12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чебодаева Вера Максимовна648
В 2001году окончила ХГУ им.Н.Ф. Катанова, начала педагогическую деятельность. Каждый день - это новые открытия, интересные моменты, неожиданные находки. Люблю узнавать и создавать, делиться и помогать. Свободное время уделяю чтению, цветам и спорту.
Россия, Хакасия респ., село Большой Монок


 


 


 

Конспект

урока русского языка по УМК «Школа России» в 3классе

 

Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами


 

 


 

Разработчик: Чебодаева Вера Максимовна, учитель начальных классов

филиала МБОУ «Бейская СОШИ «Большемонокская ООШ»

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Большой Монок, 2021г

УМК «Школа России»

Учебник: Канакина В.П. Русский язык. 3класс. Учеб. для общеобразоват.организаций.В 2ч. Ч. 2/В.П.Канакина, В.Г. Горецкий.- Просвещение, 2019

Класс: 3

Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами

Цель: научить раздельному правописанию частицы НЕ с глаголами, подбирать примеры глаголов с частицей НЕ, понимать значение частицы НЕ; повторить изученные части речи, виды предложений по цели высказывания, понятие «орфограммы».

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Учащийся научится:

раздельно писать частицу НЕ с глаголами;

понимать значение частицы НЕ;

подбирать примеры глаголов с частицей НЕ.

Личностные результаты:

развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

осознание ответственности за свои поступки;

осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим, сопереживать;

ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;

представление о бережном отношении к материальным ценностям.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

овладевать способами решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу;

выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника - в памятках);

контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные УУД:

самостоятельно находить в учебнике необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;

находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;

строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД:

выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения;

участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение, аргументировать его.

 

Оборудование: учебники, карточки, заготовки для составления памятки

 

Ход урока

I. Организационный момент

- Добрый день, ребята! Каждое утро нового дня дарит нам что-то новое, удивительное, которое больше никогда не повторится. Вы со мной согласны? Вспомните, пожалуйста, что нового вы заметили сегодня вокруг себя! Мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили только радостные и позитивные моменты. Какое настроение создали эти воспоминания?

Желаю нам всем интересных языковых открытий и плодотворного сотрудничества!

II. Орфографическая пятиминутка. Актуализация изученного материала.

- Прочитайте. Отгадайте загадку. На какую орфограмму пропущены буквы? Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Т . ремок в л . су п . лзет,

На себе его хозяюшка в . зет.

Хозяюшка богатая и р . гатая. (Улитка)

- Определите, к какой части речи относится каждое слово загадки.

III. Определение темы и постановка учебных задач урока.

- Прочитайте это предложение.

 

Хочешь есть калачи, сиди на печи.

- Как понимаете его смысл? Согласны ли с этим утверждением?

- А можно ли это предложение сделать пословицей?

- Какое слово необходимо добавить? (НЕ)

- Как будем писать слово «НЕ» со словом «СИДИ»?

- Предположите тему нашего урока?

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

IV. Работа по теме урока. 

1) Организация исследовательской работы учащихся.

Открытие ПЕРВОЕ.

- Ребята, предлагаю узнать, к какой части речи относится слово «НЕ».

- Все части речи делятся на: самостоятельные и служебные.

- Можно ли поставить вопрос к слову «НЕ»? (Нет)

- Какой вывод можно сделать? («НЕ» относится к служебной части речи)

- Какие служебные части речи мы уже знаем? (Предлоги и союзы)

- Что мы знаем о предлогах? (От предлогов к словам можно поставить вопрос, а от слова «НЕ» не получается)

- Вывод: «НЕ» - не предлог.

- Какие союзы мы знаем? (И, а, но )

- Вывод: «НЕ» - не союз. Слово «НЕ» - это новая служебная часть речи!

Открытие ВТОРОЕ.

- Ребята, а сейчас предлагаю нам узнать, с какими словами дружит наше слово «НЕ». Для этого вам нужно будет поработать в парах.

Прочитайте предложения. Что общего «у друзей» слова «НЕ». Какой частью речи они являются?

Каждая пара получает карточку

(Не) разжигай в лесу костер. (Не) бросай на улице фантики. (Не) перебегай проезжую часть.

