12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Петрова Наталья Васильевна349
1

Правописание. Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными. 5 класс.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область

Петрова Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы

«Правописание. Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными». 5 класс



Цель: создать условия для формирование умения определять условия слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными.

Планируемые результаты:

Предметные: знать условия, определяющие выбор слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными, уметь их применять.

Метапредметные: уметь адекватно воспринимать информацию, сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения содержания; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме)

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному алгоритму, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.



Ход урока.

Организационное начало.

- приветствие;

- проверка готовности к уроку.



Актуализация знаний.

- прочитайте слова, определите часть речи, определите вид орфограммы, вспомните условия выбора. (учащиеся работают в группах по 4 человека)

Карточка 1

Небрежность, ненастье, невзгоды, невежда.

Недруг, несчастье, неправда, неверность.

Не кирпич, не стол, не кошка.

Не друг, а враг, не правда, а ложь.

Работая в группе, учащиеся определяют, что это имена существительные, вид орфограммы «НЕ с именами существительными», называют условия выбора, приводят примеры: слово без НЕ не употребляется, синонимичная замена требует слитного написания, отрицание и противопоставление с союзом А требуют раздельного написания.

- Ребята, вы хорошо справились с заданием. Оцените свой уровень знаний

- я уверенно справился со всеми заданиями

- я советовался с товарищами

Определение темы урока, постановка целей.

Карточка 2

- прочитайте слова, определите часть речи, определите вид орфограммы, сравните условия выбора. (учащиеся работают в группах по 4 человека, время выполнения - 5 минут). Что изменилось?

1. Ненастный день, несчастный случай, небрежный почерк.

2. Недобрый взгляд, неглубокий ручей, нетрудная работа.

3. Не кирпичный дом, не тигриные следы.

4. Не трудная, а легкая работа, не глубокий, а мелкий ручей.

Выполняя задание, учащиеся делают вывод, что данные слова – прилагательные, вид орфограммы «НЕ с прилагательными», условия выбора слитного и раздельного написания похожи.



- Ребята, как вы сформулируете тему урока? (НЕ с именами прилагательными).

- Запишите тему урока.

- Какие цели вы поставите перед собой? Запишите свои цели.



Работа над новым материалом.

- На уроке вы познакомитесь с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с именами прилагательными.

- прочитайте правило на странице 224. Отметьте уже знакомую информацию, и новую.

/Учащиеся знакомятся с теоретическим материалом, делают вывод, что условия выбора у существительных и прилагательных совпадают в основных пунктах, но у прилагательного есть условие с усиливающими отрицание словами./

- назовите эти слова. (отнюдь не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, далеко не, совсем не).



Закрепление изученного.

Задание 1.

Комментированное выполнение упражнения 57 страница 225, (работа «по цепочке» у доски с объяснением, рекомендуется начинать с сильных учащихся, условия проговаривать в соответствии с формулировкой в учебнике, если учащийся затрудняется сказать, предлагаю прочитать)

Составьте и запишите словосочетания с данными словами. Объясните слитное и раздельное написание прилагательных с НЕ.

Нелепый, нелюдимый, неряшливый, небрежный, несчастный, невредимый, ненастный. (Нелепый случай. Пишем слитно, потому что слово не употребляется без НЕ)

Вовсе не высокий, далеко не полный, отнюдь не разговорчивый, ничуть не смешной, нисколько не усталый. (Вовсе не высокий человек. Пишем НЕ отдельно, потому что вовсе не усиливающее отрицание слово).

Задание 2.

Комментированное выполнение упражнения 60 страница 226, (работа «по цепочке» у доски с объяснением, рекомендуется начинать с сильных учащихся, условия проговаривать в соответствии с формулировкой в учебнике, если учащийся затрудняется с ответом, предлагаю прочитать)

Составьте с каждым прилагательным словосочетание так, чтобы в одном словосочетании НЕ писалось слитно, в другом – раздельно.

(Не)вежливый, (не)сладкий, (не)обычный, (не)молодой, (не)вкусный. (Невежливый человек. Пишем слитно, потому что можем заменить синонимом «грубый», «бестактный». Не вежливый, а грубый мальчик. Пишем раздельно, потому что есть противопоставление с союзом А)



Рефлексия.

- Какую тему сегодня изучали?

- Какие цели ставили?

- С каким новым условием познакомились?

- Завершите тезисы

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Самым интересным для меня было…

Самым трудным для меня оказалось…


7. Домашнее задание.

Страница 226 упражнения 61, 62 (по выбору учащегося)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.