Урок по русскому языку в 5 классе «Правописание приставок, оканчивающихся на –з, -с»
Урок русского языка в 5 классе
(УМК под редакцией С.И. Львовой)
Правописание приставок, оканчивающихся на –з, -с.
Данный урок разработан для обучающихся 5 класса и является первым в теме «Правописание приставок, оканчивающихся на – з, - с». Урок смоделирован в рамках деятельностного подхода с учётом необходимости формирования универсальных учебных действий, обозначенных ФГОС.
Тип урока – изучение нового материала
Цель урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок.
Задачи урока:
- выявить условия выбора согласных з – с на конце приставок;
- формировать навык написания приставок, оканчивающихся на –з, с;
- развивать личностные, регулятивные, общеучебные, коммуникативные и др. универсальные учебные действия.
Ход урока.
Ι. Организационный этап.
ΙΙ. Диагностико-мотивационный этап. Целеполагание.
Слайд 1.
1. Сегодня необычный урок. Мы будем путешествовать по книжным полкам. Дверь открывается (слайд 2), мы входим в большой зал, подходим к полке (слайд3) и берём книгу (слайд 4). Фольклор. Устное народное творчество. Сказки, пословицы, поговорки. Перед нами открылась страница со скороговорками. Купила бабуся бусы Марусе. На рынке споткнулась о бусы бабуся… У меня не получается. А у вас? (слайд 5) Потренируйтесь в парах и прочитайте как можно быстрее скороговорку.
(1 минута)
На доске высвечивается скороговорка. Необходимо как можно быстрее её прочитать.
Купила бабуся бусы Марусе,
На рынке споткнулась о бусы бабуся.
Не будет подарка у юной Маруси:
Все бусы склевали по бусинке гуси.
Ребята пробуют прочитать (3 человека)
2. А теперь выпишите из первой строчки скороговорки все глухие согласные (1 вариант), все звонкие согласные (2 вариант). Ответ высвечивается на доске:
1. Глухие: [к, п', с', с]
2. Звонкие: [л, б, м, р]
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа. Если всё правильно, то на полях поставьте восклицательный знак. Если есть ошибки, то поставьте вопросительный знак. (Взаимопроверка).
3. Подходим к книжной полке и берём следующую книгу (слайд 6).
А. Волков «Волшебник изумрудного города» (слайд 7). Прочитайте про себя текст.
Вызванный волшебством Гингемы ураган …нёсся до Канзаса к домику Джона. У горизонта …гущались тучи, …блёскивали молнии, раскалывая небо. Раскаты грома разносились по всей степи. Вдали капли дождя разлетались миллиардами брызг. Тотошка, ….пуганный рёвом бури, …бежал в домик и …прятался там по кровать.
- Вам понятны все слова в тексте?
- Что необходимо сделать, чтобы все слова стали понятными?
- Восстановите приставки и запишите слова в тетрадь.
- В чём особенность восстановленных нами приставок?
- Прочтите исправленный текст.
Вызванный волшебством Гингемы ураган донёсся до Канзаса и с каждой минутой приближался к домику Джона. У горизонта сгущались тучи, поблёскивали молнии, раскалывая небо. Раскаты грома разносились по всей степи. Вдали капли дождя разлетались миллиардами брызг. Тотошка, перепуганный рёвом бури, убежал в домик и спрятался там под кровать.
- Какие ещё слова с приставками присутствуют в данном тексте? Назовите их.
4. Запишите эти слова так, как на экране (слайд 8), выделите приставку.
Раскалывая Разносились
Раскаты Разлетались
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- Мы продолжаем с вами изучение темы «Правописание приставок». Запишите тему в тетрадь.
На экране появляется знак вопроса.
- Как вы думаете, почему появился знак вопроса?
- Какова цель нашего урока?
ΙΙΙ Формирование новых знаний.
- Внимательно посмотрите на данные слова, посовещайтесь в парах и попытайтесь определить условие выбора –з,-с в приведённых примерах.
Учащиеся совещаются и приходят к выводу: если после приставки стоит звонкий согласный, то приставка оканчивается на –З; если после приставки стоит глухой согласный, то в приставке пишется –С.
- Создайте опорную схему, которая поможет нам в написании приставок на –з, –с. Запишите её в тетрадь.
ІV. Первичное закрепление.
- Заглянем в электронную книгу (слайд 9). Что там? Как вы думаете, какое будет задание? (Ответ: Работа с тренажёром).
Работа с тренажёром (используются ноутбуки, программа «Фраза»).
(Если нет возможности работы класса с ноутбуками, можно использовать тесты на бумажном носителе. После выполнения задания, учащиеся получают ключи и критерии оценки, самостоятельно проверяют свою работу).
- Если вы получили оценку 4-5, работая на тренажёрах, поставьте себе на полях восклицательный знак. Если оценку 3 или 2, то вопросительный знак.
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- После такой тренировки вы легко сможете справиться со следующим заданием. Откройте документ Microsoft Office Word. Перед вами слова. Как вы думаете, на какие две группы их можно разделить? Выполните эту работу. Распределите слова на две колонки. 1 – приставка оканчивается на –С; 2 – на –З, выделите приставки. (На экране (слайд 10) дублируются слова с пропущенными буквами)
Бе…силие, бе…делье, и…пользовать, и…лечить, в…помнить, в…лететь, во…хождение, во…ложить, ни…вергаться, ни…падать.
- Проверьте правильность выполнения работы по образцу на экране (слайд 11). Если всё правильно, то на полях поставьте восклицательный знак. Если есть ошибки, то поставьте вопросительный знак.
-С Бессилие Использовать Вспомнить Восхождение Ниспадать |
-З Безделье Излечить Взлететь Возложить Низвергаться |
VІ. Включение в систему знаний.
- Вновь подходим к полке с книгами (слайд 12) и берём в руки альбом «Шедевры русской живописи».
- Мир вокруг нас. Какой он? Напишите небольшое сочинение (5-6 предложений) по картине (слайд 13), используя слова с приставками на –З, -С. Озаглавьте сочинение.
- Если вам трудно, то запишите словосочетания, используя слова с приставками на –З, -С.
И. Левитан. Март.
- Прочтите написанные мини-сочинения (2-3 человека). Выскажите своё мнение о работах своих одноклассников.
VІІ. Оценка своей деятельности и рефлексия.
- И, наконец, последняя книга (слайд 14). Это классный журнал. Оцените свою работу на сегодняшнем уроке. Если у вас больше восклицательных знаков, нарисуйте весёлый смайлик. Если больше вопросительных знаков, то нарисуйте грустный смайлик.
- Что же вы узнали на уроке? Что показалось сложным? Что поняли? Продолжите предложения (слайд 15).
На этом уроке я узнал, что…
Мне было сложно, когда…
Я наконец-то понял, что…
VІІІ. Заключительное слово учителя. Домашнее задание (слайд 16).
Домашнее задание (на выбор): §44, упр. №442 или §44, упр. №443
Презентация к уроку. Правописание приставок на -з, -с.
PPTX / 4.07 Мб