 


- Вывод: слово «НЕ» «дружит» с глаголами.

Открытие ТРЕТЬЕ.

- Слитно или раздельно нужно писать слово «НЕ» с глаголами?

- Если мы напишем «НЕ» слитно, тогда чем оно будет? (Частью слова, приставкой)

2) Работа по учебнику.

- Откройте наш учебник на с.124. Прочитайте правило, сведение о языке.

- Ребята, теперь будете снова работать в парах. Вам необходимо сделать себе памятку «Что нового я узнал из правила?» Допишите.

 

Памятка

«Не с глаголами»

«Не» - …

«Не» - …

«Не» - …

Предполагаемый результат учащихся:

Памятка

«Не с глаголами»

«Не» - это служебная часть речи, частица.

«Не» - пишется с глаголами раздельно.

«Не» - орфограмма

- Что же вы узнали нового?

Физминутка

Мы сегодня НЕ грустим

На уроке НЕ молчим.

Дружно знания открываем

И на месте НЕ стоим.

Мы глаголы изучаем

Дружбу их с частицей НЕ

Мы надолго запоминаем!

Продолжение работы по теме.

А) - Сейчас выполните упражнение 224 на с.124. Прочитайте. Объясните смысл данных выражений.

 

 

Не шути с огнем: обожжешься. 2. Соловья баснями не кормят. 3. Не спеши языком.

 

- Какое выражение имеет продолжение? (Не спеши языком, а торопись делом)

- Какой смысл придает высказыванию частица НЕ?

Б) – Отгадайте загадку.

Загадка

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней. (Книга)1

 

- Как вы думаете, о чем может просить библиотечная книга?

- О просьбах библиотечной книги мы узнаем, когда выполним упражнение 226 на с125.

_____________________________________________________________________________

1 (Ушакова О.Д. Загадки, считалки и скороговорки. – СПб.:Издательский Дом «Литера», 2015, с.68)
 

 

Просьба библиотечной книги

Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками, а то мне будет стыдно показаться другим.

Не делайте на мне пометок карандашами или чернилами: это испортит мой вид.

 

 

- Определите вид предложений по цели высказывания.

- Выпишите глаголы с частицами НЕ.

- Обсудите, какие еще просьбы могут быть у библиотечной книги к читателям.

V. Рефлексия

Игра «Частица НЕ, я тебя узнал (а)!»

- Я вам буду называть слова, если услышите глагол с частицей НЕ, то широко разводите руками, как будто хотите их обнять, если НЕ – это часть слова, то ладони захлопываете.

 

 

Не спешу, нервы, немец, не плывет, не кипишь, не высохло, нелепость, не молчать, не обманываем, незабудка, не печатается.

 

- Запишите в тетрадь три глагола с частицей НЕ. Обменяйтесь с товарищем по парте тетрадями, проверьте друг друга. Оцените: «Молодец!», «Хорошо!», «Скоро у тебя все получится!»

 

- Оцените свою работу на уроке по «Лестнице успеха». На какую ступень вы сегодня поднялись .

VI. Итог урока.

- Какой теме был посвящен сегодняшний урок?

- Какие учебные задачи мы поставили перед собой?

- Какие сделали открытия?

- Над чем хотелось бы еще поработать? Уточнить? Закрепить?

- Кого хотели бы похвалить и поблагодарить?

VII. Д/з.

- Часто наши советы начинаются с частицы НЕ. Посмотрите на упражнение 227 на с.125, в нем вам предстоит составить советы. Вспомните дома памятку, которую составляли со своим товарищем на уроке о правописании частице НЕ с глаголами. Постарайтесь понять и отложить в памяти.

- Благодарю всех за плодотворную работу!

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Чебодаева Вера Максимовна, 19.05.21 в 19:03 1Ответить Пожаловаться
Рада, если будет полезен!
Колышкина Елена Владимировна, 09.09.21 в 11:10 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за качественную разработку урока! Думаю, что материал будет востребован у коллег.
Чебодаева Вера Максимовна, 17.01.22 в 16:09 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Владимировна за положительный отзыв!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.