Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Правописание частицы НЕ с глаголами»

5
1
Материал опубликован 9 February 2017 в группе

Тема урока: Правописание частицы НЕ с глаголами

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель:

Создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока.

Задачи:

образовательная:

познакомить с правилом написания частицы НЕ с глаголами;

формировать умение раздельно писать частицу НЕ с глаголом

развивающая

способствовать развитию речи, орфографической зоркости, мышления, внимания

воспитательная

воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе, работе в паре.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и сохранять учебную задачу урока; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; оценивание своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Методы обучения:

словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная;

парная;

групповая;

индивидуальная.

Средства обучения:

учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс, часть 2;

мультимедийный проектор;

презентация к уроку.

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные учебные

действия

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

- Рада, что мы все готовы к уроку, Садитесь. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число.

- Сегодня на уроке русского языка мы продолжаем исследовать слова.

Девиз урока: «Всё получится!

Почему сегодня у нас такой девиз?

– Да, вы правы, сегодня у нас урок открытия нового знания,

- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?

Отвечают на вопросы

Проговаривают девиз урока.

Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности

«Что я не знаю?»,

«Сам найду способ»

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие самоопределения, смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цели:

- организовать актуализацию умений определять число глаголов, изменять глаголы по числам, правильно употреблять их в речи

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

Сначала мы повторяем то, что нам понадобится для «открытия» нового зн

– Я называю слово, вы определяете число, в котором употреблено это слово и записываете его в другом числе

Поёт, летят, журчит, вьёт

Детям со слабой мотивацией к обучению раздаются карточки для помощи в выполнении задания.

Слайд 2.

- Проверьте записанные вами пары слов.

- Какое задание вы бы предложили к данным словам?

- Что можно сказать о данных слова?

- Расскажите , что вы знаете о глаголах. Игра «Коробочка знаний о глаголах»

-Какой темой можно объединить эти слова?

- Послушайте пословицу

Одна ласточка весны не делает.

- Как вы понимаете смысл пословицы?

2.Выполнение пробного действия

- Запишите её в тетрадь. Один ученик у доски.

3. Фиксация индивидуального затруднения.

Слайд 3

- У нас получились разные варианты. Почему? не делает.

неделает

Записывают слова в тетрадь.

Самопроверка

-Выделить орфограммы

- Это глаголы

- Темой весны

Высказывают свои мнения

Выполняют задание

Фронтальная проверка.

Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция

III. Выявление места и причины затруднения

Цели:

- выявить место затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения

- В каком месте возникло затруднение?

- Почему возникло затруднение?

Под руководством учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя

- При написании не с глаголом.

-Мы не знаем как пишется не с глаголом

Познавательные:

умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

Слайд 4

- Какую цель ставим?

- Наметим наш план действий:

Слайд 5

1. Сами попробуем выполнить задание: узнать

Чем является слово НЕ.

Написание НЕ с глаголами

2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.

3. Устраним затруднение.

4. Применим новое знание.

Результаты исследования будем оформлять в виде схемы, которая находится в карте исследования.

- Что нам поможет?

-Итак, нам предстоит большая работа, но прежде, чем мы к ней приступим, я предлагаю вам отдохнуть

С помощью учителя, ставят цель урока.

-Узнать, как пишется не с глаголом.

Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.

Называют средства

- Свой опыт, учебник, учитель

Выполняют движения

Регулятивные:

целеполагание,

планирование,

Коммуникативные: умение отвечать на вопросы.

V. Реализация построенного проекта

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

Для ответа на вопрос: Чем является слово НЕ,

выполним 1 задание. Поделимся на группы. Каждая группа отвечает на один вопрос, нужную букву впишите в кружок.

Исследуйте ряд букв - ш, ж, ч, ц, подчеркните «лишнюю» букву

Разгадайте ребус, выделите орфограмму.

Подберите антоним к слову темнота, подчеркните в нём первую букву.

Подчеркните орфограмму в слове крот.

Исправьте ошибку в слове стрежи, выделите орфограмму.

Отгадайте загадку

Букву «пэ» перевернули,
Справа хвостик пристегнули,
Завернули на конце,
Получилась буква....

Вставьте и подчеркните пропущенную букву щ…вель.

Физкультминутка.

Я называю глаголы с частицей не, а вы выполняете действия наоборот.

Не качайтесь, не кружитесь,

Не тянитесь, не шагайте,

Не приседайте, не моргайте,

Не шепчите и не спите.

А теперь все просыпайтесь

И за дело принимайтесь.

Слайд 6

 

Частица НЕ - служебная часть речи. Т.к. к частице нельзя поставить вопрос, она не является членом предложения, она служит для связи слов в предложении. Значит, частица - служебная часть речи. Подробнее о служебных частях речи узнаем позднее.

Запишите вывод в схему

Слайд 7

- Какие будут предположения: как писать не с глаголом?

- Найти ответ на этот вопрос нам поможет грамматическая сказка.


Гордую частицу Не полюбил благородный Глагол. Печальной была его любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».
Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Но Глагол был постоянным в своих чувствах.

- Какое правило написания частицы сформулировано в этой сказке?

- Правописание частицы НЕ с глаголами – это орфограмма

Запишите вывод в схему

- Какое значение придаёт предложению частица НЕ?

-Какое значение придаёт глаголу НЕ?

- Оформите это утверждение в схеме.

- Ребята, наша схема полностью заполнена. Что это значит?

- Зачитайте результаты нашего исследования.

Прочитайте, как в учебнике написано о частице НЕ

Устранение затруднения.

Можете ли, вы теперь определить, как правильно записать предложение

Одна ласточка весны не делает.

- Исправьте ошибку, если вы её допустили.

Под руководством учителя выполняют составленный план действий.

Работа в группах

(карта исследования)

Самопроверка.

Заполняют схему парами

Заполняют схему

Высказывают предположения

Чтение текста – сказки

(карта исследования)

Работа в паре

-НЕ с глаголами пишется отдельно

Заполняют схему

- Отрицательное

-Отрицает действие

Заполняют схему

- Мы закончили исследование

Работа по схеме.

Читают правило с.78

Фиксируют новое знание в речи

Индивидуальная работа

Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.,высказывать своё предположение.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез

Регулятивные: контроль, коррекция

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Слайд 8

1.Стр.78 № 136

- Объясните смысл пословиц.

2. В данные пословицы перед глаголом вставьте частицу НЕ так, чтобы у пословиц появился смысл

Пришел май – только успевай да зевай.

Весной день упустишь, так годом вернёшь.

Выполняют задания в тетрадях

(индивидуально) Запись одной пословицы по памяти.

Работа в паре

Самопроверка

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

Личностные:

нравственно-этическое оценивание

Регулятивные: контроль, коррекция

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Слайд 9

- Выберите задание, которое вы хотите выполнить

1. Запиши пословицу

Как (не)злись метелица, весной повевает.

2.Собери пословицу

Мороз, слёз, (не) выдавит, майский.

Самопроверка

Слайд 10

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- В чём причина?

Выполняют задание самостоятельно в тетради.

Выполняют самопроверку по эталону.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.

Выполняют самооценку с помощью смайликов

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения;

Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Личностные: самоопределение.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Какая тема урока была?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

-Чему вы научились на уроке?

Слайд 11

Расскажите по схеме:

знаю

Я запомнил

смог

-Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики

Выставление оценок

Домашнее задание: с. Упр. 138

Слайд 15

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Выполняют самооценку

Познавательные:

Рефлексия деятельности

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: Регулятивные: волевая саморегуляция;

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

презентация к уроку

22 April 2017

Похожие публикации