Урок по русскому языку в 5 классе «Правописание приставок»

1
0
Материал опубликован 7 November 2017

Пояснительная записка к презентации

Конспект открытого урока русского языка в 5Б классе

Тема ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Тип урока:  комбинированный

Форма урока: урок-практикум.

Цели урока:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать разные группы приставок.

Уметь находить в словах приставку.

Уметь объяснять написание гласных в приставках.

Повторить синонимы, антонимы.

Уметь работать с текстом.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной

деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия: приставка, морфема, морфемика, словообразование

Основные ресурсы:

- учебник: М.М. Разумовская. Русский язык. 5 класс

Дополнительные ресурсы:

-мультимедийный проектор

-презентация к уроку

-рабочие листы, контуры листьев деревьев разных цветов, маркеры, карточки с текстом.

- Формы работы на уроке:

- Фронтальная работа, парная, индивидуальная работа.

 

Ход урока:

1.Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке гости. За окном прекрасная осенняя погода. Уверена, что мы с вами хорошо поработаем. Покажите ваше настроение с помощью разноцветных осенних листочков, которые лежат на ваших столах.

(красный – отличное настроение, уверен в свои силах;

желтый- спокоен; думаю, что справлюсь;

зеленый- волнуюсь, неуверен в своих силах;

2.Вхождение в тему.

Учитель:

- Прочитаем высказывание детского поэта и писателя К.Чуковского(слайд2):

« Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла…»

-Как вы понимаете слова писателя? О чем он говорит?

( Он говорит о роли приставок в речи.)

- Попробуйте озвучить тему урока. О чем мы будем говорить?

-Итак, тема урока « Правописание приставок».Будем говорить о приставках.(слайд3)

- Какова же цель нашего урока? Чем мы будем заниматься?

( Цель- сформировать навыки правильного написания приставок)

- Что мы знаем о приставках?(ответы детей)(слайд4)

-В каком разделе языкознания изучается приставка? (в морфемике)

.(слайды5,6)

3.Открытие новых знаний. 

(слайд8) Прочитайте. Почему эти слова записаны в два столбика?( В первом столбике записаны слова с приставками СО-, ВЫ-, ЗА-, НАД-, ДО-, ПОД-. Это неизменяемые приставки. Они пишутся всегда одинаково, традиционно. Слова с какими приставками записаны во втором столбике?( Во втором столбике- слова с приставками на З-, С-)(слайд9)

_Можно ли объяснить правила написания данных приставок?

-Каков алгоритм правописания приставок из 2-го столбика?

( 1.Определить, какой согласный стоит после приставки- глухой или звонкий.

Если звонкий – в приставке пишу букву З.

Если глухой - в приставке пишу букву С.(слайд10)

-Опираясь на составленный алгоритм, объясните написание приставок в данных словах: рассыпать, развернуть, разгладить, расправить, раздать, смять, свернуть.

3.Работа в группах.(Задания для 4-х групп. Слайды 15,16)

Измените словосочетания , используя данные слова. На какие группы их можно поделить?

1гр.

Облако без формы (бесформенное облако)

Ребенок без забот (беззаботный ребенок)

Вход без платы (бесплатный вход)

Ребенок без помощи(беспомощный ребенок)

Океан без предела (беспредельный океан)

Шоколад без вкуса (безвкусный шоколад)

2гр.

Небо без звезд (беззвездное небо)

Жидкость без цвета (бесцветная жидкость)

Дорога без конца (бесконечная дорога)

Плач без звука (беззвучный плач)

Движение без шума (бесшумное движение)

Пустыня без воды (безводная пустыня)

 

3гр.

К данным выражениям подобрать слова, близкие по значению

(синонимы) с приставками на З- и С-:

Не имеющий жалости, душевной теплоты, жестокий -…(безжалостный)

Не могущий сам, без посторонней помощи справиться с трудностями- слабый…-(беспомощный)

Лишенный порядка, системы, хаотичный…-(беспорядочный)

Не испытывающий страха, смелый …-(бесстрашный)

 

4гр.

