12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Абих Татьяна Ивановна470
5

Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание приставок на з-,с-»

Тема урока: «Правописание приставок» 5 класс.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: познакомить обучающихся с правописанием  приставок оканчивающихся на з-,с-.

Задачи урока:

Предметные

Метапредмет-ные: 

познавательные УУД:

Коммуникатив-

ные УУД:

регулятивные УУД:

Личностные:

-   выявить условия выбора согласных з – с на конце приставок;

- формировать навык написания приставок, оканчивающихся на –з, с;

- развитие умения извлекать необходимую информацию из текста 

  - развитие умения формулировать проблему и решать её

 - развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятель-ные выводы

- развитие умения систематизировать знания

  - речевое развитие учащихся

  - развитие  умения    слушать и слышать, договариваться, прислушиваться к мнению одноклассника

  - развитие умения слушать и понимать речь других

  - развитие умения вступать в диалог

- развитие умения контролиро-вать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике

  - развитие умения самостоя-тельно оценивать  

свои мысли и высказы-вания, свои действия

  - развитие умения контролировать процесс и результат действий, вносить коррективы

  - развитие умения формировать  учебную мотивацию

  - развитие умения формировать рефлексию

  - развитие умения формировать адекватную самооценку

Оборудование: 

- учебник «Русский язык. 5 класс» под ред. М. Разумовской;

- презентация к уроку, раздаточный материал, аудиозапись «Весёлая грамматика», рабочие тетради учащихся.

Форма урока: традиционная.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, в парах постоянного состава.

Ход урока.

Организационный этап.

-Приветствие учащихся. Просмотр позитивного видеоролика для создания положительного настроя на работу.

-Оформление записи в тетрадях.

2. Диагностико-мотивационный этап. Целеполагание.

Самостоятельная работа с новым материалом.

    Учащимся предлагается записать ряд слов (даны на доске)с пропущенными согласными в приставках.    Необходимо    вставить в них пропущенные буквы, в случае сомнения можно оставлять в слове «пробел», выделить приставки.

             О…дать, ра…смотреть, с…здавать, ра…жигать, бе…конечно, з…править, в…шёл, в…бираться, и…пугаться, …делать, бе…вкусный, по…держать. 

Проверка работы (1 человек у доски).

 В ходе выполнения работы учащиеся приходят к осознанию того, не всегда понятно, какую согласную писать в приставке, а правила они не знают 

Формулируем проблему: есть приставки, правила написания которых пока неизвестно.

- Как можно сгруппировать данные слова?

Обсудить предложенные варианты группировки слов, выйти на нужный принцип.

Должна получиться следующая запись:

                                отдать                           рассмотреть

                                создавать                      разжигать

                                заправить                     бесконечно

                                вошёл                            взбираться

                                сделать                          испугаться

                                поддержать                  безвкусный

     Обращаем внимание на приставки слов второго столбика 

Фронтальная беседа по вопросам:

- Что объединяет приставки слов второго столбика?

- Стоит ли выделять их в отдельную группу и учиться писать?

- Есть ли ещё слова с этими приставками? Приведите примеры.

- Надо постараться разрешить возникшую проблему?

- Сформулируйте тему урока.

Какую цель можем поставить перед собой на уроке?

-Как будем достигать поставленной цели?

-изучим учебный материал, выясним, когда на конце приставок пишется -з, когда –с.

-составим опорный конспект

  -потренируемся в написании слов с этими приставками.

3.Открытие нового знания.

Исследовательский этап.

     Для решения выявленной проблемы ребятам предлагается стать исследователями и самим постараться определить условия выбора согласных з – с на конце приставок.

Исследуем материал аудиоурока «Весёлая грамматика» и материал учебника. 

Рассмотренный материал о выборе согласной на конце приставки предлагаю отразить в виде опорного конспекта (работа в парах)

После вывода, сделанного учащимися о правиле выбора буквы в приставке, на доске составляют опорный конспект.

4. Промежуточная рефлексия.

- Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж теоретических знаний.

- Какие знания вас приблизили сегодня к открытию?

(Умение выделять приставки, т.е. знание морфемики; знание глухих и звонких согласных, т.е. фонетические знания).

- Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось?

- Как бы вы оценили работу группы и свою собственную?

5.Закрепление изученного материала:

1.По цепочке, у доски:  выделите приставки, объяснить их написание

Бе-чувственный, бе-шумный, ра-становка, бе-жизненный,   во-становление, -делать, ра-делить, ра-сердиться, во-дать, ра-пределить.

ФИЗМИНУТКА.

2)Работа с раздаточным материалом.

Текст.

В кустах ра..цвёл красный цветок. И..дали он похож на язычок пламени. Тонкие длинные лепестки его были ра.к.рыты, а на дне поблёскивала капля воды. Цветок ра..качивался, словно о чём-то думал.

(Ю.Куранов)

 -Докажите, что перед вами текст.

-Что можете сказать об авторе текста? Каким вам видится автор этих строк?(Наблюдательный, , добрый, умеющий видеть красоту природы и ценить ее.)

- Синтаксический разбор предложения:

Тонкие длинные лепестки его были ра.к.рыты, а на дне поблёскивала капля воды.

 

- Орфографический анализ слов: ра..цвёл, и..дали, ра..крыты, ра..качивался.

3) Творческий диктант. (слова записываем на доске).

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес-

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)

10. Океан без предела (беспредельный)

11. Облако без формы (бесформенное)

12. Пустыня без воды (безводная)

6.Рефлексия.

- Кто доволен своей работой на уроке?

- Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему?

- Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?

- Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)?

Объявление оценок.

 7.Домашнее задание.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.