку в контексте реализации концепции модернизации образования». – Казань: РИЦ «Школа», 2007.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.