К данным словам подобрать и записать слова с противоположным значением (антонимы) с приставками на З-, С-:

Полезный (бесполезный)

Живой (безжизненный)

Честный (бесчестный)

Заботливый (беззаботный)

Системный (бессистемный)

Проверяем. Из каждой группы 1 ученик озвучивает ответ.(слайды 17, 18)

4. Музыкальная физминутка.(слайд)

5.Освоение новых знаний.

1)Прочтите слова. Какой звук слышится в начале слова? (слайд)

Сбиться, сделать, здесь, сгореть, сгибать, здоровье, здание.

Все ли из этих слов имеют приставку?( В словах здесь, здоровье, здание

нет приставки. Буква З входит в состав корня)

Какой звук слышится в начале слов сбиться, сделать, сгореть, сгибать?

( Слышится звук З. Пишем букву С, т.к. приставки З не бывает)

Ознакомимся с теоретическим материалом в учебнике.(с.126)

2). Работа с текстами.

1.Работа в парах с текстом №1 ( упр.347 учебника)

Назовите главную мысль текста.

(Основная мысль текста - единение человека и природы)

Назовите ключевые слова, передающие главную мысль текста.

(…состояние души и тела…, состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается человеку…)

(Задание №3 к тексту: найти и выписать слова с приставками.)

Проверяем задание № 3 к упр.347

(Передать, охватывает, выросшие, сообщается).(Взаимопроверка)

2.Работа с текстом №2(текст распечатан для каждого ученика)

За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы и мыши обгрызают корни молодых деревьев.

Но есть у леса и друзья-птицы. Они прекрасные помощники лесоводов. Берегите, ребята, лес! Это наше богатство.

Задания к тексту: найти и выписать слова с приставками. Объяснить, к какой группе приставок они относятся).(Взаимопроверка)

 

- Сравните два данных текста. Что их объединяет?

(Оба текста объединяет тема природы и бережного отношения к ней.)

6.Составление проекта по теме урока.(в группах)

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

(Открытый урок"Правописание приставок"5б.)

НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ НА ПИСЬМЕ ПРИСТАВКИ НА З, С

ПИШУТСЯ ВСЕГДА ОДИНАКОВО ПЕРЕД ЗВ,СОГЛ. ПЕРЕД ГЛ.СОГЛ.

ПИШУ З ПИШУ С

 

7. Итоги урока.

8. Рефлексия.

Что понравилось на уроке?

О чём заставил задуматься?

Чему ты научился на уроке?

Доволен ли ты своей работой на уроке? Покажите свое настроение с помощью листочков.

 

 

Приложение

Рабочий лист

Учени____5бкласса__________________________________________________________________________________________________________________

Число_____________________________________________________________

Тема______________________________________________________________

2. Работа с текстом №1 в парах.

Упр.347(задания1,3)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Оценка:___________________________________________________________

2.Работа с текстом №2. Найти и выписать слова с приставками.

За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги,

объедают листья. Зайцы и мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья-птицы. Они прекрасные помощники лесоводов. Берегите, ребята, лес! Это наше богатство.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Оценка:___________________________________________________________

2. Составляем схему.

3. Рефлексия.

Предварительный просмотр презентации

Открытый урок русского языка в 5Б классе Учитель МБОУ гимназия с.Раевский З.С.Садыкова

Как вы понимаете слова писателя? О чем он говорит? Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла… К.Чуковский

Тема урока Правописание приставок

Разделы лингвистики

Что такое приставка? Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Знаю Хочу научиться

Какие приставки вы знаете? Неизменяемые приставки Приставки на з,с Пре- и при- Не- и ни-

отдать отдать выдавать заправить надстроить доделать поддержать рассмотреть разжигать бесконечно испугаться избирать безвкусный Почему слова разделены на две группы? Какие буквы скрываются за звездочками?

