Конспект урока по русскому языку «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»
Конспект урока по русскому языку
Тема: Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Цель: формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.
Предметные задачи урока:
-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;
-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.
Планируемые результаты:
Дети учатся:
- понимать и принимать учебную задачу;
- проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;
- сопоставлять произношение и написание слов;
- подбирать проверочное слово;
- находить примеры слов на изученную орфограмму;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Умения, характеризующие эти результаты:
- принимать учебную задачу, выполнять ее;
-определять проверяемое и проверочное слово;
- владеть разными способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне.
ХОД УРОКА
1. ОРГ. МОМЕНТ.
- Давайте повторим правила общения на уроке. Я начну, а вы продолжите.
- На уроке будь старательным,
Будь спокойным и (внимательным)
Говорите четко, внятно,
Чтобы было всем ( понятно)
Если хочешь отвечать,
Надо руку (поднимать)
Если друг стал отвечать,
Не спеши (перебивать)
А помочь захочешь другу -
Подними спокойно (руку)
2.Словарь
М.роз, н.род, гор.д, яг.дка, т.традь, вар.жка, .г.род, б.резка, д.рожка.
Я говорю слова, а они мне с помощью вееров показывают пропущенное слово.
3.Актуализация знаний.
На доске записаны буквы: б, п, в, ф, г, к, у, д, т, ж, ш, з, с.
-Какая буква лишняя и почему?-( у-так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные).
-Какие это согласные?(звонкие, глухие, парные)
-Кто мне назовет звонкие согласные?
-А глухие?
Звонкие: б, в, г, д, ж, з
4.Физминутка
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)
5..Объяснение нового материала
Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»
Откройте учебники на стр.112 в рамочке правило.
-Давайте со словаря выпишем 2 слова: мороз, ягодка.
1)Давайте к ним найдем однокоренное проверочное слово.
Мороз-морозы-морозный
Ягодка-ягода-ягодный
2)Как проверить парные согласные?(чтобы проверить парный по глухости-звонкости согласный, нужно подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после проверяемого согласного звука был гласный). В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например: [р, л, м, н].
-Понаблюдаем за проверочными словами. Букву парного согласного в проверяемом слове будем подчеркивать одной чертой, в проверочном слове те буквы, которые подсказывают решение задачи, двумя чертами.
У слова мороз парные согласные У слова ягодка парные согл. Находятся
Находятся в конце слова: в середине слова:
Мороз-морозы-морозный ягодка-ягода-ягодный
1)Корень мороз-, после 1) Корень ягод-, после
проверяемого согл.звука проверяемого согл.звука
[з] идет гласная [ы . [д] идет гласная а .
2)после проверяемого согл. 2) после проверяемого согл.
Звука з идет непарный звонкий н . идет непарный звонкий н .
6.Работа по учебнику
№208(письменно)
Вставить слова, объяснить почему выбрали и поставили именно эту букву.
-Разобрать по составу слова: морозцы, снежком.
Объяснить слово пороша(это свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега).
№209(устно)
- Прочитайте. Выполните задание по образцу.
- Прочитайте слова и назовите звук, который обозначает выделенная буква.
- В каких словах написание этих букв надо проверять? Обоснуйте.
Лебедь – [т´], лебеди – [д´], лебедушка – [д].
Узкий – [с], узок – [з], узенький - [з´].
Ловкий – [ф], ловок – [в].
№210(устно)
-Для того чтобы узнать какой буквой следует обозначать парный согласный звук в каждом слове, нужно: подобрать проверочные слова сделать это можно 2-мя способами: 1)либо изменив форму слова; 2) либо подобрать однокоренное слово.
-Образец записи нам дан, сначала идут два проверочных слова( пояса- это измененная форма, а затем родственное слово поясок и слово пояс)
(Пояса, поясок) пояс, (глаза, глазок) глаз.
(Клювы, клювик) клюв, (шарфы, шарфик) шарф.
(Чертежи, чертежик) чертеж, (шалаши, шалашик) шалаш.
(Кусты, кустик) куст, (льды, ледок) лед.
№211.
Звуко-буквенный разбор — это анализ звукового состава слова и его буквенного отображения на письме. Часто орфографическая запись слова и его звучание не совпадают. В слове может быть одинаковое количестве звуков, звуков больше, чем букв, и букв больше, чем звуков.
Снег - 1 слог.
с [ с ] — согласный, глухой, твёрдый, парный.
н [ н’ ] — согласный, звонкий, мягкий, непарный.
е [ э ] — гласный ударный.
г [ к ] — согласный, глухой, твёрдый, парный.
4 буквы, 4 звука.
7.Редлексия
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.
Тест.
- А сейчас подводя итог нашего урока, проведем небольшой тест.
1. Подчеркни парные согласные.
з, б, к, н, с, ж, ч,
2. Подчеркни слова с парной согласной.
Лошадка, дом, ошибка, луг, нос
3.Вставь букву:
Обе.., кни..ка, берё..ка, носоро…
4. Подчеркни слова, которые являются проверочными
Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.
Правильные ответы.
1. Подчеркни парные согласные.
з, б, к, н, с, ж, ч,
2. Подчеркни слова с парной согласной.
Лошадка, дом, ошибка, луг, нос
3. Вставь букву:
Обед, книжка, берёзка, носорог
4. Подчеркни слова, которые являются проверочными
Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.
-Работая по тестам, мы подвели итог нашим знаниям по теме: «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне».
- В какой части слова мы проверяем парную согласную? (в корне)
- Как проверить парную согласную в корне слова? (изменить слово или подобрать однокоренное слово)
- Почему нужно проверять слова с парными согласными? (Потому что звук и буква могут не совпадать.)
- Какие слова называются проверочными? (Слова, в которых, после согласного стоит гласный звук.)