Урок по русскому языку в 5 классе «Правописание приставок»
Пояснительная записка к презентации
Конспект открытого урока русского языка в 5Б классе
Тема ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок-практикум.
Цели урока:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать разные группы приставок.
Уметь находить в словах приставку.
Уметь объяснять написание гласных в приставках.
Повторить синонимы, антонимы.
Уметь работать с текстом.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной
деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Основные понятия: приставка, морфема, морфемика, словообразование
Основные ресурсы:
- учебник: М.М. Разумовская. Русский язык. 5 класс
Дополнительные ресурсы:
-мультимедийный проектор
-презентация к уроку
-рабочие листы, контуры листьев деревьев разных цветов, маркеры, карточки с текстом.
- Формы работы на уроке:
- Фронтальная работа, парная, индивидуальная работа.
Ход урока:
1.Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке гости. За окном прекрасная осенняя погода. Уверена, что мы с вами хорошо поработаем. Покажите ваше настроение с помощью разноцветных осенних листочков, которые лежат на ваших столах.
(красный – отличное настроение, уверен в свои силах;
желтый- спокоен; думаю, что справлюсь;
зеленый- волнуюсь, неуверен в своих силах;
2.Вхождение в тему.
Учитель:
- Прочитаем высказывание детского поэта и писателя К.Чуковского(слайд2):
« Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла…»
-Как вы понимаете слова писателя? О чем он говорит?
( Он говорит о роли приставок в речи.)
- Попробуйте озвучить тему урока. О чем мы будем говорить?
-Итак, тема урока « Правописание приставок».Будем говорить о приставках.(слайд3)
- Какова же цель нашего урока? Чем мы будем заниматься?
( Цель- сформировать навыки правильного написания приставок)
- Что мы знаем о приставках?(ответы детей)(слайд4)
-В каком разделе языкознания изучается приставка? (в морфемике)
.(слайды5,6)
3.Открытие новых знаний.
(слайд8) Прочитайте. Почему эти слова записаны в два столбика?( В первом столбике записаны слова с приставками СО-, ВЫ-, ЗА-, НАД-, ДО-, ПОД-. Это неизменяемые приставки. Они пишутся всегда одинаково, традиционно. Слова с какими приставками записаны во втором столбике?( Во втором столбике- слова с приставками на З-, С-)(слайд9)
_Можно ли объяснить правила написания данных приставок?
-Каков алгоритм правописания приставок из 2-го столбика?
( 1.Определить, какой согласный стоит после приставки- глухой или звонкий.
Если звонкий – в приставке пишу букву З.
Если глухой - в приставке пишу букву С.(слайд10)
-Опираясь на составленный алгоритм, объясните написание приставок в данных словах: рассыпать, развернуть, разгладить, расправить, раздать, смять, свернуть.
3.Работа в группах.(Задания для 4-х групп. Слайды 15,16)
Измените словосочетания , используя данные слова. На какие группы их можно поделить?
1гр.
Облако без формы (бесформенное облако)
Ребенок без забот (беззаботный ребенок)
Вход без платы (бесплатный вход)
Ребенок без помощи(беспомощный ребенок)
Океан без предела (беспредельный океан)
Шоколад без вкуса (безвкусный шоколад)
2гр.
Небо без звезд (беззвездное небо)
Жидкость без цвета (бесцветная жидкость)
Дорога без конца (бесконечная дорога)
Плач без звука (беззвучный плач)
Движение без шума (бесшумное движение)
Пустыня без воды (безводная пустыня)
3гр.
К данным выражениям подобрать слова, близкие по значению
(синонимы) с приставками на З- и С-:
Не имеющий жалости, душевной теплоты, жестокий -…(безжалостный)
Не могущий сам, без посторонней помощи справиться с трудностями- слабый…-(беспомощный)
Лишенный порядка, системы, хаотичный…-(беспорядочный)
Не испытывающий страха, смелый …-(бесстрашный)
4гр.
К данным словам подобрать и записать слова с противоположным значением (антонимы) с приставками на З-, С-:
Полезный (бесполезный)
Живой (безжизненный)
Честный (бесчестный)
Заботливый (беззаботный)
Системный (бессистемный)
Проверяем. Из каждой группы 1 ученик озвучивает ответ.(слайды 17, 18)
4. Музыкальная физминутка.(слайд)
5.Освоение новых знаний.
1)Прочтите слова. Какой звук слышится в начале слова? (слайд)
Сбиться, сделать, здесь, сгореть, сгибать, здоровье, здание.
Все ли из этих слов имеют приставку?( В словах здесь, здоровье, здание
нет приставки. Буква З входит в состав корня)
Какой звук слышится в начале слов сбиться, сделать, сгореть, сгибать?
( Слышится звук З. Пишем букву С, т.к. приставки З не бывает)
Ознакомимся с теоретическим материалом в учебнике.(с.126)
2). Работа с текстами.
1.Работа в парах с текстом №1 ( упр.347 учебника)
Назовите главную мысль текста.
(Основная мысль текста - единение человека и природы)
Назовите ключевые слова, передающие главную мысль текста.
(…состояние души и тела…, состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается человеку…)
(Задание №3 к тексту: найти и выписать слова с приставками.)
Проверяем задание № 3 к упр.347
(Передать, охватывает, выросшие, сообщается).(Взаимопроверка)
2.Работа с текстом №2(текст распечатан для каждого ученика)
За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы и мыши обгрызают корни молодых деревьев.
Но есть у леса и друзья-птицы. Они прекрасные помощники лесоводов. Берегите, ребята, лес! Это наше богатство.
Задания к тексту: найти и выписать слова с приставками. Объяснить, к какой группе приставок они относятся).(Взаимопроверка)
- Сравните два данных текста. Что их объединяет?
(Оба текста объединяет тема природы и бережного отношения к ней.)
6.Составление проекта по теме урока.(в группах)
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
(Открытый урок"Правописание приставок"5б.)
НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ НА ПИСЬМЕ ПРИСТАВКИ НА З, С
ПИШУТСЯ ВСЕГДА ОДИНАКОВО ПЕРЕД ЗВ,СОГЛ. ПЕРЕД ГЛ.СОГЛ.
ПИШУ З ПИШУ С
7. Итоги урока.
8. Рефлексия.
Что понравилось на уроке?
О чём заставил задуматься?
Чему ты научился на уроке?
Доволен ли ты своей работой на уроке? Покажите свое настроение с помощью листочков.
Приложение
Рабочий лист
Учени____5бкласса__________________________________________________________________________________________________________________
Число_____________________________________________________________
Тема______________________________________________________________
2. Работа с текстом №1 в парах.
Упр.347(задания1,3)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Оценка:___________________________________________________________
2.Работа с текстом №2. Найти и выписать слова с приставками.
За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги,
объедают листья. Зайцы и мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья-птицы. Они прекрасные помощники лесоводов. Берегите, ребята, лес! Это наше богатство.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Оценка:___________________________________________________________
2. Составляем схему.
3. Рефлексия.