отдать отдать выдавать заправить надстроить доделать поддержать рассмотреть разжигать бесконечно испугаться избирать безвкусный Объясните правописание приставок в первом столбике

Составьте алгоритм правописания приставок в словах второго столбика

Алгоритм Определить, какой согласный стоит после приставки- глухой или звонкий Если звонкий- пишу З Если глухой – пишу С (раздать, бесцветный)

З З С

З А Д А Н И Е Опираясь на составленный алгоритм, объясните написание приставок в данных словах

ра..сыпать ра..сыпать ра..вернуть ра..гладить ра..править ра..дать ..мять ..вернуть

РАБОТА ПО ГРУППАМ

1 ГРУППА 1 ГРУППА 2 группа 1. Ребенок без забот 2. Небо без звезд 3. Жидкость без цвета 4. Дорога без конца 5. Плач без звука 6. Движение без шума Шоколад без вкуса Вход без платы Ребенок без помощи Океан без предела Облако без формы Пустыня без воды Составьте прилагательные из словосочетаний и распределите прилагательные на две группы 3 ГРУППА 4 ГРУППА Подбери слова-синонимы с приставками на з, с Не имеющий жалости, душевной теплоты- жестокий,… Не могущий сам, без посторонней помощи справиться с трудностями- слабый,… Лишенный порядка, системы, хаотичный… Не испытывающий страха, смелый… К данным словам подберите и запишите антонимы с приставками на з, с Полезный Живой Честный Заботливый Системный

ПРОВЕРЯЕМ

1 ГРУППА 1 ГРУППА 2 группа 3 ГРУППА 4 ГРУППА Беззаботный ребенок Беззвездное небо Беззвучный плач Бесцветная жидкость Бесконечная дорога Бесшумное движение Безвкусный шоколад Безводная пустыня Бесплатный вход Беспомощный ребенок Беспредельный океан Бесформенное облако Бессердечный, безжалостный Бессильный, беспомощный Беспорядочный, бессистемный Бесстрашный Бесполезный Безжизненный Бесчестный Беззаботный Бессистемный

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАРЯДКА

Прочтите слова. Какой звук слышится в начале слова? Сбиться, сделать, здесь, сгореть, сгибать, здоровье, здание. Все ли из этих слов имеют приставку?

Работа с текстом в парах Упражнение №347(1 и 3 задания)

Назовите слова, передающие главную мысль текста …состояние души и тела…, состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается человеку… Назовите главную мысль текста Основная мысль текста - единение человека и природы

Проверяем задание № 3 к упр.347 Передать, охватывает, выросшие, сообщается

Работа с текстом За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы и мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья-птицы. Они прекрасные помощ- ники лесоводов. Берегите, ребята, лес! Это наше богатство.

Проверяем Посадками, устанавливает, пострадали, намечает, расчистить, отводить, съедают, подрастающие, объедают, обгрызают

Что объединяет эти два текста? Оба текста объединяет тема природы и бережного отношения к ней.

Водная гладь реки на песчаной косе в это утро была почти безжизненной. Здесь и расположились Миша и Саша, чтобы порыбачить. С ними прибежал и Дружок. Первым делом ребята зделали шалаш, расставили в нем свои вещи и уже хотели спуститься к реке, как к ним бесшумно подошел Дружок. Мальчики от неожиданности взкрикнули, а собака, изпугавшись, отскочила в сторону. Шалаш рассыпался. Водная гладь реки на песчаной косе в это утро была почти безжизненной. Здесь и расположились Миша и Саша, чтобы порыбачить. С ними прибежал и Дружок. Первым делом ребята зделали шалаш, расставили в нем свои вещи и уже хотели спуститься к реке, как к ним бесшумно подошел Дружок. Мальчики от неожиданности взкрикнули, а собака, изпугавшись, отскочила в сторону. Шалаш рассыпался. Миша и Саша расделились и разошлись в разные стороны, чтобы найти дополнительные ветки и укрепить свое жилище. На восстановление ушло много времени. Когда работа была, наконец, закончена, ребята пошли рыбачить, а Дружок остался охранять шалаш.

ПОВТОРИМ И ЗАКРЕПИМ

Составляем схему

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ НА ПИСЬМЕ ПИШУТСЯ ВСЕГДА ОДИНАКОВО По- Над- За- … ПРИСТАВКИ НА З, С ПЕРЕД ГЛ. СОГЛ. ПИШУ C ПЕРЕД ЗВ. СОГЛ. ПИШУ З Раздать Расписать

РЕФЛЕКСИЯ Что понравилось на уроке? О чём заставил задуматься? Чему ты научился на уроке? Доволен ли ты своей работой на уроке?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.